Журнальный дизайн
Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практики дизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг стали выпускать журналы. В виду снижения интереса к документалистике СМИ стараются привлечь к себе внимание с помощью разного рода развлекательного материала.
Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя и имеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, как книги. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.
Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а в рамках всего номера журнала используют самые различные дизайнерские подходы.
Формула журнала
Каждый журнал имеет свою уникальную формулу. Даже не фиксируя ее на бумаге, редакторы имеют о ней достаточно точное представление. И прежде всего значение здесь имеет цель журнала: зарабатывание денег, распространение неких идей, связи с общественностью, обслуживание определенной организации или просто выход чьей-то творческой энергии… Бывают журналы, которые издаются одним человеком и распространяются в узком кругу. Некоторые издатели, создавая своего рода сеть, просто обмениваются изданиями друг с другом. Довольно часто основной тематикой таких журналов становится фантастика или искусство. Некоторые журналы предоставляют внутреннюю информацию о книгах или имеют целью набрать платную подписку. Целый ряд журналов адресован поклонникам музыкантов, актеров и других знаменитостей. Некоторые из их публикаций вполне тщательно разработаны и искусно оформлены. Наконец, есть издательства, которые специализируются на выпуске дешевых бюллетеней, распространяемых среди двух сотен подписчиков, некоторые из них производятся с помощью офисной техники.
Преследуя определенную цель, редактор любого журнала вырабатывает формулу, которая наилучшим образом отвечает интересам предполагаемой аудитории или увековечивает его собственные горячие убеждения. С появлением телевидения большинство журналов начинают отказываться от идеи работы на широкую аудиторию и постепенно становятся узкоспециализированными. Новые журналы появляются как грибы после дождя, и сейчас трудно представить себе какую-либо тему, не охваченную специальным изданием, а то и несколькими конкурирующими журналами.
Интересы современных специализированных журналов лежат в самых разнообразных областях. Подписные журналы для широкой аудитории начали свою специализацию с создания региональных выпусков, что, безусловно, представляет немалый интерес для рекламодателей. Начали выходить городские журналы, обслуживающие местные интересы, а затем появились отдельные журналы, посвященные бизнесу в данном городе, или развлечениям, или альтернативному стилю жизни. При этом даже журналы одного направления могут иметь весьма существенные различия. Широко представлены и журналы для этнических групп.
С приходом нового редактора журналы иногда меняют свою формулу. Так, под руководством Хелен Браун Cosmopolitan, основанный как журнал для широкой аудитории, в 1965 году превратился в некое подобие Playboy для женщин. Это был неожиданный и даже драматический поворот, и журнал получил совершенно новую аудиторию.
Чтобы выжить, журналы должны идти в ногу со временем. Поэтому, когда рок-н-ролл перестал быть модной музыкой, журнал Rolling Stone обратился к вопросам политики, культуры и образа жизни, таким образом попытавшись разрушить свой прежний бунтарский имидж. «Мы никогда не были подпольным изданием, — такие слова приписывают его редактору Янну Вернеру. — Мы всегда честно говорили, что хотим зарабатывать деньги». Savvy стал Savvy Woman, превратившись из журнала для работающих женщин в журнал для успешных женщин. Целью такого изменения было расширение аудитории, и новое название журнала должно было более четко обозначить круг его читателей.
Большинство журналов покрывают расходы на производство и зарабатывают прибыль за счет продажи места под рекламу. Долгое время лучшими покупателями являлись представители молодого поколения, и многие журналы старались завоевать именно эту группу. Однако в какой-то момент рекламодатели обнаружили, что старшая возрастная группа населения обладает значительной покупательской способностью, в результате новые журналы стали ориентироваться на эту аудиторию. Раньше большинство журналов издавалось для женщин, но в конце 80-х годов начали издаваться и так называемые журналы для мужчин.
Но основать журнал стоит больших денег, к тому же очень не многие новые журналы оказываются жизнеспособными. Согласно результатам ряда исследований, даже в Соединенных Штатах не более 20% новых журналов переживают свою четвертую годовщину.
Существующие журналы меняют свою формулу, чтобы соответствовать духу времени или потому, что не могут угнаться за лидером в своей области. Быть вторым — даже наступающим на пятки лидеру — часто просто гибельно. Рекламодатели, похоже, это чувствуют и при близких расценках на рекламное место всегда выбирают номер первый. Ведь часто их бюджет не позволяет такой роскоши, как реклама сразу в двух ведущих изданиях. Когда Playboy обошел Esquire в 50-х, последний отказался от обнаженной натуры и сосредоточился на материалах более серьезного характера.
А вот Reader’s Digest, который мы теперь имеем возможность читать по-русски, — журнал с уникальной формулой «Догматизм, консерватизм, оптимизм», предлагающий, как считают некоторые, упрощенные решения сложных проблем. Журнал относится к числу наиболее последовательных изданий. Его формула существенно не менялась со дня его основания в начале 20-х годов (при этом у журнала самая большая подписка) и, похоже, меняться не будет.
Формат журнала
При смене формулы журнала обычно одновременно меняется и его формат. От формата сильно зависит внешний вид издания: его размер, форма, организация текста и картинок на страницах. Формат — составляющая дизайна. Иногда журналы изменяют свой формат или, по крайней мере, дизайн, оставляя формулу без изменений.
Некоторые журналы наилучшим образом удовлетворяют требованиям визуальной привлекательности и новизны, другие требованиям видимой организованности и структурности. Первый вопрос, который редактор и арт-директор должны решить для себя: как будет выглядеть журнал?
Внешний вид журнала определяется целью последнего. Журнал, издаваемый с целью извлечения прибыли, должен привлекать и удерживать своего читателя радующими глаз страницами. Журнал, призванный распространять идеи, может выпускаться в более аскетическом формате, если нет нужды баловать читателей оформительскими изысками. Подобные журналы часто используют простую, порой довольно дешевую бумагу, их страницы не слишком богаты иллюстрациями.
Даже жесткий формат может оставлять достаточно пространства для производственных инноваций. Журнал, издаваемый ради налаживания общественных связей, должен иметь блестящее исполнение, особенно если он обращается к публике за пределами организации; если же это внутреннее издание — он может быть более «домашним». Журнал, цель которого заключается в обслуживании членов какой-либо организации, должен пристально следить за своими расходами. Если члены организации платят деньги за принадлежность к ней, вряд ли они будут восхищаться претенциозностью своего издания.
Но цель — только один из факторов, влияющих на выбор формата. Политика не менее важна. Два журнала могут заявлять в качестве своей политики распространение идей: один — левых активистов, другой — либерально настроенной публики. Подойдет ли им обоим один и тот же формат? Возможно. Но если тон материалов различен, то и представлены публике они тоже могут быть по-разному.
Пять основных форматов
Если общественное мнение может повлиять на формулу журнала, то формат вряд ли может зависеть от него. Формат в большой степени зависит от вкуса, предпочтений, интуиции и бюджета, и это делает выбор формата весьма непростой задачей. Журналам свойственно разнообразие форматов, наиболее распространенные из которых описаны ниже.
- Журнальный формат — содержит ряд переплетенных страниц (количество которых кратно четырем, восьми, шестнадцати или тридцати двум), сфальцованных и обрезанных. Одно из основных преимуществ журнального формата заключается в возможности последовательно связать картинки между собой на целой серии страниц, до поры до времени скрывая следующую от читателя, а затем в нужный момент обнаруживая ее и ведя читателя через визуальный процесс так, как это делается, например, в кинематографе.
- Газетный формат — образуется серией листов большого размера, свернутых посередине и образующих четыре страницы. Каждый набор из четырех страниц свободно размещен в другом, тот в третьем и т.д. Достаточно толстые газеты разделяются на несколько частей. Страницы настолько велики, что при доставке газету сворачивают вдвое. Примером журнала, выходящего в газетном формате, сегодня может служить модное в США издание под названием W.
- Таблоид — состоит из ряда непереплетенных страниц большого размера, но примерно вдвое меньшего, чем в газетном формате. На Западе это излюбленный формат торговых журналов.
- Увеличенный формат — комбинирует свойства газетного и журнального форматов и очень похож на таблоид, но несколько меньше его. Как правило, используют качественную дорогую бумагу. Часто при этом формате издание имеет только четыре страницы. Такой формат широко применяется для корпоративных изданий.
- Формат бюллетеня — при этом формате часто используются обычная офисная бумага А4 и недорогая печать. Листы удерживаются вместе с помощью скрепки. Иногда используются листы большего размера, сфальцованные в размер А4. Родственными ему являются все форматы, созданные за годы развития прямой почтовой рассылки.
Все бывает
Выбор формата может диктоваться условиями, не зависящими от дизайнера. Когда-то в производственно-печатной компании Vail-Ballow Press, Inс. поняли невозможность создания обычного журнала, необходимого для торговли книгами, его выпустили в виде «пруфа» — это была неотложная мера. Издание имело формат 5х21 дюйм и было отпечатано в одну колонку. Такой формат вполне годится в подобных обстоятельствах и для такой компании. Кроме всего прочего, подписка на это издание составляла всего 600 экземпляров. Редактор Л. Джанетт Кларк сказала тогда: «Ни в одной компании не должны считать, что если нельзя позволить себе ни отличный дорогой журнал, ни таблоид, ни бюллетень, то не нужно вообще никакого издания. В большой мере работники — неизбежные читатели». Она сказала это по той причине, что ее читатели были по натуре любознательны и необходимости завлекать их специальными трюками не было.
Другой необычный формат был представлен ныне почившим американским журналом для подростков Datebook. Чтобы создать эффект соединения двух журналов в одном, это издание поместило первую обложку сразу с двух сторон. Молодой читатель должен был проделать свой путь по страницам до середины журнала, встретить вверх ногами напечатанную страницу, закрыть журнал, перевернуть его и начать читать с другой стороны. Такой же прием можно было недавно встретить и на отечественном журнальном рынке.
Foreign Policy использует высокий и узкий формат: 41/2 дюйма в ширину, 101/8 дюйма в высоту. Разумеется, это означает, что текст размещен в одну колонку. Чем обусловлен такой размер? «Нам нужен был отличный от других журнал, который легко читать и который можно положить в карман», — так отвечает на этот вопрос редактор Билл Мэниз.
Арт-директорам канадских журналов часто приходится размещать рядом страницы или колонки, содержащие текст на двух языках — английском и французском.
Некоторые издания делают «журнал в журнале» — своеобразное расширение, продолжающее идею приложений. Иногда эти дополнения печатают на той же бумаге, что и основная часть издания, иногда на другой. Журнал Raw (журнал большого формата для взрослых, посвященный комиксам, под обложкой которого находятся несколько меньших журналов), выходящий два раза в год, в 1985 году появился с умышленно оторванным правым верхним углом обложки. Этот угол был приклеен на страницу содержания.
Новшества в области формата были одной из «точек стимулирования продаж» и для журнала Flair, когда его начали публиковать в начале 50-х годов. Редакторы непрерывно подогревали интерес читателей обложками с вырубкой, вставками большего, чем сам журнал, размера, внутренними разделами, напечатанными на необычной бумаге, и другими неординарными приемами оформления. Подобная практика всегда будет привлекать арт-директоров. Однако тем, кто намерен к ним обращаться, следует помнить о том, что следует сначала согласовать формат, в том числе и с почтой, если журнал доставляется читателям с ее помощью.
Модульная сетка
Для любого выбранного формата существует почти обязательная модульная сетка. Эта сетка, состоящая из вертикальных и горизонтальных направляющих линий, устанавливает границы запечатываемых областей. Обычно это отпечатанный двухстраничный разворот с калиброванной линейкой, показывающий края страниц, края элементов на вынос, места для колонцифры и колонки для основного текста. Колонки для текста часто содержат определенное число горизонтальных линий, по одной на нижний край каждой строки текста.
Модульная система предполагает разбиение страниц на прямоугольники, которые при оформлении страницы объединяются в четверти, трети и половины страницы. В такой системе все заголовки размещаются на линиях в сетке и все картинки и колонки текста занимают один или несколько прямоугольников. Арт-директор рисует модульную сетку голубыми чернилами, а печатник обводит необходимые области серыми чернилами. Все современные программы верстки почти в точности воспроизводят эту систему.
Модульная сетка используется как при предварительном макетировании, так и при окончательной верстке. Для изданий с жестко организованным оформлением страниц требуется более детально разработанная сетка, которая должна четко определять места расположения картинок и заголовков.
Многие арт-директоры любят работать с максимально детализированной модульной сеткой, которая устанавливает правила для каждого возможного случая. Ее ограничения представляют некую канву для принятия решений, в то время как возможности шрифтовых решений, размещения текста и иллюстраций остаются практически безграничными.
Размер полосы
Читатель видит внутреннюю полосу газеты как вполне самостоятельную единицу. Она достаточно велика, чтобы быть независимой. Журнальная же полоса, будучи обычно меньшего размера, визуально объединяется с соседней полосой разворота. Поэтому задача дизайнера — оформить этот разворот как единое целое.
Существуют три наиболее распространенных журнальных размера.
- Размер журнала Life — приблизительно равен 10х13 дюймов. Формат стал популярен
сразу же после основания журнала в 1936 году, им пользовались многие другие
издания, пока рост цен на бумагу и почтовые тарифы не привели к уменьшению
их формата. Журнал Ebony использовал этот формат вплоть до начала 1982 года,
когда стал выходить в формате Time (в это же время он перешел на офсетную
печать).
Madison Avenue в конце 1985 года пошел в противоположном направлении, сменив формат с 8х11 дюймов на 11х14 дюймов, что придало его страницам небывалую до этого силу визуального воздействия. Это позволило журналу лучше соответствовать потребностям рекламодателей. «Вы проделали отличную работу, когда заново придумали, сделали и оформили свой журнал», — сказал Эдвард Г. Майер, председатель совета директоров Gray Advertising, Нью-Йорк. «Журнал в его новом формате восхитителен и приковывает к себе внимание», — заявила Хелен Браун, редактор Cosmopolitan.
- Размер журнала Time — приблизительно равен 8х11 дюймов. На сегодняшний день это самый популярный журнальный размер.
- Размер журнала Reader’s Digest — приблизительно равен 5х7 дюймов.
Размеры этих форматов приблизительны. Журнал может, например, иметь размер 81/8х11 дюймов. Несмотря на давление со стороны рекламодателей, многие журналы выбирают далекий от стандартного формат — иногда для того, чтобы как можно сильнее отличаться от конкурентов. Разнообразие форматов торговых журналов порой просто поражает. Одной из типографий, которая печатает 70 наименований таблоидов ежемесячно, приходится работать с 40 различными форматами.
Журнальные страницы почти всегда вертикальны. Журнал, который не зависит от своих рекламодателей, может, конечно, позволить себе роскошь нововведений и выйти в горизонтальном формате 11х8, но в раскрытом виде такой журнал будет «слишком горизонтальным».
Ряд журналов вслед за некоторыми книгами — в частности, художественными альбомами — в предыдущие годы стали использовать квадратный формат. Одним из таких изданий, размером 11х11, был Avant Garde (именно для этого журнала был разработан одноименный шрифт). Однако квадратный формат, как правило, означает неоправданно большие потери бумаги. Если журнал достаточно большой, он может заказать бумагу специального размера. Если нет, то может поступить так, как поступил в свое время Avant Garde: использовать обрезки бумаги для рекламных целей при прямой почтовой рассылке.
Некоторые редакторы отдают предпочтение квадратному формату, потому что он как бы говорит: «Остановись!» Добиться иллюзии «квадратности» можно и при размере 8х11 дюймов — с помощью увеличенного верхнего поля. При этом речь не идет о полном отказе от его использования: туда может время от времени попадать часть иллюстрации или заголовок, там можно разместить даже подпись к иллюстрации. Но основной текст всегда должен укладываться в квадратную или близкую к квадратной сетку, которую вы используете.
Какой бы размер страниц ни использовал журнал, содержащий рекламу, он должен предлагать ширину и длину колонки, совместимую с другими изданиями в данной области. Рекламные агентства очень не любят подгонять размер рекламного блока к каждому изданию, в котором публикуется реклама.
Ныне уже не существующий ежеквартальный журнал Lithopinion, посвященный графическому искусству, менял свой формат для каждого нового номера. А вот в журнале в Kaiser News почти единственным неизменным элементом был именно размер страницы — 8х11, в то время как непрерывно менялись его дизайн и периодичность выхода номеров, а также типографии.
Размер страниц, несомненно, очень сильно влияет на дизайн. Большинство арт-директоров сходятся на том, что оформлять издания размера Life проще, чем Time. В свою очередь, издания формата Life и Time проще оформлять, нежели формат Reader’s Digest. Однако преимущество последнего заключается в том, что он близок к книжному, и читатели охотнее хранят такие журналы длительное время. Его компактность тоже играет не последнюю роль, ведь такой журнал удобно носить в кармане.
Ширина колонок
Насколько широкой может быть колонка текста? Вообще-то — любой. Но чем шире колонка, тем крупнее должен быть кегль. Общепринятое правило таково: длина строки должна составлять 39 знаков. Это излишне жесткое правило было предложено Джорджем А.Стивенсоном в «Энциклопедии графического искусства», строка которой содержала более 60 знаков!
Колонка может иметь несколько меньшую ширину, как это бывает в газетах, и даже более 60, как это бывает в книгах. Это кроме прочего, зависит и от возраста читателя и от того настроения, которое стремится создать у читателя журнал.
Чем меньше колонок на странице, тем больше внешний вид издания напоминает книгу. Страница с одной или двумя колонками текста выглядит более официально, чем трехколонник. Страница в четыре или более колонок похожа на газетную.
Внешний вид, которого вы хотите достичь, диктует выбор количества колонок на странице. Нет причины отказываться от размещения в одном журнале страниц с узкими колонками и страниц с широкими колонками. В журнале формата Time, например, можно использовать две колонки для части журнала, а на остальных страницах размещать три колонки. Точно так же можно начать материал, используя одну ширину колонки, а заканчивать его на другой странице в более узкой колонке.
Окочание в следующем номере
КомпьюАрт 12'2001