КомпьюАрт

12 - 2000

Рынки эластичной упаковки в Европе

Пол Гастер

Производство в стоимостном выражении

Объем рынка в количественном выражении

Прогнозы потребностей в материалах

Торговля эластичной упаковкой

Консолидация

Рост рынка эластичной упаковки в тоннах составляет в настоящее время 2,5% в год, причем 60% этого рынка обеспечивается за счет продукции двадцати ведущих компаний. Общеевропейская интернационализация, рост объема розничной торговли и консолидация промышленности оказывают существенное влияние на сектор производства эластичной упаковки. Подробный анализ этих изменений можно найти в последнем отчете организации Pira International, озаглавленном «Европейские рынки эластичной упаковки», а краткие итоги исследования приведены в данной статье в табл. 1.

Наше определение эластичной упаковки охватывает «производство, поставку и изготовление пластмассовой и целлулоидной пленки, алюминиевой фольги и бумаги, которые по отдельности или в комбинации используются в розничной торговле для первичной упаковки продовольственных и непродовольственных товаров (например, бытовых моющих средств), а также в специализированных непродовольственных секторах, например для упаковки лекарств и препаратов». Сюда не включается обладающая способностью к усадке и вытягиванию пленка для вторичной упаковки, пакеты, выдаваемые в супермаркетах, грузовая и промышленная тара, мешки для силоса, мусора и т.д. Исключены полихлорвинил и другая липкая пленка, а также алюминиевая фольга для бытовых нужд.

Производство в стоимостном выражении

В 1998 году в Западной Европе производство эластичной упаковки, согласно данному выше определению, составило немногим более 8,2 млрд. долл. Посмотрим, как распределяется этот объем по странам и регионам.

С учетом торговых потоков, идущих в Западную Европу и из нее, потребление эластичной упаковки в 1998 году было здесь на уровне 7,8 млрд. долл. В стоимостном выражении общего роста на этом рынке сегодня не наблюдается; причиной тому — высокая конкуренция и общее замедление экономического развития в Европе, но самое главное заключается, пожалуй, в том, что на конечной стоимости эластичной упаковки отразилось снижение цен на сырье для изготовления бумаги, смол/пленки и фольги за последние два года.

В стоимостном выражении большинство национальных рынков растет не быстрее, чем валовой национальный продукт. Исключением является Испания, где рост составляет 8-10% в год, что хотя и скромнее, чем за предыдущие пять лет, однако превосходит аналогичный показатель других европейских рынков. Нынешнее замедление стоимостного роста в Западной Европе — также следствие высокой конкуренции, в результате чего цены резко упали, а объемы по-прежнему определяются расширяющимися потребительскими рынками, особенно кондитерских изделий и готовых закусок. Между тем изготовители упаковки выиграли от снижения промышленных цен на некоторые материалы, в частности на полиэстр, двуосноориентированный полипропилен, алюминиевую фольгу и упаковочную бумагу. Однако цены на сырье начали восстанавливаться, и ожидается, что этот процесс продолжится на протяжении последующих 12 месяцев по мере оживления европейской экономики. После двухлетнего замешательства также обнаруживает признаки оживления экономика некоторых ведущих стран Юго-Восточной Азии. В результате рационализации и реструктуризации секторов некоторых материалов, таких как полиэтилен, было закрыто значительное количество производственных мощностей, что сказывается на некотором ограничении поставок.

В начало

В начало

Объем рынка в количественном выражении

В 1998 году количественное выражение потребности в материалах, используемых для производства эластичной упаковки, оценивалось на уровне чуть более 2,5 млн. тонн. Их ассортимент приводится в табл. 2.

В настоящее время общий объем рынка в тоннах увеличивается примерно на 2,5% в год, что на 5-6% меньше по сравнению с годовым приростом за период от начала до середины 90-х годов. Общее снижение роста отражает зрелость большого потребительского рынка Северной Европы, а также замедленное развитие общеевропейской экономики в течение предыдущих двух лет. Однако количество в тоннах не отражает прогресса в области эластичной упаковки, достигнутого за последние годы. В результате развития технологии появились более тонкие виды пленки, поэтому в одной тонне содержится по площади гораздо больше пленки, чем это было пять лет назад.

В начало

В начало

Прогнозы потребностей в материалах

В течение последующих пяти лет общий рост потребления рынками Восточной Европы материалов для эластичной упаковки оценивается на уровне 2,5-3% в год, или 2,9 млн. тонн. При этом потребление пленочных субстратов предположительно будет расти быстрее — примерно 3,5% в год — преимущественно за счет вытеснения бумаги, потребление которой, как ожидается, снизится за этот период примерно на 6%.

В начало

В начало

Торговля эластичной упаковкой

В 1998 году экспорт эластичной упаковки из Западной Европы составил 600 млн. долл., а импорт — 20 млн. долл. Итальянские фирмы-изготовители определенно являются крупнейшими экспортерами эластичной упаковки, которая поставляется в основном в Северную Африку, Восточную Европу и на Средний Восток. Импорт ограничивается преимущественно специализированными, дорогими упаковочными материалами. Между тем изготовители из Турции стали в значительных объемах поставлять на европейские рынки более широкий ассортимент упаковки.

В начало

В начало

Консолидация

Ускоренными темпами идет консолидация европейской индустрии эластичной упаковки. Среди наиболее значительных случаев поглощения и слияния за последние 12 месяцев можно отметить следующие:

  • приобретение компанией Daniscos британской Sidlaw Group в начале текущего года;
  • предполагаемое слияние компаний по производству алюминия и упаковки Alcan, Pechiney и Algroup. Объединение интересов Pechiney и Algroup обеспечит новой компании ведущие позиции на рынках Европы и США. Этот шаг последовал за срывом планов слияния германской VIAG Group, в которой производитель упаковки VAW Europack является филиалом, и швейцар-ской Algroup;
  • еще два важных события в сфере производства эластичной и других видов упаковки: британская Rexam Group приобрела швед-скую PLM, а недавно финская группа компаний Huhtamaki по изготовлению бумажной и пластиковой упаковки приобрела нидерландскую Van Leer;
  • предполагаемое слияние германских энергетических групп VEBA и VIAG. Входящие в VIAG предприятия по производству металлической, твердопластмассовой и эластичной упаковки считаются второстепенными, и если слияние состоится, то они вскоре будут проданы.

Очевидно, что консолидация индустрии должна проделать еще какой-то путь. Двадцать ведущих игроков сейчас обеспечивают 60% потребностей рынка, но, вероятно, в следующие пять лет этот объем возрастет до 80%. Ведущие производители эластичной упаковки не имеют сильных позиций ни на одном из главных национальных рынков Европы, поэтому, скорее всего, процесс слияния/поглощения будет продолжен и, возможно, в него окажутся вовлеченными даже некоторые ведущие американские производители.

КомпьюАрт 12'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства