КомпьюАрт

12 - 2000

Каталог названий цвета в русском языке

А.П.Василевич, С.С.Мищенко, С.Н.Кузнецова

Творческая Группа «Колорит», basil@rc.msu.ru

Продолжаем публиковать материалы Каталога русских цветонаименований. (см. № 8, 9, 11’1999 и № 4, 5’2000).

Список 5. Цветонаименования, связанные с цветом предмета и имеющие дополнительную рекламную функцию

В опубликованном ранее списке 4 собраны цветонаименования, образованные от названий предметов. Их основное назначение – выразить как можно большее число оттенков цвета. Однако в последнее время возникает все более настоятельная потребность не столько выразить сам цвет, сколько привлечь к нему внимание. Другими словами, названию цвета придается новая – рекламная – функция. Разумеется, естественным источником слов этого типа служат названия предметов. Однако в их число привлекаются и такие предметы, цвет которых совсем не однозначен (например, названия географических объектов: Ангара, Нью-Йорк или Крым; собирательные названия фарфора: Мейсен, Дельфт, Веджвуд; слова типа осень, отлив, апрельское небо, мартовские тени, английский газон и т.п.), либо (чаще всего) название понятного предмета «снабжается» каким-то экспрессивным атрибутом, иногда необычным (изумруд Нефертити, седое алоэ, брусничный дождь). В некоторых случаях термин дает вполне конкретное представление о цвете, который имеется в виду (анисовый лед, жемчужная пашня, лиловый негр). В других случаях существенным является возникновение ассоциативного поля соответствующих слов (балтийский туман, ранняя осень, брызги шампанского, закат в кедровых рощах). Цветонаименование здесь – своего рода стимул, который возбуждает в сознании носителя языка целый ряд ассоциаций, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными, но одновременно являться ассоциациями с некоторым цветом. Степень адекватности этих реакций зависит от того, насколько удачно придумано название. Выяснить это можно, в частности, путем обращения к носителям русского языка с применением обычной методики ассоциативного эксперимента (задается название, и информант сообщает, какой цвет ассоциируется у него с этим словосочетанием; название будет удачным, если оно вызовет сходные ассоциации у группы опрошенных).

Мы сочли целесообразным отметить у каждого термина значение выражаемого им оттенка цвета. Напоминаем, что это значение в целом довольно приблизительно, однако нам удалось провести с несколькими словами упомянутый выше ассоциативный эксперимент. Для этих слов значение цвета более достоверно ( в Списке они помечены звездочкой).

аметистовая ночь — темный фиолетово-синий

английский газон — ярко-зеленый

анисовый лед — холодный зеленовато-желтый

апрельское небо — голубая лазурь

балтийский пляж — беловато-бежевый

балтийский туман — тусклый светло-серый

бархатное небо — насыщенный темно-синий

бархатный подсолнух — темно-золотистый

белая ночь — светловато-белесый

берестяная грамота — золотисто-коричневый

бесконечно синее небо — глубокий синий

болотные сумерки — зеленовато-бурый

брусничный дождь — прозрачный красновато-розовый

брызги шампанского* — искрящийся светло-желтый

брюшко тропической рыбки* — серебристо-белый

бушующий океан — сиренево-розовый с металлическим блеском

Веджвуд — цвет веджвудского фарфора; фиалковый, серовато-голубой

венская зелень — нежно-зеленый

весенняя проталина — темно-бурый

вечер на рейде* — черно-синий

вечернее южное небо — ультрамарин

вечерний синий — темно-синий

водопад — голубовато-серебристый

водяная феерия* — перламутрово-голубой

волна и пена — сочетание белого и сине-серого

восход* — розовато-оранжевый

восход в восточных садах — теплый ярко-розовый

восход в сопках — холодный розовый

высохшая саванна — выгоревший серо-желтый

глаза пантеры — светящийся желто-зеленый

глетчер — средне-серый

голубое сердце — серебристо-голубой

голубое утро — нежный сиренево-голубой

голубой ангел — бледно-голубой

голубой Дунай — веселый голубой

голубой Терек — прозрачный голубой

голубой цвет Пикассо — грязновато-голубой (характерный для картин Пикассо)

горные вершины — сверкающий белый

горящий камин — огненно-красный

грозовой перевал — темно-серый

Дельфтцвет дельфтского фарфора: серовато-синий с лиловым оттенком

денимцвет темной джинсовой ткани: серовато-синий

дождливый восход — розовато-серый

дождь (цвет дождя) — прозрачный сероватый

еврейский красныйцвет традиционного чехла торы: вишневый

жемчужная пашняцвет изморози на влажном весеннем поле: буровато-седой

закат в джунглях — жгучий желто-красный

закат в кедровых рощах — золотисто-медный

закат в песках Сахары — золотисто-оранжевый

запах розы* — пастельно-розовый

заросли камышасм. камышовая тишь

затмение — тревожный черно-серый

зеленый полумрак — темный бархатисто-зеленый

зимнее утро — холодный бледно-голубой

зимние сумерки — серовато-голубой

золотая дюна — светло-песочный с золотистым оттенком

золотая осень — багряно-желтый

золотое руно — переливающийся палево-рыжий

изумруд Нефертити — темно-изумрудный

изумрудные сумерки — бархатисто-зеленый

изумрудный гейзер — цвет сверкающих на солнце зеленых брызг воды

изумрудный шартрез — искрящийся темно-зеленый

испанское виноцвет темного красного вина

Италийская ваза* — терракотовый

Каирская роза* — оранжево-розовый

кайенский — коричневый

калина красная — темно-алый

камышовая тишь* — мягкий буро-зеленый

каньон* — пыльно-коричневый

карельский туман — молочно-белесый

кипенный садцвет фруктового сада в разгаре цветения: кипенно-белый

кипящая лава — слепящий огненно-красный

клубничная весна — интенсивно-розовый с синевой

коралловое утро — пастельный морковно-розовый

космический голубой — глубокий голубой

космический синий — глубокий синий

космос — см. космический синий

красный в тонах Пикассо — багрово-красный (характерный для картин Пикассо)

красный от Монроцвет алого платья Мерилин Монро

красный цвет Матисса — серовато-красный (характерный для картин Матисса)

крымская лазурьцвет морской дали в ясный день: яркий зеленовато-голубой

лава Везувия — огненный

ледяной шторм — темный сине-серый с блестками

лиловый негр — сиреневато-шоколадный

лондонский рассвет* — светло-серый с розоватым оттенком

лунная лавацвет старой застывшей лавы: голубоватый серо-желтоватый

лунное затмение* — иссиня-черный

лунный камень — глянцевый молочно-белый

лунный свет — холодный бледно-голубоватый

луч заходящего солнца — нежный пурпурно-красный

Мейсен цвет мейсенского фарфора: темно-голубой

малахитовый зал — насыщенный темно-зеленый

мартовские тени — голубовато-серый

милитари* — хаки

молоко матери — кремово-белый

монастырский белый — чистый аскетический белый

море после шторма — серовато-синий

мороз и солнце — сочетание солнечно-желтого и голубого

морские камни — глянцевый голубовато-бурый

московские сумерки — сизо-серый

невская вода — голубовато-стальной

нефрит Клеопатры — матово-зеленый

низкое небо — мрачно-серый

нильский закат* — оранжевый

ночная вода — темный агат

ночная река — маслянистый зелено-черный

ночная тайга — черно-зеленый

ночной луг — зеленовато-черный

нью-йоркский смог — бледно-серый

оксфордский синийцвет спортивной формы студентов Оксфордского университета: темно-васильковый

осенний закат — тревожный багряно-красный

осенние сумерки — лиловато-серый

открытое небо — открытый голубой

отлив — грязноватый сине-зеленый

оттенок весны — нежно-оливковый

офисный зеленый — цвет зеленого бильярдного сукна

парижская грязь — булыжный

пасхальный красный — охристо-алый

патина Исаакия — салатовый, зеленый с седым налетом

пепел розы — розовато-серый

персидский голубой — голубой с лиловым оттенком

песчаная буря — желтовато-серый

петербургский рассвет* — однообразный тоскливо-серый с малиновым проблеском

подводное течение — темная мор-ская волна

подмосковный загар — средне-смуглый

пожар в джунгляханалог англ. Hotskins: на черном фоне полыхают оранжевые, алые и желтые краски

поздняя осень — темно-бурый

поземка — холодный сизо-белый

полночная синь — черно-синий

полынья — темно-свинцовый

предпасхальная бирюза

московского неба — ярко-голубой

прерия — выгоревший зеленый

пряный бальзам — коричнево-красный

пустыня — желто-бежевый

пучина океана — сине-черный

пьяная вишня — сероватый бордо

ранние сумерки — голубовато-серый

ранняя весна — прозрачный светло-голубой

ранняя осень — золотисто-зеленый

рассвет в ущелье — розовато-серый

рассвет на Валдае — красно-розовый

рассвет на Эльбрусе* — светло-голубой с красным и белым

редмахагони — цвет красного дерева

рубин Моголов — глубокий малиновый

саванна — выгоревший желто-зеленый

свежее утро* — нежный розовато-голубой

свет утра — розово-серый

северное сияние — переливающийся голубовато-розовый

северный восход — малиновый

седое алоэ — белесый зеленый

седой кирпич — кирпично-красный с белесым налетом

серебристо-полярный — серебристый голубовато-белый

серый прибой — серовато-голубой

синева южного неба — бархатно-синий

сиреневые сумерки — сиренево-серый

сиреневый дождь — прозрачный сиренево-серый

ситец летнего неба — ярко-голубой

скалы — серо-коричневый

скандинавские фьорды — мрачный синевато-серый

слоеное мороженое — сочетание молочно-белого, розового и светло-коричневого

смарагдовый сомик — глянцевый сочно-зеленый

смог над городом — светлый графитно-серый

смуглый медцвет светлого гречишного меда: золотисто-коричневый

солнечная роса — перламутрово-желтый

солнце в пустыне — слепящий желто-белый

старинные румяна — пунцово-красный

старое бургундское — темно-красный

старый аквариум — мутно-зеленый

студеный ручей — стальной голубой

стюардесса — ярко-синий

сумерки — пасмурно-серый

таежное урочище цвет темно-зеленой хвои

таежный омут — зелено-черный

таинственный лес — мрачный серо-зеленый

тень — средне-серый

тихая заводьцвет темно-зеленой тины

туман у импрессионистов — серебристо-розовый

тусклый день — тусклый серо-голубой

утренние скалы — розовато-серый

утренние сумерки — голубовато-серый

утренний асфальт — розоватый белесо-серый

утренний плес — розово-песочный

утренний смог — полупрозрачный светло-серый

утренняя дымка — прозрачный дымчато-голубой

уходящее солнце — красно-золотой

флорентийская эмаль — яркий индиго

флотский синий — темно-синий

французский беж — изысканный бежевый

хмурое утро — тревожно-серый

холодное небо — светло-голубой

черная слеза — блестящий черный

чернила осьминога — темно-фиолетовый

черные сумерки — бархатный черный

шотландский красный — чистый красный

южный загар — шоколадно-смуглый

южная лазурь — глубокий синий

южная ночь — бархатисто-черный

ягода — светло-розовый

яркая лазурь

предмайского неба — яркий небесно-голубой

КомпьюАрт 12'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства