КомпьюАрт

12 - 2003

Современная система управления рабочим потоком в допечатной подготовке

Константин Кучеренко

Клиент-серверная архитектура

Предварительный просмотр, цифровая цветопроба и проверочный вывод

Алгоритмы растрирования

Компенсация растискивания растровой точки, треппинг и управление цветом

Термин «workflow» пришел в полиграфию из бизнес-систем документооборота. Обычно его переводят как «поток работ», «поток заданий» или «рабочий поток». Согласно глоссарию WfMC (Workflow Management Coalition), международной организации, занимающейся стандартами систем workflow, бизнес-процесс — это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

Что такое поток работ в бизнесе? Это упорядоченное во времени множество рабочих заданий, которые получают сотрудники и которые обрабатываются ими вручную или с помощью средств механизации/автоматизации, но с той последовательностью и в рамках тех правил, которые определены для данного бизнес-процесса. Говоря упрощенно, бизнес-процесс — это своего рода конвейер, работающий по своим правилам и технологиям, а поток заданий аналогичен потоку изделий (узлов, деталей), которые передвигает этот конвейер.

Программные системы управления рабочим потоком давно и успешно применяются на различных промышленных предприятиях и в финансовых структурах. Несколько лет назад термин и идеология workflow проникли в полиграфическую допечатную подготовку. До этого времени допечатное оборудование (обычно речь шла о фотонаборном оборудовании) комплектовалось достаточно небольшим количеством программного обеспечения.

Сначала список программ обычно ограничивался единственным модулем RIP (Raster Image Processor) — так называют программу, конвертирующую входную информацию (обычно документы в формате PostScript) в растровое изображение высокого разрешения для непосредственной отправки на выводное устройство. Поскольку быстродействия старых серийных компьютеров для выполнения этой сложной вычислительной задачи часто не хватало, RIP делали программно-аппаратным, то есть применяли компьютер, специально предназначенный для растрирования изображения. Параллельно возникали другие задачи, наиболее типичная из которых — раскладка нескольких страниц из различных PS-файлов на большой формат для вывода на один печатный лист. В той или иной степени это умело делать большинство старых систем от разных производителей. Однако важный частный случай такой задачи — спуск полос многостраничного документа — редко был предусмотрен в системах того времени.

Программное обеспечение, поставляемое вместе с выводными устройствами, иногда включало модуль управления очередью заданий. Обычно данный модуль не отличался развитыми возможностями — каждое задание просто соответствовало входному PS-файлу. Файл попадал во входную очередь, проверялся, отправлялся на преобразование с помощью RIP и в готовом отрастрированном виде уходил в очередь на экспонирование. На каждом из этапов пользователь имел возможность удалить задание или остановить его движение, изменить очередность выполнения.

Все упомянутые модули, как правило, являлись лишь вспомогательными и были существенно проще самой программы RIP. Обычно название «RIP» объединяло в себе как собственно RIP, так и все остальные программные модули. Однако за последние несколько лет в области допечатных технологий произошли существенные изменения, связанные как с возрастающими сложностью и объемом задач, так и с увеличением мощности вычислительной техники. Важным фактором конкурен-тноспособности полиграфического предприятия является его способность выполнить заказ с надлежащим качеством в короткие сроки. Поскольку скорость печати определяется имеющимся у предприятия парком печатных машин и не может быть существенно увеличена, наибольшие временные резервы предоставляет именно допечатный процесс. Ускорить работу можно, применяя более скоростное и большего формата выводное устройство. Последнее качество позволяет исключить из производственного цикла операцию ручного монтажа. Еще больше сократить время выполнения заказа можно за счет применения устройства Computer-to-Plate — системы непосредственного вывода на печатные формы. Поскольку ручной монтаж для таких систем исключается принципиально, формат устройства CtP, как правило, соответствует формату используемых на предприятии печатных машин. При таких условиях абсолютно необходимой становится возможность раскладки нескольких страниц на печатном поле. Для полной загрузки быстродействующего выводного устройства большого формата за ограниченное время необходимо перерабатывать значительное количество входной информации и успевать создавать большое количество электронных монтажей.

Поток данных, который ежедневно проходит через допечатный отдел предприятия, становится просто огромным. Этому способствуют и постоянное повышение мощности компьютеров, применяемых для дизайна и верстки, и весьма неэкономичное использование дизайнерами вычислительных ресурсов и дискового пространства (компьютер позволяет) при создании своих макетов. В результате основные трудовые и временные затраты приходятся на этап цифровой обработки входной информации перед отправкой ее на выводное устройство. Данная работа весьма ответственна, поскольку ошибки на допечатном этапе влекут большие экономические потери в тираже. Проблема усугубляется трудностями хранения, учета и поиска информации, относящейся к разным заказам и находящейся в различных стадиях обработки. Таким образом, в новых условиях стало очень сложно решать задачи с помощью RIP-ориентированного программного обеспечения без расширения штата высококвалифицированных работников.

Можно сформулировать современные требования к системе цифровой обработки данных в допечатном процессе. Во-первых, это системный подход к организации потока данных. Все входящие файлы (обычно это PS, PDF или EPS) должны единым образом приниматься, проверяться, учитываться и, при необходимости, архивироваться. Работа с данными должна подчиняться определенным четким правилам, создающим прозрачность и упорядоченность движения заданий. На любом этапе должна быть предусмотрена возможность вмешательства оператора в процесс прохождения заказа, замены отдельных частей, исправления ошибок. Причем все эти вмешательства не должны приводить к потере данных или к затруднениям при поиске. Обязательно должна быть реализована возможность интерактивной работы с системой на нескольких рабочих местах одновременно, при этом не должно возникать путаницы.

Во-вторых, обязательно должна предоставляться возможность раскладки отдельных страниц на поле экспонирования большого формата. Причем процедура раскладки должна быть максимально удобной и эффективной, поскольку ее придется выполнять практически для каждого нового заказа.

В-третьих, от системы требуется высокое и даже несколько избыточное быстродействие. Время, затрачиваемое на интерпретацию и преобразование среднестатистического PS-файла программой RIP, должно быть сравнимо с временем выполнения оператором стандартной интерактивной операции по управлению движением задания или изменению раскладки электронного монтажа. В идеале растрирование должно производиться мгновенно, что, конечно, пока невозможно. Во всяком случае; «риповка» не должна быть длительным процессом, требующим ожидания.

Таким образом, благодаря новым требованиям RIP-ориентированные системы постепенно трансформировались в системы workflow.

В качестве примера организации современной системы управления рабочим потоком рассмотрим программный комплекс FlowDrive компании Esko-Graphics. В задачи FlowDrive, кроме непосредственной интерпретации PostScript- и PDF-файлов, входит обеспечение удобного и высокоэффективного управления операциями и процессами вывода цветопроб, цветоделенных фото- и печатных форм, осуществление управления очередями печати, создание спусков полос, предварительный просмотр монтажа на экране, OPI-подстановку, треппинг, управление цветом. Управление потоком работ может осуществляться в полностью автоматическом, полуавтоматическом или интерактивном режимах, что позволяет в зависимости от актуальных задач гибко конфигурировать систему FlowDrive.

FlowDrive — чисто программная система, для аппаратной базы может быть выбрана любая стандартная Intel-совместимая платформа. Быстродействие современных PC-совместимых компьютеров позволяет за приемлемое время решать любые задачи допечатного процесса, тем более что FlowDrive поддерживает многопроцессорный режим работы. В качестве операционной системы используется обычный Windows NT/2000. Наращивая стандартные компоненты и периферию компьютерной базы FlowDrive RIP, можно без затруднений и за разумную цену добиваться требуемой производительности системы в целом.

Клиент-серверная архитектура

Архитектура системы управления рабочими потоками FlowDrive построена по схеме «клиент-сервер», что позволяет минимизировать сетевой трафик, повысить быстродействие и надежность системы, а также гибко распределить трудоемкие задачи подготовки спусков.

Серверная часть FlowDrive используется для решения задач по растрированию, хранению и обеспечению доступа к большим объемам данных, управлению выводом на экспонирующие устройства (ImageMaker, PlateDriver) и/или устройства цифровой пробы. Подобно системам документооборота для бизнеса, всю проходящую инфомацию FlowDrive помещает в базе данных. Применяется распространенный MSDE фирмы Microsoft, что облегчает совместимость с другими приложениями и удешевляет конфигурацию. Вся связь клиент-сервер осуществляется посредством запросов к этой базе данных. Здесь хранятся состояния прохождения задания, через запросы к базе клиент принимает необходимую ему информацию, управляет растрированием, выводом на пробу, выполняет просмотр или экспонирование. По командам от запросов к базе система управляет программным растровым процессором Harlequin ScriptWorks. Здесь отражена общая концепция современных систем, где RIP — всего лишь один из модулей. Полностью совместимый с языком PostScript Level 3 процессор ScriptWorks — самый быстрый и всеядный из всех существующих на данный момент программных интерпретаторов. Кроме стандартной возможности обработки файлов форматов PostScript, PDF и ЕPS, предусмотрен прямой (без растрирования) вывод однобитных файлов в формате TIFF, а также файлов в формате TIFF/IT. Серверная часть FlowDrive построена на основе модульной архитектуры и позволяет каждому из потребителей получить максимально адаптированный к его сегодняшним потребностям комплекс, легко расширяемый в дальнейшем.

Клиентская часть системы FlowDrive обеспечивает каждому оператору прямой доступ к ресурсам серверной части, таким, например, как создание и редактирование шаблонов и схем спуска полос, определение параметров вывода каждой отдельной работы на экспонирующее устройство или цветопробный принтер, управление производственным потоком и отдельными очередями. Клиентская часть FlowDrive состоит из двух компонентов: Creator (создание монтажей и шаблонов) и Queue (выбор шаблона и управление очередью заданий). Работа этих программ основана на концепции FlowDrive File Pool, позволяющей достичь высокой производительности рабочих станций-клиентов за счет минимизации сетевого трафика при формировании и передаче рабочих заданий печати. Единожды переданные на RIP файлы PS/PDF сразу проверяются, и клиенту возвращается символический File Ticket — квитанция, содержащая только необходимые для изготовления монтажа параметры: количество цветов, страниц, размеры страницы. Входной файл PS/PDF попадает в специальную папку на сервере и в дальнейшем находится только там, никуда далее не копируется и по сети не передается. File Ticket имеет размер 64 Кбайт и используется исключительно для передачи информации между клиентами и сервером в процессе подготовки и коррекции электронных монтажей (спусков).

Creator

Главный клиентский модуль называется Creator и представляет собой виртуальный просветный монтажный стол. Оператор работает на экране монитора с квитанциями File Ticket, каждая из которых является графическим образом PS/PDF/EPS-файла, располагая их на столе по своему желанию. Для «перетаскивания» с RIP File Pool на монтажный стол для последующей сборки используется механизм drag-and-drop. При монтаже или после его завершения оператор может установить все требуемые параметры вывода. Результатом работы программы Creator является монтаж — специальный файл, содержащий описание того, каким образом полосы размещаются на поле экспонирования. Система предлагает три типа монтажей: нормальный, где разнотипные полосы произвольно размещаются на листе оператором; фиксированный, при котором файлы и отдельные страницы располагаются на монтажном столе с прецизионной точностью по заданной электронной сетке; спуск полос. Последний тип монтажа (Imposition Manager) предназначен для автоматического расположения страниц на поле вывода в такой последовательности, которая необходима при дальнейшей послепечатной обработке (фальцовке, сшивке, склейке). Страницы автоматически раскладываются на монтаже в нужном порядке с учетом всех влияющих факторов: формат печати, штифтовая приводка, способ скрепления, количество страниц в публикации и т.д. Если у оператора нет всех файлов, необходимых для монтажа, то вместо отсутствующих на момент монтажа страниц можно поместить пустые страницы, а позже заменить их на недостающие. Встроена возможность добавления к монтажу всех служебных меток, требующихся для получения полноценного спуска полос: обрезных, фальцовочных, потетрадных и др.

Queue

Это клиентский модуль управления очередями. Модуль позволяет на рабочей станции-клиенте получить полный мониторинг и интерактивный контроль всех процессов FlowDrive и выводных устройств. В любой момент времени пользователь может производить операции по изменению приоритета заданий печати, удалению их из очереди, временной остановке отдельных заданий, изменению параметров экспонирования.

В начало В начало

Предварительный просмотр, цифровая цветопроба и проверочный вывод

Пользователи FlowDrive могут поэтапно контролировать правильность выполнения рабочих заданий вплоть до момента вывода цветоделенных фотоформ или печатных форм. Как отдельные страницы, так и целые полосы могут быть предварительно проанализированы на экране монитора, распечатаны на цветопробном устройстве и/или на широкоформатном плоттере. При этом гарантируется соответствие получаемого представления итоговому изображению на пластине или фотоформе за счет использования во всех случаях одной и той же программы интерпретации постскрипта.

Preview

Preview — экранная цветопроба позволяет просмотреть результат «рипования» всего монтажа в полноцветном режиме или отдельно каждый цвет (возможна также комбинация выбранных цветов). Обычно этого достаточно, чтобы проверить правильность расположения страниц, контрольных шкал и меток, правильность цветоделения, верность выбранного способа растрирования (угол наклона и форму растровой точки), определить отсутствующие элементы изображения, правильность воспроизведения текста, увидеть результат треппинга. Проверка треппинга может быть упрощена при помощи выделения областей треппинга заданным цветом и масштабированием.

Proof

Proof — вывод на высококачественное устройство цифровой цветопробы. Всегда важно получить верное представление о том, как будут выглядеть изображения на бумаге, чтобы иметь возможность внести необходимые изменения по цветокоррекции и цветоделению, исправить неточности монтажа до окончательного вывода на фотопленку и/или пластины. Зачастую вывод на цифровую пробу является необходимым этапом работы с заказчиком. Как известно, подпись заказчика на пробе дополнительно подстраховывает типографию от возможных ошибок. Поскольку для цветопробы используется тот же самый RIP, что и для вышеупомянутых операций, можно быть уверенным в идентичности изображений на пробе и на окончательном экспонирующем устройстве. Это особенно важно при прямом выводе на пластины, визуальная проверка которых затруднена и заказчиком, как правило, не производится.

В начало В начало

Алгоритмы растрирования

Стандартными алгоритмами растрирования системы FlowDrive являются advanced Harlequin Precision Screens (aHPS) и High Quality advanced Harlequin Precision Screens (HQaHPS). Оба алгоритма основаны на применении технологии суперъячейки и отличаются в основном ее размером, что обеспечивает повышение качества растрирования при применении технологии HQaHPS. Все доступные в системе FlowDrive амплитудно-модулированные алгоритмы растрирования позволяют использовать как стандартные для офсетной печати углы поворота растров, так и углы, рекомендуемые для флексографской печати (стандарты GATF и Fogra), а также заданные пользователем специальные углы. Обе технологии растрирования позволяют использовать следующие формы растровой точки:

• Round — стандартная круглая точка;

• Round Inverted Dots — инверсная круглая точка. В отличие от стандартной, она позволяет избежать появления в полутонах и тенях ромбовидных пробельных элементов. Фактически, точка имеет круглую форму в светах, переходящую в ромбовидную и квадратную (в полутонах). В тенях пробельные элементы не имеют острых краев. Разработана специально для печати флексографским способом и шелкотрафаретом;

• Elliptical Growing Dots — эллиптическая точка. Используется для высокой и офсетной печати. Эллиптическая форма растровой точки обеспечивает мягкие тоновые переходы. Как следствие, может быть рекомендована для печати изображений в пастельных тонах. Идеально подходит для воспроизведения человеческой кожи;

• Elliptical Inverted Dots — инверсная эллиптическая точка. Применяется по тем же причинам, что и круглая инверсная. В полутонах формируются прямоугольники, в тенях пробельные элементы имеют эллипсовидную гладкую форму;

• Square Inverted — квадратная инверсная точка. Используется для высокой и офсетной печати;

• Square Gravure — квадратная гравюрная точка. Подходит для глубокой печати, печати гравюр, отдельных видов тампопечати;

• Newsprint Special — квадратная точка для газетной печати. Специально разработана для газетной печати. Растровая точка имеет волнистые края, повышающие качество воспроизведения в тенях;

• Newsprint Special neg. — квадратная негативная точка для газетной печати.

Кроме стандартных алгоритмов растрирования, система FlowDrive может использовать два дополнительных: алгоритм высоколиниатурного (до 1000 lpi) растрирования Finesse Screens (FS) и алгоритм частотно-модулированного (или стохастического) растрирования Harlequin Dispersed Screens (HDS). HDS представляет собой второе поколение стохастического (FM) растрирования для высококачественного цветного репродуцирования. При стохастическом растрировании само понятие формы точки теряет смысл, поэтому доступны несколько размеров растровой точки: SuperCoarse, Coarse, Medium, Fine SuperFine. Размер меняется от 6,5 мкм (1Ч1 пиксел) для разрешения 5080 dpi и качества SuperFine до 66 мкм (3Ч3 пикселов) для разрешения 1270 dpi (SuperCoarse). При активизации одного из дополнительных алгоритмов (HDS или FS) пользователь получает возможность работы с различными растрами на одной полосе.

В начало В начало

Компенсация растискивания растровой точки, треппинг и управление цветом

FlowDrive позволяет выполнять учет компенсации растискивания растровой точки при печати. Это дает возможность точно подстроить кривые градационных характеристик для различных тональных областей изображения и для каждой красочной секции печатной машины. Значительно повышается качество передачи цвета на изношенных и недостаточно хорошо отрегулированных печатных машинах.

Имеется встроенный механизм интеллектуального объектно-ориентированного треппинга внутри растрового процессора — Trapping Manager. Он содержит два модуля треппинга: TrapWorks для работы с векторными объектами и TrapMaster для работы с растром. Треппингом можно управлять как вручную, так и автоматизированно с помощью библиотек параметров треппинга.

Если вы захотите увидеть на печатном оттиске изображение, максимально приближенное к реальному, то вам необходимо использовать систему управления цветом (Color Management System) на каждом из этапов подготовки изображений. Каждое из устройств (сканер, монитор, принтер), использовавшихся при подготовке изображения к печати, производило различные его преобразования, и при этом по-своему распознавало цвет, то есть каждое из них имеет свою погрешность. Для уменьшения влияния этой погрешности на конечный результат для каждого устройства создается свой профайл, который учитывается при переходе файла на каждый следующий этап обработки. Система управления цветом анализирует информацию, содержащуюся в этих профайлах, и делает соответствующие изменения, основываясь на эталонных значениях цвета.

Модульная открытая архитектура FlowDrive позволяет решать задачи для каждого пользователя, подбирая и настраивая набор программных инструментов так, как этого требует современная технология допечатной подготовки. Нет необходимости в приобретении дополнительных программных продуктов третьих фирм, в дополнительном обучении операторов, исключаются возможные ошибки несовместимости или просто несоответствие программных интерфейсов.

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства