КомпьюАрт

12 - 2002

И снова о бумаге…

Владимир Филин, кандидат технических наук

Некоторые новые тенденции в области производства печатных сортов бумаг

Производители бумаг создают рай для дизайнеров

Бумага для цифровой печати и контроль ее свойств

Биговка и фальцовка — враги офсетной печати?

Контроль качества транспортировки рулонов бумаги

В моей статье «Бумага будет всегда», опубликованной в № 10 за этот год, содержится много различной информации о современном развитии бумажного производства, об особенностях использования бумаги в печатном процессе, о работе различных бумагоделательных предприятий и о многом другом. Эта обзорная статья имела своей целью показать читателям многообразие основного материала полиграфического производства и подтвердить в общем-то очевидную мысль о том, что идея безбумажного бюро осталась только в воспоминании, даже не успев приобрести практическую направленность, а бумага продолжает свое победоносное шествие в нашем мире, приобретая все новые свойства, и как никогда, далека от того, чтобы кто-то решился бы заменить ее каким-либо другим (пусть даже и электронным) материалом.

Интерес к бумаге настолько велик, новая информация о самых различных сторонах ее изготовления, использования и распространения появляется настолько часто, что мы решились еще раз написать об этом удивительном продукте, созданном человечеством.

Некоторые новые тенденции в области производства печатных сортов бумаг

В предыдущей публикации мы кратко рассмотрели области деятельности некоторых зарубежных, в первую очередь европейских, бумагоделательных фирм. Многие из них проявляют свою активность в Германии, где расположены их отделения и филиалы. Германия является одним из крупнейших потребителей бумаг — 233 кг в год на душу населения. Данные о производстве печатной, упаковочной и другой продукции тоже весьма красноречивы. Так, в 2001 году бумажная промышленность страны имела оборот 12,7 млрд. евро (что составляет 1% валового социального продукта). Сюда вошли 18 млн. т. бумаги и различных сортов картона. В программе производства активнее стали предлагаться новые продукты. По заключению Союза германских бумажных фабрик VDP (Verband Deutscher Papierfabriken) в последние четыре года производство ежегодно увеличивалось на 3%, что превысило прогнозы 90-х годов. Поэтому руководители Союза высказывают мнение, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе бумагоделательная промышленность движется в направлении дальнейшего увеличения производства, что также отражается в инвестиционной готовности отрасли.

Об оценке положения и перспектив изготовления и использования бумаги со стороны самих производителей говорит проведенный в Германии опрос 18 представителей бумажных фабрик и 10 оптовых фирм, торгующих бумагой, краткие результаты которого были недавно опубликованы в журнале Deutscher Drucker. Эти сведения наглядно показывают, в каком направлении развивается бумажное производство, что нового появилось здесь и что появится в ближайшее время. Есть основания считать, что указанная информация представляет значительный интерес для оформителей, дизайнеров, издателей и полиграфистов, так как здесь отражаются тенденции, которые характеризуют современное развитие европейской бумагоделательной промышленности.

В начало В начало

Производители бумаг создают рай для дизайнеров

Бумага достигла столь высокой степени совершенства, что, казалось бы, дальше идти некуда. Но, оказывается, есть еще такие ниши рынка, прежде всего ориентированные на дизайнеров, оформителей и т.п., которые будут продолжать заполняться. Если посмотреть на тенденции развития производства бумаг глазами их производителей, то заметно стремление к облегчению работы дизайнеров, к предоставлению им новых, уникальных, оформительских средств, так как новые бумаги, появляющиеся в последнее время, помогают в создании многих художественных эффектов. Впрочем, остановимся на этом более детально на примерах работы ряда производителей бумаги.

Германское отделение компании Arjo-Wiggins в области радикальных мероприятий своей производственной программы и программы поставок ставит своей целью именно облегчение работы графических дизайнеров и печатников всех стран. В частности, на смену снятым с производства сортам бумаги приходит марка Conqueror, состоящая из пяти семейств продукции. Connoisseur — это роскошные, чисто хлопчатобумажные бумаги. Texture — бумаги с шероховатой поверхностью. Марка Smooth характеризуется элегантной гладкостью. Бумаги Concept являются целевой группой, которая обеспечивает возможности создания изделий корпоративного дизайна; сюда относятся бумаги с ирисовой расцветкой поверхности и бумаги с водяными знаками. Широкий выбор бумаг Conqueror совершенствуется за счет появления бумаг для профессиональной цифровой печати: рулонной продукции — для технологии Xeikon, листовой — для машин HP Indigo и высокоскоростных лазерных принтеров.

Графические дизайнеры получают коллекцию бумаг Curious Collection, имеющих приятную шероховатую поверхность и при освещении мерцающих перламутровым блеском. Сюда же входят вторичные бумаги с крапчатой серебристой и золотистой поверхностями. Коллекция под названием Impression включает достаточно известные марки Popset, Keaykolor, Opale, Rives и Satin. Сбыт всех этих бумаг производит компания Paper Union.

В прошлой статье мы уже говорили о баварской фабрике бумаг ручного отлива Buttenpapierfabrik Gmund. Добавим, что в ассортименте ее продукции имеется новая высококачественная бумага Blanc-Beige — «белейшая из белых на рынке» (по выражению фирмы), с особо гладкой поверхностью, но без блеска, что достигается использованием особой смеси волокон из сосновой и эвкалиптовой целлюлозы. Эти бумаги поставляются в трех цветах: белом, кремовом и бежевом с массой от 90 до 300 г/м2. Новые разработки имеются у фирмы в области бумаг для конвертов и этикеток всех тонов, включая новые бумаги белого и бежевого цветов.

Коллекция Sugar предлагается фирмой Lakepaper Europe, являющейся дочерним предприятием фирмы Buttenpapierfabrik Gmund и группы Igepa Group. Речь идет о таком интересном продукте, как цветной картон массой 210 и 300 г/м2 высочайшего качества, с использованием пигментов «металлик» крупных размеров. Здесь же представлены конверты с микротиснением, но без металлического эффекта.

Итальянская фабрика высококачественных бумаг Cartiere Fedrigoni является крупным предприятием с годовым объемом производства 120 тыс. т бумаги и картона. К ее новейшей продукции относится марка бумаг Kilim (в Малой Азии так называли настенный коврик или ковер, которые получили мировую известность благодаря своим декоративным узорам). Фирма Fedrigoni создала коллекцию волокнистых сортов бумаг массой от 115 до 280 г/м2. Один из сортов — Symbol Pearl — характеризуется перламутровой поверхностью. Эти бумаги отличаются широким спектром применений и могут успешно использоваться в оформительских целях при изготовлении больших цветных поверхностей, каллиграфических текстов, изделий с выраженным тиснением.

Шведская фирма Iggesund Paperboard — единственное предприятие, которое производит графический картон различных видов. На Франкфуртской книжной ярмарке внимание дизайнеров привлекло семейство картонов Intercote.

Международная компания International Paper проявляет свою активность прежде всего в области офсетной печати. Специально для применения на цифровых машинах фирмы Scitex ею созданы два новых печатных материала. Белая водостойкая рулонная бумага для струйной печати без содержания древесной массы c массой 80 г/м2 под названием Jetset предназначена для дуплексной печати в черно-белом и цветном вариантах. А эта же бумага с массой 90 г/м2, называемая Jetset color, рекомендуется для цветной печати.

Бумажная фабрика Papierfabrik August Koehler AG специализируется на выпуске самокопирующихся бумаг, термобумаг, высококачественных печатных бумаг и бумаг, изготавливаемых из вторичных волокон. Среди бумаг высокого качества следует назвать бумаги Reacto-SD, тонкие бумаги Pakoprint с массой от 40 до 60 г/м2 высокой белизны. В программе фабрики — также очень тонкая непрозрачная высококачественная бумага с плотностью около 30 г/м2 для печатания Библии и других религиозных книг.

Главной темой разработок фирмы M-Real Alliance является реклама на натуральных бумагах. По мнению фирмы, натуральная бумага представляет собой большой интерес в качестве основы для рекламы, если все участники печатного процесса (заказчик, рекламное агентство, репродукционное отделение, печатник и переплетчик) общаются друг с другом с самого начала производственного процесса.

Компания Steinbeis Temming Papier занимается только вторичными бумагами. Она выпускает бумаги под производственным названием Signaset, включающие 17 цветовых вариантов и украшенные экологическим символом Blauer Engel («голубой ангел»), который для фирмы означает соблюдение всех стандартов. Предприятие использует для этих бумаг определенную цветовую гамму, чтобы противостоять так называемой усталости от белизны. Из этого ассортимента печатники особо ценят матовую поверхностную структуру. Заказчику же импонирует и солидное качество за низкую цену. Эти бумаги выпускаются плотностью 60, 70, 80, 120 и 170 г/м2 в форматах 43х61 см или 61х86 см, что, по мнению производителя, обеспечивает им почти неограниченные возможности применения в офсетной печати.

Финская компания Stora Enso (предприятие было основано в 1935 году как фабрика по производству целлюлозы, а бумагу там начали изготавливать только в 1991 году) в сегменте бумаг высокого качества с маркой Premium производит такие виды мелованных бумаг, как Lumi-Art (глянцевая), Lumi-Silk (матовая), Media-Print и Multi-Art. Предприятие Stora Enso Oulo, крупнейшая в мире фабрика по производству мелованных бумаг, на двух бумагоделательных машинах производит ежегодно 900 тыс. т бумаги.

Компания UPM-Kummene Fine Paper на своих фабриках в Финляндии, Германии, Китае производит мелованные бумаги высокой белизны без содержания древесной массы низшего класса плотностей с минимальной непрозрачностью. Девиз компании с января 2002 года — Lither, yet brighter («Гибче и еще ярче»). Этим бумагам присвоена марка UPM Finesse, которая охватывает все высококачественные мелованные бумаги концерна UPM-Kummene. Новый ассортимент бумаг в низшей категории плотностей обеспечивает пользователю ряд производственных преимуществ. Так, при большей печатной площади на тонну бумаги достигается более низкая стоимость изготовления продукции. Все бумаги имеют светлоту по стандарту ISO — 93%, белизну по CIE — 130 и непрозрачность по ISO — от 92 до 96%. Бумаги UPM Finesse (глянцевая) и UPM Finesse 520 premium silk (матовая) с начала этого года выпускаются с массами 90, 100 и 150 г/м2. Среди других величин масс следует назвать бумагу UPM Finesse (матовая) от 70 до 150 г/м2.

Фирма Antalis, по ее собственному определению является ведущим европейским дистрибьютором бумаг для печати и для офисов, а также упаковочных материалов, рекламной продукции и материалов для трафаретной печати, удовлетворяя в 29 странах мира запросы более чем 180 тыс. клиентов. Годовой оборот фирмы составляет 2,5 млрд. евро. Осенью прошлого года фирма провела европейскую презентацию иллюстрационной печатной бумаги для ежедневного пользования — Novatech (глянцевой и матовой) с массой от 90 до 350 г/м2. Бумага Novatech отличается прекрасной способностью к перемотке и высоким качеством печати по всей поверхности запечатываемого материала при выполнении самых разнообразных работ. Цветные бумаги под названием Coloraction охватывают 25 цветов при плотности от 80 до 230 г/м2.

Компания Classen-Papier реализует в своих бумагах концепцию корпоративного дизайна:

комплектное деловое оформление, брошюры с соответствующим фирменным оформлением, листовки, проспекты и деловые отчеты. Бумаги изготавливаются в натуральном, бесцветном и кремовом исполнениях. Плотность бумаг составляет от 90 до 300 г/м2, что отвечает практическим требованиям. Ассортимент дополняется конвертами и упаковочными пакетами. Для иллюстрационной печати выпускаются так называемые бумаги с характером Classen. Среди них выделяется бумага Creater Silk — средней белизны с трехкратным шелковисто-матовым мелованием, плотностью от 90 до 350 г/м2.

Германская фирма W.Hinderer GmbH в первую очередь осуществляет деловые партнерские отношения с зарубежными бумажными фабриками на полиграфическом секторе рынка печатных бумаг. Так, французская бумажная фабрика de Lancey предоставляет сорта бумаг Nepal плотностью от 80 до 190 г/м2 с глянцевым и матовым мелованием, которые обеспечивают их проводку через машину в таких областях применения, как печать журналов, учебников, специальной литературы. В ассортимент поставки также входят тонкие бумаги французской фирмы Pont de Claix. Бумага Opalix является пигментированным продуктом без содержания древесной массы, имеет белый, желтовато-белый оттенки и цвет слоновой кости (ivoire). Плотность — 35, 38, 45 и 50 г/м2. Бумага Opacolor — сатинированная белая и желтовато-белая — обладает плотностью 60, 65, 70, 76, 80 и 90 г/м2.

Группа Igepa поставляет на рынок целый ряд различных сортов бумаг для иллюстрационной печати. Бумаги, которые прежде имели названия Profimago, Profi-Star, Claudia-Star, а также Sylvia-Plus 1, 3, теперь на европейском рынке соответственно называются Profi-Gloss, Profi-Silk, Profi-Matt и Profi-Bulk (объемная). Не правда ли, стало понятнее? Например, Profi-Silk — это бумага с шелковистой поверхностью и четким воспроизведением изображения. Profi-Matt — бумага с высокой белизной поверхности и большой непрозрачностью, что обеспечивает оптимальные результаты печати иллюстрированных альбомов, календарей и научной литературы. Бумага Profi-Bulk имеет 1,3-кратно увеличенный объем, который при практическом использовании бумаги обеспечивает возможность реального уменьшения веса издания.

Компания Schneidersohne Papier представила свою новейшую разработку — бумагу Evanescent, созданную во Франции, которая, по поэтическому определению производителя, имитирует в перламутровом и золотистом глянце прозрачность крыльев стрекозы. Ассортимент глянцевых бумаг плотностью 68 г/см2 включает 13 оттенков, а бумаги с атласной поверхностью плотностью 100 и 200 г/м2 включают такие оттенки, как перламутровый, золотисто-желтый, венецианское золото, золотисто-розовый, золотисто-бледно-лиловый, золотисто-лазурный и серебряный. Бесспорно, здесь есть где разгуляться фантазии дизайнера и художника. Почтовые конверты производятся всех цветов. При печати на них и в процессе послепечатной обработки изготовитель рекомендует придерживаться некоторых основных правил, которые представлены в соответствующей инструкции. И наконец, следует упомянуть о двух сортах матового картона без содержания древесной массы — односторонне мелованного Luxo-Card 1 и двухсторонне мелованного Luxo-Card 2, которые используются там, где требуется сульфатный картон при печати высококачественных изданий.

Производители копировального и печатного оборудования, естественно, должны иметь специальные бумаги, рекомендуемые ими для работы на своем оборудовании. Широкий ассортимент печатных и копировальных бумаг предлагает компания Xerox, а также пленки и другие материалы для различного использования. И тот факт, что компания Xerox работает над созданием «электронной» бумаги (см. об этом в нашей статье в № 10), вовсе не говорит о том, что бумаге здесь не уделяется должного внимания. Совсем наоборот — в спектре бумажной продукции компании в этом году произошли существенные изменения. Разрабатываются и выпускаются на рынок новые бумаги. Например, в январе запущена в производство новая бумага с двухсторонним матовым покрытием для цифровой цветной печати Colortech+ Matt Coated, дополняющая серию бумаг Colortech. Бумага предназначена для высококачественной полноцветной лазерной печати и копирования и имеет плотность от 120 до 280 г/м2. Для цифровой фотографии предназначается бумага Colortech Supergloss с односторонним суперглянцевым покрытием (90%) идеальной ровности. Усовершенствованы некоторые виды бумаг для струйной печати, появились новые виды других бумаг различного назначения. В ассортименте компании Xerox имеются белые офисные бумаги, отвечающие всем самым современным требованиям с оптимальным соотношением «цена/качество». Среди них — гладкая каландрированная бумага XPRINT без покрытия, созданная специально для цифровой лазерной печати и копирования; ксерографическая бумага Exclusive с высочайшей степенью белизны в сочетании с оптимальными физическими и химическими свойствами. В программе компании и такие офисные бумаги, как EXCEL, PREMIER; легкая непрозрачная бумага XMAIL плотностью 60 г/м2, созданная специально для рассылаемых по почте документов; универсальная бумага BUSINESS с возможностью двухстороннего копирования. Бумаги Recycled и Recycled Plus изготавливаются из вторичного сырья, причем последняя представляет собой отбеленную переработанную бумагу, задающую отраслевой стандарт белизны для переработанных бумаг. И все это — далеко не полный ассортимент расходных материалов компании Xerox.

Итак, из всего вышесказанного с очевидностью следует, что фантазия производителей неисчерпаема, особенно при использовании современных достижений науки и практического опыта. В условиях безграничных возможностей бумагоделательного производства усилия многих производителей направлены на решение оформительских проблем. Здесь можно добиться совершенно фантастических результатов при оформлении печатной продукции с получением всевозможных эффектов, о которых еще недавно нельзя было и мечтать.

С появлением новых изобразительных возможностей, мы вправе ожидать от полиграфии совершенно новых решений, которые сделают нашу жизнь ярче, красочнее, интереснее.

В начало В начало

Бумага для цифровой печати и контроль ее свойств

Всем известно, что бумаги для цифровой печати должны обладать особыми свойствами, обусловленными особенностями цифровой печати по сравнению с обычными печатными технологиями. Рассмотрим, как крупные производители обеспечивают высокое качество своих бумаг для цифровой печати на примере лабораторных исследований, выполняемых вторым по величине в мире их производителем — финской компанией Stora Enso. Эта компания, выпускающая и продающая самую разнообразную бумажную продукцию и картон, производит ежегодно 15 млн. т материалов и имеет ежегодный оборот в сумме 13 млрд. евро. На ее предприятиях работают 45 тыс. чел. в более чем 40 странах мира.

Компания дорожит своей репутацией, а потому создала в финском городе Иматра исследовательскую лабораторию, оснащенную самой современной цифровой печатной техникой, где проводятся специальные и всесторонние испытания бумаг на предмет пригодности их для цифровой печати.

Лаборатория находится в ведении исследовательского отдела высококачественных печатных бумаг Stora Enso Fine Paper, который занимается изучением всего круга проблем бумажного производства. В отделе имеются лаборатории по исследованию таких важных для бумажного производства сырьевых материалов, как целлюлоза, утилизированные вторичные волокна из макулатуры, вода, клеи, добавки, красители. Все анализы выполняются на самом современном оборудовании. Так, при контроле веществ, входящих в состав бумаг, используются жидкостные и газовые хроматографы и электронный микроскоп для анализов срезов. Проводятся даже лабораторные испытания продукции на вкус, что имеет большое значение для упаковочных материалов, которые не должны оказывать никакого влияния на изменение вкусовых характеристик, например, пищевых продуктов. Только в лаборатории, находящейся в Иматре, работает 119 сотрудников, а в других трех лабораториях Германии занято еще более 300 исследователей.

Особое место занимает лаборатория цифровой печати, оборудованная по последнему слову техники. Создание и организация работы этой лаборатории преследует своей целью удержание компанией Stora Enso ведущего положения в производстве и сбыте цифровых печатных бумаг для листовых и рулонных печатных машин. При этом на первом месте находятся бумаги для газетного и журнального производства. Чтобы подчеркнуть серьезность данной деятельности компании, следует отметить, что в лаборатории имеются такие цифровые машины, как Agfa Chromapress, такого же построения, что и Xeikon DCP 32 D, Xeikon DCP/50 SP, Canon CLC 1000 и Xerox DocuColor 2060. Семь сотрудников обрабатывают программы тестирования и проводят анализы, чтобы выяснить, насколько исследуемые материалы удовлетворяют требованиям типографий в международном масштабе и насколько их свойства соответствуют возможностям использования их в цифровом печатном процессе. Эти испытания направлены также на выяснение вопроса возможностей использования в производственных процессах сквозного цифрового контроля Workflow и различных аспектов маркетинга для цифровой печати. Кроме того, проводятся тесты продукции для оценки возможностей осуществления сравнительного маркетинга и реализации проектов развития.

Производство копировальных бумаг компанией Stora Enso началось в 1992 году, а лаборатория цифровой печати начала работу с установки и ввода в эксплуатации в 1997 году цифровой печатной машины Agfa Chromapress 32i.

Результаты испытаний выносятся на международные конгрессы и доводятся до сведения заинтересованных организаций и специалистов на разных языках. Эта информация отражает также опыт изготовителей бумаг, полученный в результате печатного тестирования в процессе цифровой печати.

Установленные в лаборатории цифровые печатные машины оснащены дополнительными электронными измерительными устройствами, с помощью которых на основе работы машины получают все производственные параметры. Эти параметры необходимы для того, чтобы при оценке качества печати можно было бы определить, является ли причиной данного дефекта запечатываемый материал или же причина его кроется в самой машине.

В центре интересов производителя материалов находится и производство «в линию» — с присоединенными к печатной машине устройствами для послепечатной обработки. Так, например, проверяется прочность тонера на бумаге при процессе фальцевания. Большое внимание уделяется проблеме электростатических зарядов в печатном процессе и их устранения. Полученные результаты используются при обмене опытом с заинтересованными предприятиями.

Бумага для цифровой печати изготавливается на двух предприятиях в Нидерландах, откуда организуется также маркетинг и продажа, а все исследования проводятся в Иматре. Небольшие объемы производства цифровой печатной бумаги по сравнению, например, с газетной и журнальной бумагой, требуют иной стратегии сбыта. Кроме того, широкий ассортимент бумаг предполагает организацию технической помощи и консультирования. В ассортименте имеются бумаги для листовых и рулонных офсетных машин, маленьких и больших форматов, а также для «быстроходной» печати.

Для завоевания ведущей рыночной позиции в области цифровой печатной бумаги активно используются результаты работы исследовательской лаборатории, поскольку согласованность между запечатываемыми материалами и цифровыми печатными машинами почти полностью гарантирует пользователю надежность производственного процесса.

Технические руководства предоставляют пользователю информацию о цифровой печати как основе электрофотографического способа, а также о хранении и обработке печатной бумаги. В руководствах подробно изложены конкретные результаты лабораторных исследований в отношении качественных параметров. Микроскопические снимки наглядно показывают имеющиеся дефекты. Описаны ситуации, при которых могут происходить определенные воздействия на печатный процесс и которые могут влиять на общий результат печати.

Лаборатория располагает пилотной бумагоделательной машиной, работающей со скоростью до 100 м/мин, на которой изготавливаются тестовые бумаги для цифровой печати в области плотностей от 30 до 200 г/м2 при ширине полотна то 700 до 1100 мм.

Приведенный пример исследовательской деятельности компании Stora Enso в области цифровой бумаги наглядно показывает, как должно работать бумагоделательное предприятие, дорожащее своей репутацией. Все остальные сорта бумаг, в первую очередь печатных, также подвергаются тщательным испытаниям на пригодность к тем видам работ, для которых они предназначены.

В начало В начало

Биговка и фальцовка — враги офсетной печати?

Вопросы послепечатной обработки продукции возникают у полиграфистов постоянно, причем отнюдь не в экстремальных случаях, а, например, при работе на обычных фальцевальных или биговальных машинах, в частности при обработке бумаг с меловальным слоем, который в процессе этих операций подвергается сильным механическим нагрузкам на слабый поверхностный слой меловального состава или на лежащие на нем красочные слои отпечатанного изображения. Понятно, что целью полиграфической отрасли является точное воспроизведение оригинала. При этом для многокрасочной печати обычно используют мелованные бумаги, которые, по сравнению с немелованными, покрывают большее цветовое пространство и на которые наносится более толстый красочный слой; на мелованных бумагах лучше воспроизводятся изображения с высоколиниатурными растрами. Бумажной промышленности приходится все больше считаться с требованиями полиграфии к поверхности бумаг — наряду с однократным нанесением меловального слоя часто практикуется двух- или трехкратное мелование.

А что происходит, когда дело доходит до послепечатной обработки — в первую очередь до биговки и фальцовки листов бумаги с нанесенным изображением? Фальц может пройти по линии фальцовки, и вполне может произойти растрескивание и отслаивание меловального слоя с нанесенным на него изображением. Мелованные бумаги являются более чувствительными к механическим воздействиям на поверхность бумаги.

На качество фальцовки оказывает, конечно, влияние процесс нанесения меловального слоя, а также качество материалов, прежде всего волокон, из которых изготавливается бумага. Но гораздо теснее печатник связан с условиями проведения печатного процесса, которые могут оказать влияние на фальцевальный и биговальный процессы.

Качество фальцовки сильно зависит от направления волокон бумаги, поэтому исследования фирмы Sappi были направлены на выявление факторов, которые оказывают влияние на обработку отпечатанных оттисков в типографии. В соответствии с результатами исследований были выработаны рекомендации для предотвращения растрескивания меловального слоя при фальцовке или его уменьшения:

  • нельзя печатать темные заливки или изображения через линию фальца;
  • направление отлива всегда следует выбирать параллельно последнему фальцу;
  • давление прижима фальцевальных валиков следует устанавливать точно на толщину фальцуемого продукта. Регулированию и установке фальцевальной машины следует уделять серьезное внимание. Современные фальцевальные машины работают с очень высокими производственными скоростями и с большой точностью. Установка фальцевальной машины с цифровым управлением осуществляется с помощью автоматической предварительной настройки и программы фальцовки. Точная юстировка фальцевальных валиков оказывает влияние на качество фальцовки. Фальц с резким кантом более чувствителен к растрескиванию меловального слоя. Он благоприятно воздействует благодаря слишком сильному давлению на бумагу. Качество фальцевальных валиков также имеет большое значение. Эластичные валики уменьшают давление прижима и улучшают результат фальцовки. Современные валики из мягкого полиуретана требуют невысокого давления прижима и обеспечивают при фальцовке наилучший результат в отношении разломов меловального слоя;
  • необходимо обращать внимание на климатические условия при обработке печатной продукции. Волокна бумаги всегда стремятся соответствовать климатическим условиям окружающей их среды. Бумага же поставляется с относительной влажностью 50% и при влажном климате принимает влажность окружения, а при сухом климате отдает ее. При нагреве (например, инфракрасным сушильным устройством) влажность бумаги становится меньше. При уменьшенной относительной влажности качество фальцовки становится хуже: участки растрескивания становятся больше, а разломы меловального слоя — заметнее. Из этого можно сделать вывод, что при обработке бумаги надлежащие климатические условия оказывают влияние на качество фальцовки. В зимние месяцы компания Sappi получает больше рекламаций на растрескивание меловального слоя, поскольку в это время в помещениях очень сухой климат. Поэтому многие типографии имеют в производственных цехах и складских помещениях установки для увлажнения воздуха, которые обеспечивают возможность поддержания постоянных климатических условий, которые должны находиться в пределах от 45 до 55%.
  • по возможности не следует использовать ультрафиолетовый лак, так как он может привести к появлению хрупкости поверхности запечатанного материала;
  • при обработке бумаг с плотностью 170 г/м2 и более, а также при надпечатке фальца должна быть выполнена биговка.

При биговке происходит линейное углубление запечатанного материала с целью последующего сгиба или фальцовки. В результате выполненных на фирме Sappi экспериментов, в ходе которых для биговки использовалась машина высокой печати, было установлено следующее:

  • утолщение при биговке внутрь ведет к лучшему результату;
  • биговка поперек направления волокон при использовании бумаг с плотностями от 170 до 300 г/м2 приводит к лучшим результатам;
  • направление волокон для бумаг плотностью более 300 г/м2 должно быть параллельно биговке;
  • относительная влажность воздуха в производственных помещениях и на складах должна быть 50%;
  • линия биговки должна быть точно центрирована относительно канала биговки;
  • формование линии биговки должно иметь четкую форму;
  • не следует использовать биговальные инструменты с острыми краями.

В начало В начало

Контроль качества транспортировки рулонов бумаги

С развитием методов управления и измерения в рулонном офсете возросли требования к качеству печатного материала. Качество рулонов оказывает большое влияние на эффективность производства в типографии. При изготовлении бумаги ее качество равномерно высокое. Однако при ее транспортировке, помимо сохранности, стремятся достичь определенной производительности. В результате никто не может точно сказать, правильно ли транспортируются рулоны и на какой стадии возникают дефекты.

Сотрудники в области логистики финского бумажного концерна UPM-Kymmene должны были сделать многое, чтобы изменить существующее положение вещей. Были заключены партнерские договора с важнейшими подрядчиками для точного мониторинга и обеспечения высокого качества производства. Транспортные операции регулярно проверялись, дополнительно проводились выборочные пробы.

Для контрольных измерений качества были разработаны совершенно новые приборы, (некоторые из них теперь используются на производстве): прибор Spider может определить некруглости бумажных рулонов; Griffin Grip Force Tester измеряет силу прижима захвата рулона в зажиме при его обработке; лазерный прибор в устройстве размотки контролирует подачу бумаги в машину.

Одним из самых интересных и необходимых было устройство Spy, контролирующее внешние движения при установке рулона на транспортирующее устройство. Сначала оцениваются параметры перемещения рулона (из точки А в точку Б), затем контролируются другие аспекты транспортной цепочки рулонов, в том числе стоячее или лежачее положение рулона. Прибор Spy имеет небольшие размеры (60 х 102 х 20 мм) и совершает вместе с рулоном целое путешествие, будучи активированным на бумажной фабрике и надежно спрятанным в гильзе. Прибор может быть использован неоднократно и может зарегистрировать относительно определенного момента времени все сотрясения, удары, а также моменты сильного ускорения движения рулона, которые могут повредить рулон во время транспортировки (незначительные события Spy не регистрирует). Чтобы свести к минимуму расходы энергии, его можно перевести в режим отдыха (Sunday), во время которого производится зарядка. Устройство Spy регистрирует точный момент времени, точную дату и значение каждого движения, которое превышает заданные параметры. Записанные данные анализируются с помощью отдельной конфигурации и программного обеспечения. На первом месте всегда стоит точность информации. Для одного заказа концерн UPM-Kymmene использует примерно шесть следящих устройств на одну транспортировочную цепочку.

Чтобы избежать деформации рулонов нужно один раз измерить силу прижима захватов, с помощью которых стапелирующее устройство перемещает рулон. Прибор для измерения силы прижима вместе с чемоданом весит 11,4 кг, но может измерить силу сжатия до 10 тыс. кг. Все рекомендации для клиентов по измерению силы прижима предоставляются концерном.

КомпьюАрт 12'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства