КомпьюАрт

12 - 2004

Постеры жанра Art Deco: made in France

Марго Григорян

В этой статье мы расскажем о двух графических дизайнерах, которых объединяют не только эпоха и страна проживания, но и жанр, в котором они работали. Речь идет о постерах в стиле Art Deco, вобравших в себя элементы множества других стилей. Работы Адольфа Мурона Кассандра и Жана Карлу стали настоящим прорывом в плакатном жанре и оказали немалое влияние на становление графического дизайна того времени.

Адольф Мурон Кассандр

Адольф Мурон Кассандр заслуженно считается одним из величайших коммерческих иллюстраторов ХХ века. Он занимался графическим дизайном, литографией, созданием шрифтов и, конечно, коммерческих иллюстраций. Но прежде всего Кассандр знаменит тем, что ему удалось объединить в одно целое и адаптировать к запросам жанра коммерческого дизайна такие художественные направления, как кубизм, сюрреализм, Bauhaus и авангардизм. Еще одной отличительной чертой всех работ Кассандра всегда было то, что он использовал типографику не как независимый от графической композиции элемент, а как неотъемлемую часть работы, гармонично вписывая текст в композицию.

Знаменитый дизайнер родился в 1901 году на Украине, в городе Харькове. Адольф Мурон Кассандр — это творческий псевдоним дизайнера; при рождении он получил имя Адольф Жан-Мари Мурон. Его родители были французами, и детство будущего дизайнера прошло в разъездах между Украиной и Францией. Наконец в 1915 году семья окончательно перебралась на историческую родину, где Адольф Мурон получил образование. Проучившись совсем недолго в престижной школе изящных искусств Ecole des Beaux-Arts, он поступил в независимую студию, а чуть позднее — в академию Academie Julian.

Вскоре, вынужденный самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, Мурон начал заниматься дизайном постеров. Эти работы были выполнены в карикатурном стиле, на который Мурона вдохновила немецкая школа дизайна. К сожалению, практически все ранние работы Мурона утеряны.

В 1922 году дизайнер основал свою первую студию в Париже. Тогда же он принял решение взять псевдоним Кассандр, которым впоследствии подписывал все свои работы. Год спустя Кассандр создал первую работу, в которой наиболее отчетливо стал просматриваться его своеобразный стиль, сочетающий в себе элементы самых разных направлений искусства. Это был постер «Au Bucheron», который и принес Кассандру известность и славу. Постер огромного формата можно было увидеть по всему Парижу, он стал настоящей сенсацией и в 1925 году удостоился награды Exposition Internationale des Arts Decoratifs.

На протяжении всей жизни постеры и плакаты оставались любимым жанром Кассандра. Он считал, что место постера — на улице. «Постер должен объединять архитектурные сооружения и обогащать фасады домов», — говорил Кассандр. Он полагал, что постер должен оживлять не отдельные рекламные щиты или здания, но урбанистическую картину в целом.

Годом ранее Кассандр подписал эксклюзивный договор с фирмой Hachard and Cie, которая взялась публиковать его постеры до 1927 года. Однако в 1926 году дизайнер перешел в компанию Lille. В то же время он начал создавать шрифт специально для рекламных целей. Это был шрифт Bifur. Довольно оригинальный и новаторский для тех времен, он сочетал в себе элементы шрифтов стиля Bauhaus и создавал футуристический эффект: за каждой литерой тянется след, словно буквы проносятся перед глазами на большой скорости. Одновременно Кассандр выполнял заказы и для зарубежных издателей, таких как McCorquodale & Co в Лондоне, Bemrose & Sons в Дерби и Nijgh en Van Ditmar в Роттердаме.

Но страсть дизайнера к созданию шрифтов неуклонно усиливалась, и в 1930 году он создал свой второй шрифт, Acier. Этот шрифт без насечек также получился не похожим ни на какой другой из существовавших ранее шрифтов.

Двумя годами позднее Кассандр получил должность арт-директора в Alliance Graphique, где было опубликовано множество его постеров. Примерно в то же время Кассандр попробовал себя в роли театрального художника. Затем ему предложили преподавательскую должность в школе Ecole Nationale des Arts Decoratifs, однако этому учреждению суждено было вскоре закрыться из-за нехватки средств. Но, судя по всему, преподавательская деятельность пришлась Кассандру по душе, и он начал работать в одной из школ графических искусств в Париже.

В следующие годы Кассандр продолжал работать в жанре постера, а также создавать шрифты. В 1937 году он закончил работу над своим первым универсальным шрифтом Peignot. Этот период оказался очень успешным для дизайнера: в знаменитом Музее современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art) состоялась выставка его постеров, после которой он сразу же подписал контракт на создание обложек для модного журнала Harper’s Bazaar. В это же время Кассандр решил попробовать себя в живописи.

В годы Второй мировой войны дизайнер был вынужден уйти на фронт. По возвращении с войны он возобновил свои занятия живописью и даже организовал выставку в Galerie Rene Drouin в Париже. Но основным призванием Кассандра всегда оставался графический дизайн, и вскоре он вернулся к этому жанру, продолжив создавать рекламные иллюстрации, постеры, обложки и макеты для периодических изданий и многое другое.

В последующие годы дизайнер создавал множество работ для самых разных заказчиков по всему свету: знаменитых домов моды, музыкальных и драматических театров, издательств. Одной из самых известных его работ стала разработка логотипа для дома мод Ив-Сен-Лоран — эта изящная типографическая работа и по сей день вызывает восхищение.

Помимо графического дизайна Кассандр занимался созданием эскизов для театральных декораций и костюмов. В 1950 году состоялась большая выставка его работ в Музее декоративного искусства в -Париже.

В 1959 году Кассандр отказался от заманчивого предложения возглавить французскую Академию искусств, оставил свою квартиру и студию в Париже и перебрался в загородный дом. Там он продолжил занятия живописью и даже создал план дома, который собирался построить для себя. Однако провинциальная жизнь не пришлась мастеру по вкусу, и в 1965 году он вернулся в Париж. Там он создал свой последний постер «24 Heures» по заказу газеты, которая, увы, обанкротилась еще до того, как увидел свет ее первый номер. В эти же годы Кассандр занимался организацией различных выставок, посвященных искусству плаката.

В последние годы жизни Кассандр создал еще один фонт — Cassandre. Этот шрифт был создан специально для фотографической композиции, которую опубликовали только после смерти дизайнера. Жизнь великого мастера трагически оборвалась: в 1968 году он совершил самоубий-ство.

Жан Карлу

Работы французского дизайнера Жана Карлу невозможно спутать ни с какими другими. Необычные на первый взгляд композиционные решения при пристальном рассмотрении оказываются потрясающе логически выстроенными. Идеальный баланс графических элементов, текста и фона делает его работы узнаваемыми и самобытными. Любимым жанром Карлу на протяжении всей его творческой карьеры был плакат. Его работы охватывают самые разные темы — от войны и искусства до рекламы.

Жан Карлу родился в 1900 году во Франции, в семье архитекторов. Пойдя по стопам родителей, он начал обучаться архитектуре в школе изящных искусств Ecole des Beaux-Arts. Однако Карлу больше привлекал графический дизайн, и он стал пробовать себя в этом жанре. В 1917 году он создал свою первую плакатную работу по заказу издательства Gaissier. Именно издатель уговорил Карлу принять участие в конкурсе постеров в 1918 году, на котором молодой дизайнер одержал победу. Однако оставить архитектуру и начать карьеру в графическом дизайне Карлу заставила сама судьба: во время несчастного случая он лишился правой руки и не мог далее заниматься архитектурными проектами и чертежами.

Не прошло и года, как Карлу подписал трехлетний контракт с компанией Sirven, специализировавшейся на печати плакатов. В 1920 году молодой дизайнер познакомился с художником-кубистом Роджером Суверби, а также открыл для себя работы Альберта Глеза и творческой группы The Golden Mean. Эти художники оказали немалое влияние на развитие творческих взглядов Карлу. В 1923 году, воодушевленный работами художника Хуана Гриса, дизайнер разработал свою собственную теорию «графической передачи идеи». Для него самым важным в работе была лаконичность образов, выражавшаяся в простоте геометрических форм и цветов. Карлу также редко использовал в своих работах иллюстрации и большие текстовые блоки — он считал все это излишним.

В 1932 году Карлу основал антивоенную организацию Office de propagande и создал плакат, посвященный теме разоружения, впервые применив технику коллажа. А начиная со следующего года он начал сотрудничать с компанией Martel Brothers, для которой создал немало рекламных инсталляций, предназначенных для салона Salon des Arts M й nagers. В последующие годы Карлу также принял участие в нескольких проектах, связанных с архитектурой.

В годы Второй мировой войны Карлу перебрался в США, где преимущественно работал над постерами, посвященными правительственной военной политике. В их числе были такие известные работы, как плакаты «Stop Hitler Now» («Останови Гитлера сейчас») и «America’s Answer» («Ответ Америки»). Присущая этим работам строгая лаконичность образов, — характерная черта творчества Карлу, — оказалась как нельзя кстати. Благодаря этой особенности постеры дизайнера оказали немалую помощь в повышении производительности труда в промышленности США.

Помимо правительственных заказов Карлу создавал постеры и совсем иного рода. Вернувшись во Францию, он разрабатывал рекламные постеры для таких компаний, как Perrier и Cinzano. Эти работы, созданные в сюрреалистическом стиле, выделялись на общем фоне рекламных работ того времени своей смелостью и оригинальностью. Кроме того, Карлу работал для винной компании Mouton. По заказу этой компании Карлу разработал дизайн этикетки для винтажного сорта 1924 года.

До конца 1960-х годов Карлу оставался художественным консультантом издательского дома Larousse, для которого он также создавал постеры.

В 1974 году знаменитый дизайнер ушел на пенсию. Умер он в 1997-м.

КомпьюАрт 12'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства