КомпьюАрт

12 - 2003

Системы автоматизации редакций

Александр Шмаков

Основные разработчики расширений

Конец года — традиционное время для подведения разного рода итогов. За последнее время на рынке редакционно-издательских систем произошел ряд значительных событий, более того — сегодня складывается ситуация, которую можно обозначить как передел рынка.

В прошлом номере журнала мы упомянули о выпуске корпорацией Adobe системы организации групповой работы редакции Version Cue в составе пакета Adobe Creative Suite. Этот пакет дает небольшим редакциям минимально необходимый набор для организации совместной работы по сравнительно невысокой цене — это контроль версий, распределение прав, трекинг работ и т.д. Автоматизация в этом пакете находится на уровне решений этого класса систем, в частности K4 (www.softcare.de) и Quark Publishing System (www.quark.com).

До Quark Publishing System новому пакет пока, конечно, еще далеко, но компания Adobe не раз демонстрировала, что умеет завоевывать ниши на рынке программного обеспечения для издательств. Отказ Adobe от заявленного ранее проекта масштабной издательской системы InScope, видимо, был вызван тем, что компания специализируется на разработке только готовых продуктов — коробочных или OEM­решений. А интеграция, необходимая любой серьезной издательской системе, в число интересов компании не входит.

Следующий класс решений представлен такими системами, как продукты компании ppi media (www.ppimedia.de), контрольный пакет которой относительно недавно был приобретен MAN Roland Group. Системы предназначены для интеграции работы различных департаментов издательских домов и типографий, например цифровая система управления MAN Roland PECOM и система PrintNet (совместный проект фирмы MAN Roland и ppi Media). PrintNet обеспечивает непрерывное управление всеми технологическими процессами и объединяет все стадии изготовления продукции в интегрированное CIM­решение (Computer Integrated Manufacturing). PECOM и ppi позволяют создать полный комплекс управления производственными процессами — от издательско­редакционных функций до экспедирования и распространения готовой продукции.

Но такие решения инсталлируются достаточно редко. Мэйнстримом же среди издательских систем следует назвать системы автоматизации большего или меньшего числа редакционных и издательских задач. Появление подобных решений было вызвано ростом числа и объема периодических изданий и необходимостью автоматизации различных редакционных процессов, которые, как известно, в каждой редакции разные. Итак, рассмотрим основных игроков в этом сегменте рынка (дополнительные адреса и ссылки приведены в таблице разработчиков расширений).

Kytek (www.kytek.com), судя по сайту, так и остается «театром одного актера». Компания Atex за это время, прикупив весьма интересного разработчика CyberGraphics, превратилась в Atex Media Command.

Стабильно развивается команда Advanced Publishing Technology (www.advpubtech.com), изначально ориентированная только на работу под Windows.

«Северо­Атлантические издательские системы» (www.nap­sys.com) выпустили ряд новых продуктов. Заключен контракт Вaseview и Harris, в результате чего на свет появился монстрообразный клон «маковской» системы под Windows (результаты деятельности доступны на www.harrisbaseview.com). Весьма сбалансированная австралийская система Pongrass, похоже, возвращается к самостоятельному продвижению после недолгого «брака» с Modulo Systems. Попытка Open Pages конкурировать с QPS не удалась, но итогом стало создание довольно интересной системы. Также необходимо отметить рост числа систем автоматизации издательства, которые нацелены на работу с InDesign, например решения финских разработчиков (www.anygraaf.com, www.dtint.com). Компания Banta Media (banta­im.com) запустила сетевой проект и перевела часть своих продуктов в открытый доступ.

Во всем мире направление автоматизации издательств активно развивается, особенно это касается американских проектов (например, www.atsusa.com, www.pcspcs.com, www.mactive.com, www.maned.com). В этом же направлении действуют и другие страны: Англия (www.mcre­search.co.uk), Испания (www.sei­net.es), Италия (www.tera­it.com), Франция (www.trias.fr), Индия (www.sansuisoftware.com), Россия (www.tiff.ru). Чрезвычайно плодотворно работает Германия — AVUS (isv­gmbh.de), Copan (www.code­sco.de), CatalogBuilder (www.info­rvision.de), InCopyBridge (www.jebe­rien.de), хотя последний проект, видимо, заморожен. Имеются (да простят меня разработчики!) и сомнительные проекты babel­fish.com, mileniumcrossmedia.com, newspapersystems.com, 5fifteen.com.

Особо стоит отметить стремительное развитие XML­пакета верстки Scribus, сравнимого по возможностям с QuarkXPress. Важно, что это UNIX­пакет и ХML является для него «родным» форматом. Scribus поддерживает импорт графики основных графических форматов (TIFF, EPS, BMP, JPEG и т.д.). Текст, правда, импортируется только обычного текстового формата, но в любой из русских кодировок. Пакет может напрямую печатать в PDF (в частности, предусмотрена поддержка PDF/X­3) и осуществлять экспорт в EPS. Механизм печати реализован через собственный PostScript­драйвер, поддерживающий Post­Script Level 2 и Level 3. Scribus позволяет внедрять ICC­профили в документы PDF и осуществлять цветоделение в CMYK и RGB для Post­Script. Интерфейс пакета локализован, так что в последней версии уже не возникает проблем при работе с текстами на русском языке, а в комплекте поставляется модуль переносов. Модель документа у Scribus, как и в лучших пакетах верстки, является объектно­ориентированной и реализует поддержку плагинов через свой API, а также поддержку плагинов, написанных на языке Python. Одним словом, это перспективный пакет, как, впрочем, и XSL­Fast. 

КомпьюАрт 12'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства