КомпьюАрт

12 - 2001

Использование цвета в периодических изданиях
Часть 3. Функции цвета в журналах. Примеры из практики

Ирина Лаптева

Обложка

Информационные полосы

Программа и анонсы

Выводы и рекомендации

Специалисты и преподаватели специализированных учебных учреждений отмечают явную недостаточность современных отечественных исследований в области дизайна печатной продукции и отсутствие литературы соответствующей тематике. Надеемся, что наша попытка анализа использования цвета в периодических изданиях окажется полезной нашим читателям и частично восполнит этот пробел.

В предыдущем номере мы обещали провести анализ изданий цветового оформления на примерах телевизионных журналов России и Германии. Рассмотрим сначала отечественные — «Телевик» и «Петербургский Телевик».

Обложка

Во внутренней организации журналов такого типа цвет выполняет в основном коммуникативную функцию, выразительная функция цвета здесь проявляется в обложке.

Обложки «Телевика» обычно выглядят неприметно и скучно. Единственное, что может привлечь к ним внимание, это фотография какой-нибудь знаменитости. Причина здесь в том, что для фона обложки используются малонасыщенные или затемненные цвета. А обложка телевизионных изданий должна выглядеть ярко и призывно (но при этом не пестро и не вызывающе). Ее цвета должны выражать развлекательный характер данного журнала и обещать покупателю веселый и насыщенный отдых.

Логотип, анонсы и тема номера «Телевика» всегда выделяются красным — это, конечно, делает журнал более заметным, но лишь в том случае, когда эти элементы располагаются на контрастном фоне.

Журнал TV-Movie, напротив, использует красный цвет на обложке только для логотипа. Ни тема номера, ни анонсы наиболее интересных материалов, вынесенные на обложку, не выделены красным. Когда смотришь на обложку TV-Movie, сначала замечаешь выделенный красным логотип, а затем вынесенную на обложку информацию, касающуюся содержания данного номера. Когда же смотришь на обложку «Телевика», взгляд начинает бегать от одного красного выделения к другому, что очень утомляет глаза и рассеивает внимание смотрящего.

В «Петербургском Телевике» обложки стараются делать более радостными, например в № 12 для фона выбраны желтый с оранжевым (они чередуются полосами), в № 10 — желтый с розовым. Но это не является тенденцией, часто фон делают слишком темным. Также в издании сделана попытка вынести цветовые обозначения дней недели на обложку, как это сделано во многих западных изданиях с программой телевидения, например в TV-Movie. Отличие в том, что, например, в TV-Movie ни один день не выделен красным. Во-первых, чтобы не добавлять красных элементов на обложку, во-вторых, чтобы не делать какой-то день важнее другого. В «Петербургском Телевике» красный цвет имеют понедельник, среда и воскресенье (можно было бы оправдать выделение воскресенья как выходного дня, остальные выделять нецелесообразно). К тому же вынесенные на обложку обозначения не соответствуют цветовым обозначениям внутри журнала (на обложке обозначена зеленым).

В начало В начало

Информационные полосы

Во всех рассматриваемых мною номерах журнала «Телевик» цвет в оформлении используется очень скупо. Материалы располагаются большими текстовыми полотнами на белом фоне, такой стиль оформления свойственен публицистическим или профессиональным изданиям. Цветом выделяются только заголовки и подзаголовки, в основном для выделения используются два цвета — красный и бордовый. Непонятно, по какому принципу выбирается цвет для заголовка: заголовки новостей на третьей странице (во всех номерах) выделены бордовым, этот же цвет используется и для заголовков статей на других страницах. В цветовом оформлении информационных полос допущена та же ошибка, что и на обложке, — все выделения сделаны одним цветом. Активный выразительный характер красного не учитывается — вместо того чтобы выделить им самую главную информацию, выделяется вообще все, что надо выделить, а большое количество красного цвета раздражает.

Следует сказать, что в том же TV-Movie для выделения заголовков статей используется синий цвет, а для заголовков новостей и выделений в тексте (имя актера или название фильма) — красный. Заголовки статей обычно печатаются крупным шрифтом, то есть они уже выделены размером шрифта. А заголовки новостей печатаются тем же кеглем, что и основной текст (иногда на два-три пункта крупнее), поэтому их выделяют ярким, обладающим большей эмоциональностью цветом. Умелое использование выразительных свойств цвета проявляется здесь и в том, что для текстовых выделений выбраны два цвета, оказывающих на человека противоположное эмоциональное влияние: один успокаивает, другой возбуждает. Такой прием применяется потому, что, во-первых, одних читателей привлечет темно-синий, других — красный, но и те и другие поймут из прочитанного, о чем или о ком идет речь в статье. Во-вторых, находясь на одной полосе, эти цвета устанавливают эмоциональное равновесие выразительности полосы в целом.

Цветные фоны для организации текста в «Телевике» практически не используются, а если и используются, то нефункционально. Поэтому, как уже указывалось выше, все материалы представляют собой только текстовые полотна. Например, на третьей странице в каждом номере находится так называемая хроника, состоящая из нескольких новостей. Все они расположены на одном бежевом фоне и сливаются, хотя и должны различаться.

Во всех номерах на четвертой и пятой страницах печатаются материалы на разворот — чаще всего это интервью или статьи, в которых присутствует один главный герой. Ни цветных фонов, ни цветных графических разделительных элементов на разворотах не используется, потому они и выглядят скучно и пугающе однообразно. Такие текстовые полотна читателю будет просто лень читать. Возможности цвета никак не используются для того, чтобы заинтересовать читателя.

При помощи коммуникативных свойств цвета можно «обмануть» читателя, представив такой же по объему текст, но небольшими порциями. А разные цвета, использованные для фонов, подчеркивают различные характеры частей. Такое оформление было бы более удобным для читателя, к тому же в этом случае у него появился бы выбор: он мог бы начать чтение интервью с той части, цвет фона которой ему больше понравился, или с темы, которая его больше заинтересовала. Оформленный таким образом разворот выглядел бы живым и «общался» бы с читателем, предлагая ему выбор. Текстовая масса не отпугивала бы читателя, заставляя считать, что на чтение такого материала у него уйдет битый час.

В «Петербургском Телевике» цвет в оформлении используется чрезмерно: все заголовки выделены цветом, причем для заголовка каждой статьи выбирается свой цвет. В некоторых номерах используется до восьми различных цветов.

Цветные фоны в журнале используются нефункционально и без учета выразительных свойств цветов. Часто используется один фон бледно-зеленого цвета на весь разворот. Фон новостей, расположенных в колонках по краям разворота, чуть отличается от фона полос (чуть-чуть темнее), в результате все сливается. На развороте размещаются две статьи и две колонки новостей, но выглядят они как единый блок.

Все материалы, как правило, располагаются сплошным текстом под одним заголовком на одном бледно-розовом фоне. Ни иллюстрации, ни графические элементы текст не разделяют, никаких выделений в тексте тоже нет (например, имена «звезд»). Читателю не удобно читать такой большой однообразный текст, особенно читателю подобного издания. Такие объемные материалы характерны для публицистических журналов, но не для изданий данного типа.

Применение цвета в издании не является ни выделительным, ни различительным, ни разделительным, ни каким-либо другим, кроме декоративного. А поскольку цвета подчас использованы достаточно насыщенные, то они сбивают читателя с толку. Взгляд невольно притягивается к этим цветным элементам, и человек считает, что они расставляют какие-то смысловые акценты. Но не находя логического оправдания для присутствия здесь данных цветовых сигналов, он приходит в недоумение. А текст между тем смотрится как бессмысленная масса, состоящая из букв. Девяносто девять процентов читателей не прочтут здесь ничего, кроме названия. Графические элементы используются тоже нефункционально.

В данном случае можно было бы использовать прием, примененный в TV-Movie (№ 20) для оформления интервью с Мадонной (с. 33-34) или на страницах с кинорецензиями (с. 248, 250). В этих материалах в отдельные небольшие блоки вынесена дополнительная информация о героях статей. Так, в интервью с Мадонной в блок, выделенный из основного текста красной плашкой и рамкой, заключена ее краткая биография («Досье»), а в кинорецензиях в отдельных блоках, выделенных светло-бежевым фоном, рассказывается об актерах и режиссерах («Портрет»).

В таких блоках можно поместить краткую информацию об интервьюируемых (продюсере и режиссере программы), о программе (которую они вместе делают и о которой рассказывают в интервью) и о ее ведущем (о нем тоже идет речь в интервью). Чтение текста, помещенного в каждый их них, должно занять у читателя не больше чем полминуты. Для каждого блока можно сделать фон своего цвета (светлых малонасыщенных тонов). Или же расположить на цветном фоне все интервью, а эти блоки оставить белыми, но выделить насыщенным цветом плашку, имена героев и название передачи.

Распределенные по всему развороту, эти блоки будут привлекать внимание читателя, а прочитать краткую схематичную информацию ему труда не составит. И может быть, получив какие-то сведения о героях разворота, он заинтересуется ими и захочет прочитать интервью.

Чтобы интервью стало удобочитаемым, его лучше разбить на части и дать этим частям названия, то есть подзаголовки, которые следует выделить цветом.

Кроме того, нужно использовать цветные рамки и линейки, чтобы текст выглядел так же, как дополнительная информация в вынесенных блоках. Такой текст человеку будет легче читать, поскольку его не будет смущать груз объема, возможно, не нужной ему информации. Читатель может читать это интервью частями и не сразу, а при таком четком разделении ему будет не сложно запомнить, какую часть он уже прочитал.

В начало В начало

Программа и анонсы

В «Петербургском Телевике» и в «Телевике» цвет в сетке программы ТВ отделяет друг от друга каналы и выделяет колонки с указанием времени начала фильмов и передач. Также в обоих журналах цвет используется для различения дней недели: развороты с сеткой программы и с анонсами оформлены в определенном цвете для каждого дня. На страницах с анонсами цветом выделяются названия фильмов. Хотя дни и различаются, но на странице каждого дня разобрать что-либо невозможно. В сетке программы каналы ТВ тоже не различаются, весь разворот сделан в одном цвете. Варианты оформления выглядят скучно, и ни в одном из них цвет не помогает читателю воспринимать информацию.

В журнале TV-Movie в сетке программы и анонсов цвет используется функционально. Например, пятница здесь малинового цвета. На верхнем поле каждого разворота (и с программой, и с анонсами) расположен одинаковый для всей «программной» части колонтитул — это плашка синего цвета с числом и месяцем. Вдоль правого и левого полей идут полосы малинового цвета, завершающиеся наверху малиновой плашкой, на которой находится сокращенное название дня недели.

Программа телевидения размещается на двух разворотах. Первый разворот разделен на 10 колонок, и каждый канал печатается в своей колонке. Сверху каждый канал обозначен плашкой своего цвета, на которой расположены название канала и логотип.

В каждом канале выделены фильм или передача, показываемые в вечернее время. Выделение сделано тем же цветом, что и плашка наверху. Второй разворот разбит на 12 колонок. Всего здесь расположено 24 канала: 12 основных каналов занимают четыре пятых пространства вверху, а еще 12 дополнительных каналов (например, музыкальные каналы) — оставшуюся одну пятую внизу. Верхние каналы оформлены так же, как и каналы на первом развороте, — каждый канал выделен своим цветом.

Программы всех основных каналов при помощи цвета разбиты на временные периоды. Передачи и фильмы, идущие с 14 до 18, с 20 до 22 и с 0 до 6 часов, расположены на светло-голубом фоне. Нижние каналы наверху блока выделены плашкой с названием и логотипом, но все плашки одного цвета — синего, такого же, каким выделен колонтитул. Для того чтобы эти каналы не сливались, они через один расположены на светло-бежевых фонах. Анонсы занимают пять разворотов (включая рекламу). На первом развороте они разбиты по рубрикам (темам): «Сериал», «Интервью», «Репортаж и природа», «Спорт», и каждая тема выделена своим цветом одинаково на всех днях. Эти рубрики расположены в виде вертикальных блоков.

Сверху каждая рубрика выделена плашкой, а слева — отделена линейкой. Анонс на наиболее интересную передачу (или сериал) располагается вверху блока и выделяется цветным фоном.

Для элементов выделения и разделения каждого блока используется один и тот же цветовой тон, только для плашек с названием рубрики и линеек — насыщенный, а для фонов — малонасыщенный.

На остальных разворотах расположены анонсы фильмов. Открывают их анонсы тех фильмов, которые показываются в первой половине дня (до 15 часов), а завершают анонсы фильмов, показываемых ночью. Последние размещены отдельными блоками и выделены сверху плашками синего цвета. Заголовки (названия фильмов) и основной текст — черного цвета.

Время показа и жанр картины выделены бордовым цветом. Все анонсы напечатаны на белом фоне, и только один анонс на развороте — самого интересного, по мнению редакции, фильма — размещается на цветной подложке.

В журналах «Телевик» и «Петербургский Телевик» сделаны попытки задействовать коммуникативные и выразительные свойства цвета, но в основном в этих изданиях цвет является только декоративным средством. В «Телевике» цветные элементы используются мало: цветных фонов практически нет, из текста цветом выделяются лишь заголовки и подзаголовки, а цветные графические элементы вообще не используются. В «Петербургском Телевике» эти цветные элементы (кроме графических) присутствуют в большом количестве, но в организации материалов они не задействованы. Для заголовков используется слишком много цветов, что делает журнал пестрым.

Цветные фоны обладают уникальными свойствами организации текстовой информации. Они позволяют делать материалы различаемыми, отделять их друг от друга, выделять наиболее важный материал. К сожалению, все эти возможности цветных фонов в рассмотренных петербургских журналах не используются. В первом цветных фонов практически нет, а во втором их превратили в декорацию. В «Петербургском Телевике» все фоны, которые заполняют не небольшие блоки, а полосы целиком и для которых используются достаточно насыщенные цвета, при пролистывании журнала сливаются в один утомительно-раздражающий фон. Цветные фоны применяются бесцельно, просто для того чтобы «украсить» издание.

Забывают о и графических элементах. А ведь на страницах, где уже есть цветной фон, или там, где необходимо оставить белый, для разделения текстов использовать цветные графические элементы очень удобно.

В начало В начало

Выводы и рекомендации

В ходе анализа применения цвета в оформлении печатных изданий выясняется, что цвет является одним из основных средств организации информации, а также сильным выразительным средством. Цвет выполняет в печатных изданиях (книжных, рекламных и периодических) следующие функции: коммуникативную, символическую и выразительную.

Коммуникативная функция может проявляться как различительная, выделительная, как функция противопоставления и разделения и как объединяющая функция. Проявление символической функции зависит от используемой в издании группы символов: ассоциативной, ассоциативно-кодовой и кодовой. В проявлении выразительной функции сочетаются ассоциативное значение, физиологическое и психологическое воздействие цвета.

Для того чтобы цветовое оформление было гармоничным и соответствовало содержанию журнала, необходимо учитывать характер издания и его целевую аудиторию. От типа журнала зависит проявление функций цвета в организации материала, а также цветовая гамма, в которой должно быть оформлено издание.

Рассмотренные в статье издания с телевизионной программой носят развлекательный характер и рассчитаны на широкую аудиторию. Эти журналы содержат небольшие по объему материалы: статьи, заметки, новости, анонсы фильмов и т.д. Поэтому главная задача цвета — сделать всю текстовую информацию легко воспринимаемой. Каждый материал должен быть замечен читателем, а значит, цвет должен выполнять различительную функцию.

Все материалы должны быть удобочитаемыми, они должны разделяться, а не сливаться в один большой текстовый блок — в этом заключается разделительная функция. Чтобы читатель не потерялся в большом количестве текста, наиболее интересный, по мнению редактора, материал надо выделить (выделительная функция). Если заголовки, новости, справочные сведения и т.п. будут объединены одинаковой цветовой гаммой, читателю будет легче ориентироваться в издании (объединяющая функция).

Аудиторию таких журналов составляют самые разные люди: по возрасту, полу, социальному положению, профессии и т. д. Поэтому в оформлении надо использовать такие цвета, которые нравятся большинству людей.

Проанализировав журналы «Телевик» и «Петербургский телевик» и сравнив их с аналогичными западными изданиями, можно сделать вывод, что в обоих петербургских изданиях цвет используется в основном в качестве декоративного средства, а коммуникативные и выразительные возможности цвета оформителями не использованы вообще или использованы без учета их функциональности.

На основании анализа оформления вышеуказанных изданий можно вывести следующие принципы для цветовой активизации журналов с программой телевидения:

  1. Для оформления обложки следует использовать яркие цвета.
  2. Цвета для элементов обложки должны быть выбраны таким образом, чтобы информация воспринималась последовательно.
  3. Логотип должен быть выделен.
  4. Цвет выделения логотипа для других элементов обложки использоваться не должен.
  5. Цветовые обозначения дней недели, используемые на страницах с программой и анонсами, должны быть вынесены на обложку.
  6. Для шрифта основного текста необходимо использовать черный цвет.
  7. Цветом надо выделять заголовки и ключевые слова.
  8. Для шрифта заголовков следует использовать насыщенные, но не яркие цвета.
  9. Ключевые слова и заголовки новостей следует выделять ярким цветом.
  10. Цвета текстовых выделений должны быть одинаковы для всех материалов.
  11. Цветные фоны должны использоваться для выделения новостей и другой краткой дополнительной информации.
  12. Цветные фоны должны использоваться в случаях разделения объемного текстового материала на небольшие блоки.
  13. На одном развороте фоны одинакового цвета использоваться не должны.
  14. Цветной фон не должен заполнять полосу целиком.
  15. Цветные фоны должны располагаться так, чтобы не создавать одновременного и пограничного цветовых контрастов.
  16. Для фонов следует использовать светлые малонасыщенные цвета.
  17. На каждом развороте один материал обязательно должен быть выделен цветным фоном.
  18. Для выделения и разделения информации должны использоваться цветные графические элементы.
  19. Для выделительных графических элементов следует использовать яркие цвета.
  20. Для разделительных элементов следует использовать затемненные цвета.
  21. Цвета выделительных и разделительных графических элементов должны быть одинаковы для всех подобных элементов.
  22. В сетке программы телевидения каждый канал должен быть выделен своим цветом.
  23. Цветовое обозначение дней недели на страницах с программой и анонсами должно быть расположено на полях.
  24. Для разделения текстового материала на страницах с анонсами следует использовать цветные графические элементы.
  25. В текстах анонсов следует выделять цветом время показа и жанр фильма или передачи.

КомпьюАрт 12'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства