КомпьюАрт

12 - 2001

Бумага для масс

Светлана Фомина

Рынок газетной бумаги: прошлое и настоящее

Структура рынка

Благоприятный, но кризис

Что имеем?

Динамика производства газетной бумаг и по регионам России (данные ИТКОР), тыс.т.

Утро миллионов людей начинается с чтения газет. Жизнь одного экземпляра настолько коротка, что порой становится обидно за труд создателей. Каждый день появляется на свет несколько новых изданий, претендующих на любовь читающих масс. Одни  привлекают жареными фактами, другие — качеством полиграфического исполнения. Но отдавать больше 10 рублей за информативное сопровождение в метрополитене захочется далеко не каждому. В данной статье речь пойдет о самом дешевом секторе полиграфического рынка — о бумаге для производства газет.

Рынок газетной бумаги: прошлое и настоящее

Газетная бумага является самой дешевой из всех видов бумаг для печати, поскольку изготавливается из наиболее дешевых волокнистых материалов без пропитки и наполнителей (или с низким содержанием наполнителей) и имеет массу 45-52 г/м2.

Из-за относительно низкой цены и особенностей технологии печати ее нерентабельно заменять другими видами бумаг, таков уж продукт — газета, жизненный цикл которой не длиннее, чем у мотылька-однодневки. И хотя в последнее время уровень требований к качеству полиграфической продукции возрос, импорт качественной газетной бумаги ничтожно мал. Россия прекрасно справляется своими силами.

Покупателями газетной бумаги являются издательства и редакции газет и журналов, а также оптовые и другие коммерческие организации. Продавцами на рынке газетной бумаги выступают предприятия, выпускающие указанную продукцию, их оптовые фирмы и другие посреднические организации. Основными производителями — поставщиками газетной бумаги на российском рынке являются несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, расположенных в основном в европейской части России: ОАО «Кондопога» (Республика Карелия), ОАО «Волга» (Нижегородская область), ОАО «Соликамскбумпром» и ГП «Камский ЦБК» (Пермская область), ОАО «Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми) и ОАО «Красноярский ЛПК» (Красноярский край). К 1999 году в среднем доли указанных предприятий по производству этой продукции соответственно составили: 34,8; 25,7; 20,4; 5,25; 11,3; 2%. За первые четыре месяца 2000 года, по данным Роскомстата (обработка «ЦБК-экс пресс»), в России было произведено 565,8 тыс. т газетной бумаги. Из них около 80-85% приходится на долю трех ведущих производителей: ОАО «Волга», ОАО «Кондопога» и АО «Соликамскбумпром». Данную продукцию в небольших объемах может выпускать еще ряд предприятий в стране, однако их суммарная доля незначительна (порядка 1-2%).

Поскольку мощности по производству данной продукции сосредоточены в европейской части России и на Урале, а география их поставок и сферы интересов посреднических организаций охватывают практически всю территорию Российской Федерации, рынок газетной бумаги считается федеральным рынком России. Несмотря на громкое название, возможности покупателей несколько ограничиваются отдаленностью от указанных производителей и их оптовых фирм и связанными с этим высокими транспортными издержками.

Производимая российскими предприятиями газетная бумага реализуется как в России, так и за рубежом. Экспорт этой продукции был особенно выгоден в условиях роста курса доллара и соответственного снижения платежеспособного внутреннего спроса после кризиса августа 1998 года. По данным ГТК России, доля экспорта до 2000 года составляла 71%.

Объем товарных ресурсов рынка газетной бумаги был таков: в 1996 году — 378,1, в 1997 году — 372,8, в 1998 году — 440,5, в 1999 году — 469,5 тыс. т.

Однако на данный момент рынок газетной бумаги уже пережил стадию бурного роста и является сегодня самым насыщенным: предложение на 98,11% состоит из отечественной продукции. По мнению оптовых продавцов, если вдруг прекратится экспорт газетной бумаги и все объемы будут выброшены на внутренний рынок, то девать бумагу будет просто некуда.

Темпы роста потребления газетной бумаги, по оценке специалистов, составляют 8-10% в год, в то время как общий рост бумажного рынка достигает 20-30%. Основная задача производителей газетной бумаги — не уступить долю рынка конкуренту еще и потому, что этот вид деятельности дает средства для разработок оте чественных бумагоделов.

Компании, прочно обосновавшиеся в этом сегменте, получают высокие доходы за счет экономии на масштабах производства. Большая часть производимой ими продукции идет на экспорт. На сегодняшний день почти все производители газетной бумаги заключили контрак ты на поставку продукции в Германию, Швейцарию, Австрию и другие страны ЕС.

По данным маркетинговой группы «ИНФО ОЛ», в январе 2001 года средняя цена 1 кг газетной бумаги составляла 14,04 руб., что на 0,10 руб. меньше, чем в конце прошлого года. Качество продукции российских производителей одинаковое, поэтому отклонение от средней цены — 4,15 руб. за 1 кг.

Цены на газетную бумагу за 2000 год — первый квартал 2001 года выросли более чем на 200 долл. Средняя экспортная цена на российскую газетную бумагу в 2000 году составила 412 долл. при ценах на рынке на аналогичные сорта в пределах 510-530 долл. за  тонну. Внутрироссийские цены превышают экспортные на 80-150 долл., а мировые — на 50 долл. При  импорте бумаги в Россию она облагается 15% таможенной пошлиной и 20% НДС, что позволяет отечествен ным производителям диктовать цены на бума гу. Отмена пошлин вряд ли положительно скажется на положении дел отечественных производителей газетной бумаги, поскольку, несмотря на популярность российского продукта, весь мир все же переходит на полноцветную печать и улучшенное качество запе чатываемого материала. Пока же поставщики западной «газетки» не собираются ввозить импортную бумагу, за исключением сортов, позволяющих улучшить внешний вид недолговечной печатной продукции.

Потребность российского рынка в этой продукции по данным на 2001 год составляет приблизительно 700 тыс. т.

В начало В начало

Структура рынка

Структуру рынка газетной бумаги определяют количественные и качественные факторы.

В региональные разделы субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по газетной бумаге внесены пять из шести вышеуказанных основных производителей этой продукции.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (или отсутствие) барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов и степень открытости рынка для межрегиональной и международной торговли.

Основными барьерами выхода на рынок газетной бумаги являются:

  • экономический — высокие капитальные затраты на организацию указанного производства. Кроме того, усложняют ситуацию необходимость размещения целлюлозно-бумажного производства вблизи сырьевых ресурсов, относительная ограниченность последних, а также необходимость строительства дорогостоящих очистных сооружений и выполнения ряда других природоохранных мероприятий;
  • ограничения по спросу — в связи с достаточно низкой платежеспособностью потребителей спрос на данную продукцию удовлетворяется в тех регионах, где расположены производители газетной бумаги. Что касается других регионов, то спрос там ограничивается высокими расходами на транспортировку данной продукции.

Барьером выхода на газетный рынок также являются ограничения на вывоз данной продукции, вводимые в некоторых субъектах РФ. Негативно влияют на развитие рынка газетной бумаги и бартерные сделки.

О степени открытости рынка газетной бумаги для межрегиональной торговли можно судить по возможности выхода на данный товарный рынок поставщиков из других регионов: торговля между регионами ведется практически беспрепятственно, хотя, как уже упоминалось, это и связано с высокими транспортными расходами.

Что касается открытости рынка газетной бумаги для международной торговли, то она совсем незначительна, о чем свидетельствует небольшая доля импорта (менее 1%) в общем объеме ее реализации на  территории Российской Федерации.

В начало В начало

Благоприятный, но кризис

Не стоит забывать и о влиянии кризиса на динамику рынка: до августа 1998 года роста цен на газетную бумагу не наблюдалось и наиболее массовые сорта бумаги ( газетная, офсетная) предлагались российскими производителями бумаги по доступным и сравнительно стабильным ценам. Однако после кризиса ситуация на указанном рынке изменилась: девальвация рубля и благоприятная конъюнктура на мировом рынке бумаги, связанная с закрытием ряда зарубежных фабрик на реконструкцию, сделали выгодным бумажный экспорт. По данным Мин экономики России, средняя цена, которую предлагали производители газетной бумаги, в Российской Федерации за период с августа 1998-го по август 1999 года возросла с 2623 руб./т до 7712 руб./т, то есть в среднем в 2,9 раза (в Рес публике Коми — в 3,3 раза, в Рес публике Карелия — в 2,7 раза, в Нижегородской области — 3,3 раза, в Уральском регионе — 2,7 раза, в Красноярском крае — 2,9 раза).

Вместе с тем рост цен на газетную бумагу обусловлен ростом себестоимости производства этой продукции. Так, в ОАО «Соликамскбумпром» себестоимость возросла в 1,9 раза из-за повышения цен на древесину в 1,6 раза и на химикаты (сода кальцинированная, сера, квасцы, тальк и др.) в 1,9 раза, а также в связи с увеличением тарифов на электроэнергию. Аналогичная ситуация сложилась на ГП «Камский ЦБК». В ОАО «Волга» цена на древесину увеличилась в 2,1 раза, в ОАО «Кондопога» цены на химикаты увеличились в 1,1 раза, на древесину — в 2 раза, мазут — в 1,5 раза, в ОАО «Сыктывкарский ЛПК» цена на древесину возросла в 2,5 раза. То есть на данных предприятиях возросла доля затрат на сырье, материалы и электроэнергию, а кроме того, увеличились затраты на покупку комплектующих изделий, запасных частей и красителей, закупаемых по импорту. Это позволяет сделать вывод о том, что наблюдаемый рост отпускных цен предприятий — изготовителей газетной бумаги сопоставим с ростом цен на приобретаемое ими сырье и ростом тарифов на электроэнергию и транспортные перевозки.

С редакциями газет, управлениями печати и оптовыми предприятиями, которым продается бумага, согласовывается размер торговой надбавки — исключительно по прямым договорам, а также по договорам мены, договорам переработки давальческого сырья, разовым письмам потребителей. Кроме того, поскольку тиражи многих газет незначительны, а годовая потребность в газетной бумаге ниже вагонной нормы, практикуется работа через крупные издательства или фирмы, на склады которых газетная бумага отгружается вагонами, а затем отпускается редакциям или оптовым фирмам по договорам с предприятиями.

В Москве и Московской области газетная бумага покупается непосредственно у производителей, таких как ОАО «Кондопога» (в 1998 году его доля составила 45,7%, а в первом полугодии 1999 года — 43,1%) и ОАО «Соликамскбумпром» (соответственно 26,8 и 25,7%). На эти предприятия приходилось 72,5% объемов продаж в 1998 году и 68,8% — в первом полугодии 1999 года. На долю других поставщиков этой продукции в московском регионе (ОАО «Волга», ГП «Камский ЦБК» и ОАО «Сыктывкарский ЛПК») приходится порядка 30%, причем доля ОАО «Сыктывкарский ЛПК» в 1999 году выросла более чем на 4% (с 7,15 до 11,8%). В Московском регионе несколько сотен покупателей этой продукции.

В начало В начало

Что имеем?

Все, что осталось от советских газет, которых так настоятельно требовал не читать профессор Преображенский, так это производственные мощности, способные нормально функционировать в пределах своих устаревших технологий.

Мощности предприятий используются на 100% далеко не во всех случаях. Происходит увеличение экспорта продукции, спрос на внутреннем рынке также удовлетворяется. Конкуренция среди оте чественных производителей позволяет определить рынок газетной бумаги как перспективный. Вместе с тем необходимо отметить, что такие проблемы выхода на рынок, как экономические (организационные), экологические и технологические, связанные с большими первоначальными капитальными затратами, являются трудноразрешимыми. Транспортные издержки могут быть меньше при снижении транспортных тарифов.

Существенное влияние на рост цен оказывает типичное для многих отраслей увеличение количества посреднических структур, надбавки которых за оказанные услуги, как правило, не являются экономически обоснованными.

Общая тенденция к улучшению полиграфической продукции позволяет импортировать газетную бумагу, чем и занимаются несколько известных компаний: Stora Enso (ассортимент включает как обычную газетную бумагу — Newsprint производства финского завода Summa, так и улучшенную — Exo 64, Exo Press, Exo Blue производства того же завода, и Exo Plus Anjala с плотностью от 40 до 65 г/м2), Modo Paper Moscow (поставляет белую и цветную бумагу завода Holmen Paper, в том числе с пониженной плотностью — 34 г/м2); UPM-Kummene (газетная бумага которой производится на пяти фабриках во Франции, Великобритании и Финляндии).

Влияние России на мировую полиграфическую ситуацию общеизвестно: огромная доля мирового экспорта, к великой радости (прибыли) зарубежных производителей оборудования и расходных материалов, приходится именно на нашу страну. Мировой же спрос на газетную бумагу продолжает снижаться стремительными темпами. Как долго продержится относительно благоприятная для российских производителей ситуация на рынке газетной бумаги, покажет время, пока же количество книг, напечатанных на нашей «газетке», увеличивается.

КомпьюАрт 12'2001

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства