КомпьюАрт

12 - 2003

«Четвертичный» формат продукции: на чем печатать?

Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук

Таблица 1. Листовые офсетные машины форматов А3-В3

Таблица 2. Листовые офсетные машины форматов от 45x58 до 54x66 см

Форматы издательской продукции

Разнообразная малотиражная продукция — разного рода буклеты, проспекты, настенные календари, бланки, бизнес-формы и т.п. — часто печатается на листах «четвертичного» формата. С листами такого формата обычно работают в небольших типографиях. Как правило, подобные типографии располагают ограниченными производственными площадями, поэтому размеры оборудования и его универсальность имеют для них очень большое значение. Попробуем определить, какие машины оптимальны для изготовления продукции на «четвертичных» листах.

Начнем с офсетных листовых машин форматов А3­В3, которые образуют самую многочисленную группу листового офсетного печатного оборудования. Следует отметить, что многие полиграфисты относят их к формату А3+, что не совсем верно, поскольку в эту группу входят и модели формата В3+. С целью анализа пригодности этих машин для запечатывания листов «четвертичного» формата сведем воедино данные обо всех моделях, известных по проспектам и литературным источникам. В табл. 1 машины форматов А3­В3 сгруппированы и расположены в порядке увеличения размера малой стороны листа. Их марки, направление подачи листов и другие характеристики не рассматриваются.

Из приведенных в табл. 1 данных можно сделать следующие выводы:

• на четырех машинах можно запечатывать листы одного «четвертичного» формата (30x42 см);

• на 29 машинах можно запечатывать листы двух «четвертичных» форматов (30x42, 30x45 см);

• на восьми машинах можно запечатывать листы трех «четвертичных» форматов (30x42, 30x45, 35x45 см);

• на 21 машине можно запечатывать листы четырех «четвертичных» форматов (30x42, 30x45, 35x45, 35x50 см);

• только на одной машине можно запечатывать листы пяти «четвертичных» форматов (30x42, 30x45, 35x45, 35x50, 37,5x45 см);

• ни одна из приведенных в таблице машин не позволяет запечатывать листы «четвертичных» форматов 35x54 и 42x54 см.

По различным данным, наиболее распространенными у нас в стране являются форматы 60x90 (30x45), 70x100 (35x50) и 84x108 (42x54) см. Между тем из таблицы видно, что «четвертичные» листы, соответствующие последнему из перечисленных форматов, на известных машинах формата А3­В3 запечатываться не могут.

Рассмотрим печатные машины большего формата. Составим еще одну таблицу, в которую включим одно­ и двухкрасочные машины, позволяющие пропускать листы форматов 35x54 и 42x54 см. Машины формата 48x64 см, на которых можно запечатать листы 35x54 и 42x54 см, относятся уже к машинам «половинного» формата, хотя, например, «половинный» формат 42x60 см близок к «четвертичному» 42x54 см. Машины же формата 52x72 см в таблицу не включены, поскольку для «четвертичных» они слишком «велики»: «четвертичный» лист формата 42x54 см составляет всего 60,6% по отношению к формату такой машины. В табл. 2 машины расположены в порядке возрастания размера малой стороны листа.

«Четвертичные» форматы 30x42 и 30x45 см для большинства машин в табл. 2 не упоминаются, поскольку два листа указанных форматов представляют уже листы «половинного» формата, которые могут запечатываться на этих машинах.

Из табл. 2 видно, что для печати на листах «четвертичных» форматов, включая формат 42x54 см, из приведенных моделей более всего подходят машины серии Oliver 58 японской фирмы Sakurai. За ними следуют машины BR62 фирмы Beiren (Китай). На машинах Oli­ver 58 можно запечатывать листы всех российских «четвертичных» форматов, в то же время «половинные» листы на них не проходят. Другие приведенные в таблице машины относятся к «половинному» формату А2+.

Конечно, листы «четвертичных» форматов можно запечатывать и на машинах «половинного» формата, да и на полноформатных машинах тоже, но, понятно, что эффективность работы в этом случае будет невысокой.

КомпьюАрт 12'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства