КомпьюАрт

12 - 2003

Сериграфия — прикладной вид искусства в трафаретной печати

Андрей Короб, капитан студии «Рея» (тел.: (095) 332-5073, 766-7472)

Современные технологии дают возможность создавать авторские копии в живописи, графике и оформлять интерьеры с помощью трафаретной печати.

 

Сериграфия появилась в начале ХХ века, чему предшествовало изобретение моноволокна для плетения трафаретных сеток, позволившего в три раза увеличить линиатуру сеток и давшего возможность многократно использовать трафаретные формы. Разработка мелкодисперсионных красок, способных проходить через эти сетки, позволила повысить линиатуру печати, добиться корректной передачи полутонов и смешивания трафаретных красок в системе Pantone.

Сериграфия — способ печати, обес­печивающий трехмерность и высокую фактуру печати изображения за счет последовательного, многократного (15-180 слоев) нанесения красок без использования растра, в том числе и стохастического. Зритель своими глазами видит богатство и многообразие фактуры поверхности, глубину и яркость красок — ни одна репродукция не дает такого эффекта! Сериграфия позволяет добиться великолепных результатов на различных материалах — от керамики до холста, что с успехом применяется при оформлении современных интерьеров и создании авторских обоев.

Пионерами в сериграфии, бесспорно, являются мастера парижского дома мод «Гермес», которые, впервые применив в 1930 году новые технологии, добились высочайших результатов печати на шелковых платках. Этот эксперимент стал отправной точкой для создания методом сериграфии авторских копий изображений, выполненных маслом, акварелью, карандашом, пастелью.

Спрос на авторские работы, выпущенные ограниченным тиражом, существует уже на протяжении четырех веков: сначала появились гравюра и офорт, потом литография, давшая новые цветовые возможности для таких великих художников, как Дюрер, Рембрандт, Ренуар, Пикассо, Дали и Уорхол. Результаты применения новой технологии оказались на превосходными, так что коллекционирование работ, отпечатанных способом сериграфии, стало модным, престижным и очень прибыльным занятием. Средняя стоимость копии, исполненной в технике сериграфии в арт-галерее, — от 300 до 10 000 долл. Сегодня репродукции и авторская печатная графика, изготовленные методом сериграфии, по разным оценкам, занимают от 65 до 75% мирового арт-рынка.

Создание сериграфии — трудоемкий процесс, занимающий очень много времени. Например, если в обычной репродукции, которая по сути является фотокопией оригинала и печатается офсетом, используется от 4 до 8 цветов, то в оригинальной сериграфии  — от 15 до 180. Для сериграфии обычно берется оригинал художника и путем последовательного копирования тушью на фотокальке создаются фотоформы для каждого цвета — на это уходит до двух месяцев. Потом начинается процесс послойной печати каждого цвета, который тоже занимает не менее месяца. Таким способом студия может напечатать не более пяти работ в год. Основная проблема при данном способе подготовки и печати — ошибки в очередности печати слоев и в соответствии цветовой палитры. Часто после того, как напечатан 30-й или 40-й цвет, понимают, что ошиблись в 15-м, и работу приходится начинать заново.

С появлением компьютера и УФ-красок время значительно сократилось. Решающую роль в получении качественной копии играют профессиональная подготовка и мастерство художника, который методом вычитания цветов готовит картину к печати, что невозможно без художественного образования и большого опыта работы в области трафаретной печати. Нужно понимать, как написан оригинал, с которого делается копия, и разбираться в технике письма; иметь представление о том, как изменится цветовая палитра при последовательном нанесении большого количества слоев при печати. Студия «Рея» успешно сотрудничает с издательством «Альфа Пресса», которое печатает оригинальную сериграфию для Зураба Церетели с его живописных полотен. Манера письма маслом крупными мазками идеально передается методом сериграфии, количество цветов при этом колеблется от 35 до 65. Печать производится УФ-красками фирмы Sericol, Encres ­DUBUIT или MARABU на трафаретной машине формата А1.

Почему для сериграфии применяются УФ-краски? Потому что они мгновенно высыхают при проходе оттиска через УФ-сушку. Таким образом, вместо 2-3 красок в смену можно напечатать до 20 красок, что в шесть раз сокращает время печати всего тиража. Высокий глянец и большая толщина красочного слоя позволяют добиться яркости, трехмерности и фактуры не только мазков, но и холста, на который они нанесены.

 

Наша студия разработала свою систему цветоделения, позволяющую сократить допечатный процесс до нескольких рабочих дней, а также проверить результаты цветоделения на компьютере, а не в процессе печати. Это также дает возможность уменьшить затраты и получить безошибочный результат.

Кроме того, наша студия освоила способ передачи черно-белого и цветного карандашного рисунка как на белой, так и на тонированной бумаге. Для этого мы используем два способа: один на основе непрозрачных белил, а второй на основе прозрачного матового лака. Печать рисунка осуществляется 9-12 красками и полностью исключает растр. В данный момент в студии «Рея» проводятся работы по изготовлению акварелей и живописи, выполненной в технике акриловой пасты и пастели. Сложность данных работ заключается в том, что тональные и цветовые переходы не имеют явно выраженных градаций и все смешения тонов происходят в одном слое, что крайне сложно воспроизвести в многослойной печати.

Высшей оценкой работы студии является личное клеймо и подпись автора под нашими копиями.

Существует несколько критериев, определяющих оригинальную копию как произведение искусства.

1.?Участие автора.

2.?Авторская подпись и порядковый номер сериграфии.

3.?Ограниченный тираж — 150-300 копий, (после этого пленки уничтожаются, а формы смываются в присутствии заказчика).

Цены на сериграфию сопоставимы в Москве, Лондоне, Токио — по всему миру, и все галереи придерживаются единой ценовой политики. Список лиц и корпораций, собирающих сериграфии и офорты художников, весьма представителен. Среди них — принц Чарльз, Элтон Джон, Маргарет Тетчер, Роберт де Ниро, компания «Мицубиси», J.P.Morgan, IBM, Sanyo, American Express. Оригинальные сериграфии англичанина Роя Ферчайлда, венгра Чабы Маркуса, испанца Фабио Хуртадо, русского Михаила Шемякина высоко оценены во всем мире и успешно продаются в различных галереях.

Сериграфия по своей сути демократична: все люди тянутся к прекрасному, но далеко не каждый даже очень богатый человек может позволить себе купить картину Пиросмани или Пикассо, а сериграфия дает возможность практически любому приобщиться к прекрасному. Великолепно исполненная сериграфия, которая практически ничем не отличается от подлинника, радует, успокаивает и согревает своими неповторимыми красками дома и души людей, вносит новые элементы творческого подхода к работе  — как для художников, так и для создателей копий.

КомпьюАрт 12'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства