КомпьюАрт

12 - 2003

Paint Shop Pro 8.1: практичность во всем

Юрий Анищенко

Далеко не всегда бюджетные решения разительно отличаются по качеству и набору реализованных функций от программных продуктов «высшего сорта», в то время как экономия от разумного выбора более скромного, но в то  же время более полно отвечающего запросам пользователя инструмента может оказаться весьма и весьма значительной.

Безусловно, на современном рынке средств допечатной подготовки изображений безраздельно лидирует Adobe Photoshop, но параллельно с ним существуют и развиваются другие графические пакеты, нередко специализирующиеся на какой-то одной, более узкой сфере деятельности.

Paint Shop Pro, продукт компании Jasc Software, присутствует на рынке уже довольно давно, о чем красноречиво свидетельствует номер самой свежей версии продукта  — 8.1. Программа выделяется из общего ряда недорогих решений для графического дизайна в первую очередь за счет солидного набора реализованных в ней функций (как метко подметил один из обозревателей предыдущей версии пакета, покупая Paint Shop Pro, пользователь приобретает 90% возможностей Photoshop за 10% стоимости последнего). Действительно, Paint Shop Pro отлично зарекомендовал себя и в качестве рабочего инструмента фриленсеров и небольших дизайн-студий, и как учебное средство для будущих специалистов.

Недавно компания Jasc Software выступила с новой инициативой, предложив не только обновленную версию своего ведущего пакета, но и целый набор программ для обработки графики (похоже, что выпуск Suite-коллекций становится модой у разработчиков программного обеспечения). Paint Shop Power Suite включает сам Jasc Paint Shop Pro 8, средство для хранения, поиска и совместного использования больших наборов изображений Jasc Paint Shop Photo Album 4, две подборки дополнительных плагинов Jasc Paint Shop Xtras, а также Jasc Animation Shop — редактор анимированных GIF-файлов, который пригодится тем пользователям, которые готовят не только бумажные, но и электронные публикации.

Начиная с восьмой версии программы разработчики Paint Shop Pro более четко позиционируют свой продукт: функциональность редактора ориентирована в первую очередь на тех, кто занимается фотографией и готовит к печати изображения, полученные как с помощью цифровых фотокамер, так и путем сканирования традиционных оригиналов  — слайдов и отпечатков. Примечательно, что программа позволяет автоматизировать значительную часть рутинных операций, но в то же время ничем не ограничивает возможности корректировки изображений вручную, чем разительно отличается от появившихся в последнее время «интеллектуальных» утилит, не допускающих пользователей дальше «магической кнопки». На самом деле Paint Shop Pro тоже обладает режимом полностью автоматического редактирования — для ленивых, но его мы рассмотрим чуть ниже.

Первое, что бросается в глаза при первом запуске Paint Shop Pro 8, — это изменившийся интерфейс программы. Принципиальных различий практически нет, но более грамотная компоновка панелей и элементов управления позволяет экономить экранное пространство, высвобождая максимум места под обрабатываемое изображение. Так, традиционная панель Tools включает не только отдельные инструменты, но и целые их группы (примерно так же, как это было сделано в Adobe Photoshop). Благодаря этому, а также возможности стыковки с другими панелями, она стала занимать минимум места. Вообще, интерфейс Paint Shop Pro изменился в сторону большей гибкости для персональной настройки, исходя из потребностей конкретного пользователя: даже комбинации клавиш для быстрого вызова той или иной команды теперь можно задавать самостоятельно. Более того, программа позволяет сохранять различные варианты настроек интерфейса (так называемые workspa­ces: например, один для коррекции только что полученных из цифровой камеры снимков, а другой — для рисования) и загружать их по мере необходимости.

Что касается «механических» инструментов, то реализованный в Paint Shop Pro набор практически совпадает с тем, к которому привыкли пользователи Adobe Photoshop, так что в этом плане возможности обоих пакетов схожи. Пожалуй, по-настоящему не хватает только тех продвинутых средств, которые появились в седьмой версии Photo­shop, — Liquify Tool и Healing Brush (последнее весьма пригодилось бы для восстановления фотографий).

Впрочем, эта нехватка компенсируется солидным набором функций для обработки цифровых снимков. Разработчики Paint Shop Pro постарались систематизировать возникающие при цифровой съемке ошибки изображения и на основе этого анализа снабдили программу специальными инструментами, корректирующими эти искажения. Так, например, функция Perspective Correction служит для «выпрямления» фотографий, на которых центральный объект претерпел деформации из-за неправильно выбранной перспективы (что часто случается во время пейзажной съемки с использованием широкоугольных фотообъективов).

Для корректировки не менее часто встречающихся ошибок цифровой фотографии служат семь инструментов, включенных в специальное меню Enhance Photo:

• Automatic Color Balance — возвращает изображению естественные цвета в соответствии с заданной температурой света. Здесь же устраняется добавленный оттенок, получившийся в результате раскалибровки;

• Automatic Contrast ­Enhancement — в целом аналогичен инструменту Auto Contrast в Adobe Photoshop, но отличается наличием настроек баланса, экспозиции и рельефности изображения;

• Clarify — выделяет грани объектов, повышая контрастность в фокусном поле;

• Automatic Saturation Enhance­ment — повышает степень насыщенности оттенков красок на всем изображении или на его выделенной части, отталкиваясь от задаваем пользователем уровня баланса и силы;

• Edge Preserving Smooth — убирает «цветовой шум», неизбежно возникающий при использовании фотокамер с матрицами начального уровня, а также дешевых планшетных сканеров с низкой оптической плотностью. В то же время контуры объектов на изображении остаются четкими (по крайней мере при низких значениях силы применения эффекта);

• Sharpen — единственный инструмент, не выводящий диалогового окна для настройки параметров коррекции. По силе воздействия близок к одноименному фильтру Adobe Photoshop;

• Red-Eye Removal — название говорит само за себя. Стандартное средство для устранения эффекта «красных глаз» на снимках, сделанных с использованием прямой вспышки.

Пускай вас не смущает слово «автоматический», присутствующее в названиях многих из описанных инструментов. Практически все они позволяют настроить параметры редактирования вручную, причем в интерактивном режиме — результаты можно тут же просмотреть либо в небольшом окошке, либо непосредственно на обрабатываемом изображении.

Вместе с тем в Paint Shop Pro предусмотрена возможность и автоматической коррекции снимков — та самая «магическая кнопка», о существовании которой мы уже упоминали. Называется она One Step Photo Fix и запускает последовательно все вышеописанные процедуры, за исключением Red-Eye Removal. Конечно, результаты подобной пакетной обработки далеко не всегда бывают идеальными, но они, как правило, более чем достаточны для тех задач, где не требуется чрезмерно высокое качество, например для создания галереи эскизов для предварительного просмотра коллекции изображений.

В Paint Shop Pro мы обнаружили крайне интересную деталь, которой разработчики пакета могут по праву гордиться. Программа поставляется с обширным набором эффектных фильтров — правда, они не основываются на открытой архитектуре, к чему привыкли пользователи Adobe Photoshop, а значит, большого выбора плагинов от сторонних производителей ждать не приходится. Тем не менее базовая номенклатура насчитывает более двух сотен фильтров, ориентироваться в которых не так-то просто.

Именно поэтому в программу был добавлен специальный инструмент Effect Browser. Он позволяет просматривать все доступные фильтры вместе с эффектами, которые они произведут на обрабатываемом изображении. Поскольку эскизы предварительного просмотра сгруппированы по разделам списка фильтров, выбрать наиболее подходящий для решения текущей задачи оказывается проще простого. Непосредственно из окна Effect Browser можно настроить параметры любого эффекта.

Paint Shop Pro грамотно реализует инструменты для управления цветом. Частично эти функции реализованы в режиме исправления цифровых фотоснимков, однако программа ими не ограничивается и предлагает расширенный набор средств цветокоррекции  — балансировку по отдельным каналам (в режимах RGB и HSL), смешивание каналов, определение ключевых значений белого/черного цветов, настройку кривых, ручную регулировку гистограммы и т.п. Неизбежное сравнение Paint Shop Pro с Adobe Photoshop в очередной раз доказывает их близость по функциональным возможностям. Впрочем, не все так безоблачно: так, например, нам совершенно не понравилось, как Paint Shop Pro работает с индексированными цветами (точнее, как он с ними не работает), хотя для вывода на печать этот режим не столь критичен.

Как и подобает графическому редактору профессионального уровня, Paint Shop Pro в полной мере поддерживает функцию цветоделения, позволяя выводить по отдельности четыре CMYK-канала итогового изображения. Помимо этого пользователям предлагается интересная функция сохранения файлов в заранее определенные шаблоны (например, соответствующие гнездам используемой модульной сетки) — это своего рода альтернатива написанию сценария обработки.

Впрочем, это вовсе не означает, что Paint Shop Pro не поддерживает создание и запуск пользовательских сценариев — как раз напротив! Эта функция проработана в пакете необычайно глубоко; в качестве фундамента используется мощный скриптовый язык Python, что позволяет не только конструировать последовательность команд в интерактивном режиме непосредственно из рабочего окна программы, но и писать и отлаживать их во внешнем редакторе (если, конечно, вы готовы выучить азы Python). В качестве примера разработчики включили в пакет набор из готовых сценариев самого различного назначения — от вывода заголовка файла в EXIF-формате до автоматического разделения слоев.

Оценивая Paint Shop Pro в целом, нельзя не отметить заметно подросшее, по сравнению с предыдущими версиями программы, быстродействие. «Прирост» становится особенно заметным при работе со сложными документами, включающими большое число взаимодействующих слоев (правда, к системным ресурсам пакет почти так же требователен, как и его старший брат). Еще один положительный момент — огромное количество форматов графических файлов, поддерживаемых программой. Это не только все накопившиеся за долгие годы индустриальные стандарты, но и такие новейшие разработки, как JPEG 2000, enhanced EPS PostScript 3 и WBMP (BMP для мобильных беспроводных устройств).

Из других программ, входящих в состав Paint Shop Power Suite, стоит выделить два набора Jasc Paint Shop Xtras. Это коллекции дополнительных эффектов, расширяющие базовый набор фильтров и интересные в первую очередь фотографам, которые будут применять Paint Shop Pro 8.1 в качестве инструмента для предпечатной подготовки своих цифровых снимков. Они содержат большое количество самых разнообразных рамок и веньеток для создания фотоколлажей. Кроме того, сюда же включены дополнительные текстуры и узоры (общим числом более 200), широко используемые в базовом наборе фильтров.

КомпьюАрт 12'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства