КомпьюАрт

12 - 2003

«ПолиграфИнтер-2003»

Пресс-конференция ГК «ВИП-Системы»

Первая ЦПМ Xerox DocuColor iGen3 в России

«Система» от Komori для журнальной печати

Drupa приходит в Москву

«Полиграфические системы» раздают слонов и представляют новых партнеров

Вторая листовая восьмикрасочная машина в типографии «Немецкая фабрика печати»

Luscher делает ставку на термальную технологию

MAN Roland и «Центр — Х.Г.С.» модернизируют производство в типографии «Медиа-Пресса»

Пресс-конференция ГК «ВИП-Системы»

30 октября в рамках выставки «Полиграф-Интер-2003» ГК «ВИП-Системы» организовала пресс-конференцию, в которой приняли участие заместитель директора Московской типографии № 13 Михаил Коновалов, вице-президент компании Esko-Graphics Кристос Тацис (Christos Tatsis), региональный менеджер компании Esko-Graphics Дэвид Йолсен (David Jolsen), директор по экспорту компании Akiyama International Company Йоши Каготани (Joshi Kagotani), директор по экспорту компании Purple Magna Machinery Ванг Дацуо (Wang Dazuo), директор компании Edale Бернхард Гроб (Bernhard Grob). От ГК «ВИП-Системы» в пресс-конференции участвовали директор по продажам Сауле Турганова, руководитель отдела маркетинга Оксана Струкова и директор компании Сергей Спилка.

Пресс-конференция началась с выступления представителя компании Esko-Graphics Кристоса Тациса. Для г-на Тациса поездка на «Полиграф-Интер-2003» стала первым посещением России в должности вице-президента компании Esko-Graphics (до этого он работал в компаниях Scitex и Creo-Scitex). В своем выступлении

г-н Тацис рассказал о новой маркетинговой политике компании Esko-Graphics на рынке стран СНГ. Он сообщил, что теперь все продукты Esko-Graphics, в том числе системы CtP для коммерческой и флексографской печати PlateDriver и Cyrel Digital Imager, ПО для создания упаковки, а также режущие плоттеры Kongsberg, будут поставляться на всей территории СНГ через единого дистрибьютора — ГК «ВИП-Системы». По мнению руководства компании Esko-Graphics, ГК «ВИП-Системы», имеющая региональные компании по всей территории СНГ, обеспечит не только сбыт, но и поддержку, а также сервисное обслуживание оборудования на высоком профессиональном уровне.

Затем слово было передано Михаилу Коновалову, который рассказал об опыте эксплуатации устройства CtP Esko-Graphics PlateDriver. Г-н Коновалов отметил, что PlateDriver эксплуатируется в типографии с большой нагрузкой, изготавливая офсетные формы для пяти- и восьмикрасочных печатных машин формата B1, и демонстрирует при этом высокую надежность и производительность. На выставке «ПолиграфИнтер-2003» типография № 13 купила восьмикрасочную машину и достигла договоренности с ГК «ВИП-Системы» о поставке еще одной CtP-системы.

Представители японской компании Akiyama рассказали о листовых машинах серий Bestech и Jprint. Машины серии Bestech имеют следующие особенности:

• уникальная система воздухоотделителей листа позволяет с максимальной производительностью печатать на любых видах материалов — от тонких бумаг до картона;

• трехуровневый контроль подачи листа в машину предотвращает неправильную подачу листов в печатную зону;

• применение печатных цилиндров тройного диаметра снижает вероятность деформации материала, а также уменьшает количество передач листа в два раза, обеспечивая точное совмещение красок;

• удлиненная приемка, входящая в стандартную комплектацию, позволяет при необходимости разместить секцию лакирования с ИК- или УФ-сушилкой.

Машины серии Bestech оснащаются современными средствами автоматизации, упрощающими их обслуживание.

Машины серии Jprint предназначены для многокрасочной двусторонней печати. Их отличает двухуровневое расположение печатных секций, позволяющее запечатывать лист с двух сторон без переворота. Печатные цилиндры имеют патентованную конструкцию с керамической рубашкой. Согласование фаз вращения формных цилиндров позволяет одному печатнику одновременно заменять при помощи автозагрузчика все печатные формы на машине.

Представитель компании Purple Magna сообщил о подписании соглашения с ГК «ВИП-Системы» о начале поставок в Россию продукции китайского предприятия: фальцевальных и крышкоделательных машин, оборудования для загибки клапанов обложек книг в мягком переплете, трехножевых резальных машин и агрегатов для высечки окон и их заклейки в коробках. Первым шагом реализации договоренности стала демонстрация на стенде «ВИП-Системы» комбинированной фальцевальной машины ZYH660, позволяющей формировать четыре параллельных и три вертикальных фальца при работе с материалами массой от 40 до 180 г/м2.

Генеральный директор английской компании Edale г-н Бернхард Гроб сообщил, что ГК «ВИП-Системы» получила право представлять оборудование

Edale в странах СНГ. Во время выставки на стенде ГК «ВИП-Системы» демонстрировалась узкорулонная флексографская машина вертикального построения Edale Alpha, оснащенная ИК-сушилками, независимой регулировкой продольной и поперечной приводок красок, устройством видеоконтроля процесса печати.

Также на пресс-конференции было сообщено, что ГК «ВИП-Системы» достигла соглашения с компанией Xeikon о совместной работе в странах СНГ. Теперь специалисты ГК «ВИП-Системы» будут обеспечивать продажу машин Xeikon, их сервисную поддержку, а также поставки расходных материалов.

В начало В начало

Первая ЦПМ Xerox DocuColor iGen3 в России

Всего год назад на выставке «ПолиграфИнтер-2002» компания Xerox анонсировала цифровую печатную машину третьего поколения — DocuСolor iGen3. Как и обещали представители компании, через год на «ПолиграфИнтер-2003» новая машина была представлена в России.

DocuColor iGen3 стала результатом восьмилетней работы исследовательских центров Xerox. Валерий Кузьмич, руководитель отдела отраслевого маркетинга компании Xerox, отметил, что разработчикам удалось соединить в этой машине производительность, качество и технологическую гибкость, что позволяет вывести цифровую печать на принципиально новый уровень. По его словам, в данном случае нужно оценивать не только технические параметры машины, но и возможности, которые она предоставляет своим владельцам.

iGen3 отличается от традиционных (аналоговых) печатных машин очень точной приводкой красок, стабильностью цветовых характеристик оттисков, большим, по сравнению с европейской триадой, цветовым охватом. Эта машина позволяет работать с широким спектром бумаг, включая фактурные форматом до 36x52 см.

iGen3 позволяет создавать инфраструктуру для совершенно нового бизнеса — предоставления широкого спектра услуг цифровой печати. По словам В.Кузьмича, iGen3 в первую очередь рассчитана на три типа заказов: цифровые заказы (в частности, печать переменных данных), малотиражная печать и, наконец, заказы, которые традиционно считались офсетными, однако благодаря новой машине стали рентабельными и для цифровой печати.

«Прежде всего, мы ориентируемся на крупные типографии, у которых имеются ресурсы, чтобы поднять свой бизнес на новый уровень, — заявил В.Кузьмич. — Сегодня мы видим, что зарождается еще одно весьма интересное направление рынка услуг, представленное сервис-бюро, то есть предприятиями, у которых есть ресурсы для того, чтобы оказывать своим клиентам полный комплекс услуг. iGen3 подходит для них как нельзя лучше».

«В ближайшее время мы станем свидетелями появления самых разных новых услуг и развития пока никем не освоенных сегментов рынка, — считает директор по маркетингу компании Xerox Константин Клейн. — Тот, кто окажется первым на этом рынке, безусловно, получит неоспоримые преимущества. Мы понимаем, что первым быть трудно, поэтому готовы оказывать поддержку всем, кто чувствует уверенность в своих силах и готов работать в новых условиях».

Первым владельцем iGen3 в России и одним из первых в Европе стала типография «ЦИFRA» — новый проект фабрики «Светоч». iGen3 позволит типографии предоставлять новые виды услуг, которые изменяют традиционные представления о возможностях полиграфии. «Персональные цифровые услуги» — такое определение дает деятельности своего предприятия директор по маркетингу Марина Семенко и продолжает: «Начиная этот новый для себя проект, мы много общались с теми, кто давно использует технологии Xerox. Одним из аргументов в принятии решения было то, что сотрудничество с этой компанией выходит за рамки традиционных взаимоотношений покупателя и поставщика».

В начало В начало

«Система» от Komori для журнальной печати

Японскую компанию Komori знают в нашей стране как производителя листовых офсетных машин серий Lithrone и Sprint. Пока менее известны в России рулонные машины Komori System для печати коммерческих работ. На стенде компании «ЯМ Интернешнл» на наши вопросы о проблемах рулонной журнальной печати и оборудовании

Komori для этого сектора рынка ответил Тони Картер (Tony Carter), менеджер по продажам рулонных машин Komori в европейском регионе.

КомпьюАрт: Какие тенденции вы можете отметить на рынке печати коммерческой продукции?

Тони Картер: Главная тенденция — уменьшение тиражей. В последнее время периодические издания становятся все более специализированными, ориентированными на определенный круг читателей. Поэтому количество журналов растет, а их тиражи сокращаются. Например, сейчас в Великобритании издается 9,5 тыс. периодических журналов, при том что население страны составляет около 60 млн. человек. Еще 10 лет назад число журналов было на порядок меньше. Большой рост — около 3,5% в год — наблюдается в секторе изданий, предназначенных для прямой рассылки (direct mail). Растет также и число рекламных изданий.

КА: Как реагируют на эти процессы полиграфические предприятия и какие требования сейчас предъявляются к рулонным машинам?

Т.К.: Полиграфические предприятия вынуждены искать пути повышения эффективности своего бизнеса. Они стремятся внедрять современные технологии и оборудование, позволяющие повысить их конкурентоспособность. Многие предприятия переходят на использование технологии CtP, внедряют современные системы управления рабочим потоком и, конечно, покупают новые печатные машины.

Для того чтобы отвечать требованиям рынка, современные рулонные машины должны позволять печатать тиражи быстрее, эффективнее и с более высоким качеством. Они стали более производительными, повысилась их технологическая гибкость.

КА: Не приведет ли снижение средних тиражей журналов к тому, что большая часть журнальной продукции станет печататься на листовых машинах?

Т.К.: Думаю, что нет. Новое поколение журнальных машин, например Komori System 38, позволяет с высокой эффективностью печатать тиражи, которые еще 10-15 лет назад считались листовыми. За счет высокой автоматизации машин удается сократить непроизводительные расходы, поэтому современное рулонное оборудование способно выдержать конкуренцию с листовыми машинами.

КА: Расскажите, пожалуйста, о рулонных машинах Komori.

Т.К.: Komori является одним из крупнейших поставщиков рулонных машин для печати журнальной и другой коммерческой продукции. В Японии Komori владеет 70% рынка рулонной коммерческой печати. Ежегодно мы продаем здесь около 40 рулонных машин.

На европейский рынок мы поставляем 16-страничные рулонные машины серии System 38, которые оснащены газовой сушилкой и позволяют печатать на бумаге массой от 40 до 130 г/м2 с производительностью до 50 тыс. сфальцованных тетрадей в час. Как и все оборудование Komori, System 38 отличаются очень высокой степенью автоматизации. В частности, автоматизированы операции замены форм, смывки офсетных цилиндров, переналадки фальцаппарата. Машина оснащена самой современной системой управления. За четыре года мы установили в Европе 26 машин серии System 38.

КА: Как вы оцениваете перспективы System 38 в России?

Т.К.: Российский рынок рулонной печати коммерческих работ имеет очень большой потенциал. Сейчас он находится в той стадии развития, которая была характерна для европейского рынка 10-летней давности. Это значит, что в ближайшее время рынок в вашей стране будет очень быстро расти. Надеюсь, что наше оборудование поможет российским полиграфистам выйти на новый уровень качества и производительности рулонной печати.

В начало В начало

Drupa приходит в Москву

29 октября в отеле «Савой» состоялась презентация выставки Drupa 2004 — этот крупнейший мировой полиграфический форум пройдет с 6 по 19 мая 2004 года в Дюссельдорфе (Германия). В московской презентации приняли участие Мартин Вейкенмайер, вице-президент Drupa 2004; Моника Киссинг, бессменный руководитель пресс-бюро выставки; Борис Кузьмин, председатель Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП), а также представители московского бюро компании «Мессе Дюссельдорф» во главе с Михаэлем Манделем.

Г-н Вейкенмайер рассказал о тех направлениях полиграфии, которые будут представлены на Drupa 2004. Он отметил, что основными темами будут цифровые технологии, системы автоматизации классических и цифровых способов печати, интеграция технологических процессов. Г-жа Киссинг в своем выступлении подробно проинформировала о мероприятиях, которые планируется провести на Drupa 2004, а также об организации обслуживания посетителей. Так, разработана специальная программа ознакомления посетителей с выставкой, в которую, в частности, вошли регулярные презентации на актуальные темы и короткие презентации новых разработок, представления новинок в области программного обеспечения, тематические обзорные экскурсии для небольших групп посетителей и т.п.

Кроме того, предстоящая выставка дает специалистам хорошую возможность не только для ознакомления с экспонатами и инновациями в полиграфии и издательском деле, но и для деловых переговоров.

Г-н Мандель от имени устроителя и организатора ярмарки — компании «Мессе Дюссельдорф» пригласил российских полиграфистов посетить Drupa 2004 и выразил надежду, что это будет способствовать дальнейшему развитию полиграфии в нашей стране.

В начало В начало

«Полиграфические системы» раздают слонов и представляют новых партнеров

Компания «Полиграфические системы» во второй раз приняла участие в выставке «ПолиграфИнтер». В этом году стенд компании был украшен розовыми слонами, вручавшимися победителям викторины «Россия — родина слонов!». За пять дней выставки в руки знатоков полиграфии перешел 101 такой слон. Украшением стенда «Полиграфических систем» было и современное полиграфическое оборудование: формная техника немецкой фирмы Sack и итальянской компании OVIT, профессиональный ламинатор Delta чешской компании Komfi, перфоратор немецкой компании Beil, печатные машины и гидравлический резак чешского предприятия Adast.

Напомним, что «Полиграфические системы» являются эксклюзивными представителями завода Adast, известного в России своими популярнейшими сериями печатных машин Romayor и Dominant. На выставке была продемонстрирована недорогая компактная однокрасочная печатная машина Adast 315 Varn Standard, а также предназначенная для печати средних и больших тиражей машина Dominant 745 C AUT, на которой на протяжении всей выставки печатались красочные календари. Посетивший выставку исполнительный директор Adast Ладислав Новак отметил успехи «Полиграфических систем» в продвижении чешских печатных машин в России и официально пригласил компанию на ежегодный трехдневный дилерский семинар, в котором традиционно принимают участие только ведущие дилеры Adast.

Как уже сообщал наш журнал, 14 октября компания «Полиграфические системы» получила официальный статус дистрибьютора компании Mitsubishi Heavy Industry Ltd —производителя высокоавтоматизированных листовых офсетных машин элитного класса серии Diamond. На стенде «Полиграфических систем» первого покупателя печатного оборудования Mitsubishi ждал серебристый подарок — внедорожник Mitsubishi Pajero Sport в комплектации Еxclusive.

Михаил Харузин, генеральный директор «Полиграфических систем», отметил, что сегодня создалась благоприятная ситуация для продвижения на российском рынке элитной японской печатной техники, тем более что печатные машины Mitsubishi соответствуют самым высоким стандартам и по ряду параметров превосходят оборудование конкурентов. Также г-н Харузин сообщил, что компания заключила дилерское соглашение с Xerox и начинает поставки цифровых печатных машин этой фирмы.

В начало В начало

Вторая листовая восьмикрасочная машина в типографии «Немецкая фабрика печати»

29 октября компания «Гейдельберг СНГ» организовала презентацию проекта «Немецкая фабрика печати» — первой российской типографии, в которой установлены две восьмикрасочные печатные машины Speedmaster SM 102-8-P-S. На презентации выступили О.Новиков, продукт-менеджер компании «Гейдельберг СНГ», И.Егоров, генеральный директор издательства «Эксмо», М.Пасичник, генеральный директор типографии «Немецкая фабрика печати», а также постоянные клиенты типографии. Всех присутствующих приветствовал д-р М.Оучара, управляющий компанией «Гейдельберг Остевропа».

«Немецкая фабрика печати» — московская типография, менее трех лет работающая на рынке полиграфических услуг, но хорошее техническое оснащение и высокая квалификация персонала позволили ей даже за такой срок собрать солидное портфолио работ. Сегодня эта типография принимает заказы на самую разнообразную печатную продукцию: журналы, рекламные буклеты, календари, визитные карточки, афиши и т.д.

Парку полиграфического оборудования, которым располагает «Немецкая фабрика печати», позавидуют многие не только российские, но и западно-европейские типографии. Формный участок типографии оснащен устройством CtP Prosetter 102 с фиолетовым лазером; в печатном цехе работают шесть машин Speedmaster; послепечатные операции выполняются на лакировальной машине SBL, на резальном оборудовании Polar и Wohlenberg, на фальцевальных машинах KD Top Line, на линиях для бесшвейного скрепления Muller Martini и Horizon… К этому следует добавить, что «Немецкая фабрика печати» — одна из немногих типографий, где в технологический процесс внедрена система сквозного контроля качества.

В этом году в типографии была установлена вторая машина SM 102-8-P-S формата 720x1020 мм, которая позволяет печатать продукцию красочности 8/0 или 4/4 с большей рентабельностью, чем две четырехкрасочные машины. Установленная машина оснащена сканером печатных форм CP2000 и новым самонакладом Preset Plus, обеспечивающим, благодаря использованию одной вакуумной ленты без роликов и щеток и многоступенчатой системе контроля проводки листа, уменьшение остановок машины из-за ошибок при подаче листа. Для снижения риска отмарывания краски в процессе проводки листа через машину и в стопе печатные цилиндры SM 102-8-P-S имеют отталкивающее краску силиконовое покрытие Perfect Jacket, а в выводном устройстве установлен аппарат двустороннего нанесения противоотмарочного порошка Exatronic Duo Plus с системой отвода порошка CleanStar. Этот аппарат позволяет на 30% сократить расход противоотмарочного порошка.

Выступившие в конце презентации клиенты «Немецкой фабрики печати» отметили, что этой типографии свойственны высокая культура работы с заказчиками и отменное качество выполнения работ.

В начало В начало

Luscher делает ставку на термальную технологию

За последние полгода компания Luscher — известный швейцарский производитель устройств CtP для офсетной печати — организовала целый ряд PR-акций, самой заметной из которых стало установление рекорда производительности системой

XPose! 160 с новой экспонирующей головкой. Об этом рекорде и о своих взглядах на будущее технологии CtP нам рассказал владелец компании Luscher Ханс Люшер (Hans Luscher).

КомпьюАрт: Позвольте поздравить вас с выдающимся результатом, показанным XPose! 160. Как долго, по вашему мнению, продержится этот рекорд , и будет ли ваша компания в ближайшем будущем пытаться его улучшить?

Ханс Люшер: Спасибо за поздравление. Я считаю, что нам вполне по силам улучшить этот результат, но большого практического смысла в этом нет. Той производительности, которую демонстрируют наши сегодняшние модели, совершенно достаточно для наших основных клиентов: изготовителей журналов и упаковки большого формата.

КА: Расскажите, пожалуйста, о предыстории и причинах выхода компании Luscher на рынок CtP?

Х.Л.: Мы долгое время изготавливали различное допечатное оборудование. Когда на рынке появились первые системы CtP, мы тоже решили начать развивать эту технологию. Основные достоинства CtP, на мой взгляд, состоят в том, что она позволяет значительно упростить технологический процесс, повысить его эффективность и качество.

Мы были готовы представить первое устройство CtP Luscher еще на Drupa 95, но решили взять паузу, чтобы посмотреть, каким путем пойдет развитие технологии. В итоге мы выбрали термальную технологию и представили первый прототип устройства CtP в 1997 году на выставке Imprinta.

КА: Как вы считаете, какая из технологий CtP будет доминировать в будущем?

Х.Л.: Я считаю, что будущее за термальными системами CtP, причем ведущую роль на рынке займут не требующие проявки пластины.

КА: Но предложение таких пластин пока относительно мало.

Х.Л.: Я думаю, что уже на выставке Drupa 2004 ведущие производители пластин представят свои разработки в этой области.

КА: Может ли оборудование Luscher использоваться для экспонирования не требующих проявки пластин?

Х.Л.: Да, мы готовы к переходу на работу с такими пластинами.

В начало В начало

MAN Roland и «Центр — Х.Г.С.» модернизируют производство в типографии «Медиа-Пресса»

В рамках выставки «ПолиграфИнтер-2003» компания «Центр — Х.Г.С.» провела международный семинар-презентацию в ИД «Медиа-Пресса» на тему «Модернизация полиграфических предприятий. Комплексные решения». Модернизация этого издательского предприятия началась еще в 2000 году (напомним, что «Медиа-Пресса» образована на базе типографии «Правда», одного из крупнейших полиграфических предприятий Советского Союза), и качестве конечной ее цели декларировалось создание современной типографии, ориентированной прежде всего на производство цветных газет и журналов. Проект осуществлялся типографией в сотрудничестве с компанией MAN Roland Druckmaschinen AG и с ее эксклюзивным партнером по сервису и сбыту в России — фирмой «Центр — Х.Г.С.».

В ходе первого этапа модернизации был обновлен парк технологического оборудования: установлены газетные машины Uniset (три башни, одна из которых оборудована сушильным устройством) производительностью 70 тыс. тетрадей в час, а также современные листовые машины Roland 300-й и 700-й серий, в том числе шестикрасочная Roland 700 с двойным лакировальным модулем и десятикрасочная Roland 700 с двумя устройствами переворота листа. Допечатный участок типографии был оснащен системой CtP Autologic, экспонирующей серебросодержащие пластины.

В процессе модернизации необходимо было создать эффективную систему управления производством, объединив при этом управление допечатным и печатными участками, рулонными и листовыми печатными машинами, цифровой и аналоговой техникой. К тому же новую систему управления требовалось внедрить в условиях действующего производства без остановки технологического процесса. Для решения этой задачи было решено использовать систему управления производством DISO мюнхенской фирмы SSB, в которую интегрировали систему управления печатным оборудованием PECOM компании MAN Roland. Система PECOM использует для обмена данными с печатными машинами формат JDF (Job Definition Format) — новый коммуникационный стандарт для полиграфии, одним из инициаторов разработки которого была компания MAN Roland. Таким образом, в «Медиа-Прессе» была создана уникальная система управления, где впервые были объединены системы DISO и РЕСОМ, а для управления газетными машинами также в первый раз был использован формат JDF.

Система работает следующим образом: РЕСОМ получает из DISO информацию о заказах, а из системы управления допечатным рабочим потоком — данные о макете издания для настройки красочных аппаратов и фальцевальных устройств. По окончании печати тиража РЕСОМ передает системе DISO данные о размере отпечатанного тиража, расходе бумаги и простоях машин. Информация, доступ к которой осуществляется через Web-браузер, используется для учета ресурсов, для планирования, а также в бухгалтерском учете. Таким образом, системы DISO и РЕСОМ дополняют друг друга, позволяя управлять производственным процессом от стадии приема заказа до выпуска готовой продукции.

Уже сейчас, после завершения первой стадии модернизации, издательский дом «Медиа-Пресса» вошел в число самых мощных предприятий отечественной полиграфической отрасли и сегодня выпускает около 300 газет, из которых 30 — ежедневные. Однако работы еще достаточно, ведь значительную часть парка печатных машин составляет морально и физически устаревшая техника, например однокрасочные газетные машины PLAMAG, установленные в типографии еще в 70-х годах. На следующей стадии реконструкции производства ИД «Медиа-Пресса» планируется модернизировать цех глубокой печати, организовав там производство высокотиражной журнальной продукции. Пожелаем руководителям типографии успехов в реализации их проектов!

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства