КомпьюАрт

1 - 2002

Что вечно и что бренно в науке о цвете

Петр Нуждин

Без цвета мир мертв.
Иоханнес Иттен

Цветовая символика и тенденции

Сложный комплекс явлений, объ­единенных одним простым, лаконичным и очень обыденным словом «цвет», сопровождает нас повсеместно. Мы так привыкли воспринимать мир цветным, что не можем представить его без многообразия красок, заключающих в себе большое количество информации о предметах и их свойствах. Цвет зачастую сообщает нам о том, что, казалось бы, напрямую с цветом не связано. Например, красный цвет электрической плитки означает, что она раскалена и трогать ее руками не стоит, а синие губы перекупавшегося ребенка свидетельствуют о том, что его надо срочно согреть, иначе он, чего доброго, схватит простуду. Теперь представьте себе аналогичные картины в черно-белом варианте… Примеров восприятия нами цветовой информации можно привести много, но, как правило, мы не задумываемся о механизмах цветовых воздействий, точнее говоря, о разных способах восприятия цвета, которые, в принципе, имеют лишь условную градацию. Такое разделение понадобится нам для того, чтобы рассмотреть несколько упрощенных аспектов восприятия, различающихся по результату воздействия, которое они оказывают на зрителя. Перед тем как сформулировать суть различий этих аспектов, приведем еще несколько примеров. Скажем, в прекрасном фильме про трех мушкетеров и Д’Артаньяна, видя в кадре священника в красных одеждах, мы понимаем, что это кардинал, хотя по ходу повествования он появился впервые. Еще один пример. Представьте себе, что знакомый, которому посчастливилось побывать на карнавале в Рио, рассказывая вам о своих впечатлениях, говорит: «от красок пестрит в глаза», подтверждая свои слова прекрасными фотографиями. Вы тут же представляете себе безумный хоровод карнавальных костюмов, фейерверк и атмосферу приподнятого настроения и веселья. И хотя вам пока не пришлось наяву насладиться этим грандиозным зрелищем, вы поняли главное — эмоциональную окрашенность праздника, большую роль в которой играет разнообразие цветов и их сочетаний. И наконец, более обыденный пример: зажегся зеленый сигнал светофора — значит, можно включить первую передачу и ехать через перекресток. Эти примеры демонстрируют разные аспекты восприятия цвета: первый — символический, второй — эмоциональный, третий — информационный. Необходимо подчеркнуть, что, как уже говорилось ранее, деление это условное и в зависимости от целей исследования можно предложить и иную классификацию способов восприятия, однако для нас сейчас важно, что они неразделимы и, кроме того, вполне могут перетекать друг в друга. Даже такое беспристрастное устройство, как светофор, в определенных ситуациях может показаться нам безучастным, злым или насмешливым.

Человек воспринимает цветовую информацию комплексно, не анализируя свое восприятие. Это, в свою очередь, порождает и некоторые заблуждения, которых легко избежать, если подходить к цвету по-научному, системно, то есть так, как профессионалы, использующие цвет в своей работе, коим, собственно, и адресована эта статья. Одно из заблуждений заключается в самом способе описания нами окружающих предметов. Мы говорим: эта чашка синяя. Или: какого восхитительного теплого красного цвета этот кирпич. И сама языковая конструкция подразумевает, что цвет есть атрибут того или иного предмета, хотя на самом деле это не так. Здесь уместно еще раз процитировать Иоханнеса Иттена, который писал: «Цвет — дитя света, и свет — его мать». Свет, испускаемый источником, таким как солнце или обычная настольная лампа, падает на предмет и, отражаясь, попадает нам в глаза, которые, являясь очень точным прибором, регистрируют излучение определенных длин волн. Сами предметы не имеют цвета и приобретают его в результате освещения. Выходит, что цвет — явление субъективное. И в определенной мере это так. Каждый из нас по-разному воспринимает одни и те же предметы и цвета, в зависимости от множества факторов. То, что неискушенный наблюдатель назовет синим, художник-колорист, возможно, опишет как глубокий синий с примесью черного, а полиграфист сразу сделает попытку разложить на проценты триадных красок. И дело здесь не только в различном профессиональном опыте. Чувствительность наших глаз неодинакова, не говоря уже о том, что глаза, как и другие человеческие органы, поддаются определенной тренировке. Таким образом, натренированный глаз колориста заметит различие цветовых оттенков, ускользающее от глаз среднего человека.

Огромное влияние на наше восприятие оказывают внешние условия: освещенность1, соседство других цветных объектов2, цвет фона3, физиологические особенности восприятия, например явление возникновения так называемого симультанного контраста, когда восприятие какого-либо хроматического цвета вызывает возникновение комплементарного4 цвета в ощущении. Отдельного упоминания заслуживает психоэмоциональное состояние, в зависимости от которого цвет объекта может показаться нам ярче или тусклее, приобрести определенный оттенок.

Наряду с этим нужно признать, что возникновение цвета в человеческом восприятии — безусловно объективное явление, поскольку видимый свет представляет собой объективно существующие электромагнитные колебания. Изучение света и соответственно цвета было начато Исааком Ньютоном в 1676 году, когда он разложил видимый белый свет на цветовой спектр. Теперь мы знаем, что видимый человеком свет — это электромагнитные колебания определенного диапазона частот: от 375 до 780 нм. Интересно, что отношение самой высокой частоты видимого человеком света к самой низкой приблизительно равно отношению частот самой высокой ноты музыкальной октавы и самой низкой и равно примерно 2. Это наводит на мысль, что существуют и иные общие закономерности, определяющие поведение всех видов волн. Но в данном случае нас больше будут интересовать скорее не физические, а психоэмоциональные свойства цвета.

Цветовая символика и тенденции

Во все времена цвет использовался людьми в качестве символа, будь то нанесенная на тело татуировка или богато расшитый мундир. Выбор цветовой гаммы никогда не бывает случайным, ибо каждый цвет или оттенок несет определенную эмоциональную окраску. Например, цвет одежды в значительной мере характеризует принадлежность ее владельца к определенному классу, племени, социальной группе и может служить знаком отличия. А уровень цветовых вкусов диктуется элитой общества, ее запросами, иногда совершенно искусственными. По мере того как общество, развиваясь, начинает удовлетворять все более изыск­анные запросы людей, мы наблюдаем появление все более изощренных потребностей.

Если проанализировать новейшую историю, станет ясно, что доминирующая в определенный период времени цветовая гамма может стать характеристикой целого десятилетия. Скажем, роскошная гамма характеризует периоды расцвета, а скромная и непритязательная — пери­оды спада (депрессии) в экономике и общественной жизни. При этом имеются в виду цвета, доминирующие как в стиле одежды, так и в оформлении потребительских товаров и рекламы. К сожалению, в дальнейшем изложении нам придется в основном использовать опыт развитых стран Запада и США, поскольку годы новейшей советской истории в значительной мере обезличили и нивелировали для нас мировые тенденции в применении цвета.

Начнем наш небольшой экскурс в историю периода Второй мировой войны.

В те годы преобладали мрачные темные тона вперемежку с цветом хаки и другими цветами военной формы. Но времена потерь и лишений спровоцировали своеобразный цветовой взрыв послевоенных лет с обилием розового и ярко-лило­вого, в которых нашли свое отражение мечты и устремления людей, переживших войну и все ужасы этого периода.

В 60-е годы сексуальная революция и социальные потрясения вызвали к жизни пеструю, разношерстную и зачастую противоречивую гамму цветочных оттенков. Вспомним песни Beatles про желтую подводную лодку и психоделические цвета, придуманные Питером Максом. Покупка цветного телевизора была на тот период заветной мечтой миллионов людей.

Приход 70-х годов характеризуется состоянием пресыщения цветом. Маятник моды на цвет начинает обратное движение. В это время в моде коричневые и золотистые оттенки. Лишь под конец десятилетия, с появлением стиля «диско» вновь просыпается интерес к ярким, живым и энергичным цветам, перекликающимся со вспышками стробоскопа на дискотеках.

80-е годы обозначили начало информационной революции. Компьютеры и спутники сделали возможным быстрый доступ к информации, и миллионы людей, доселе нигде не бывавших, узнали, как выглядит Великий каньон и как красив заход солнца в пустыне. Для этого времени характерны насыщенные пастельные тона. Вспомним сериал Miami Vice, из которого мы узнали, что настоящие мужчины тоже могут носить одежду цвета лаванды. В середине десятилетия появилась еще одна заметная тенденция. В моду стала входить элегантность, облаченная в черное. Даже в производстве упаковки продуктов питания и парфюмерии стал появляться модный черный цвет, правда, часто в сочетании с другими яркими и насыщенными цветами.

Спад 90-х спровоцировал пересмотр цветовой гаммы в сторону упрощения. Цвета стали скромнее и темнее. Борьба за сохранение окружающей среды привела к появлению бумаги, произведенной из отходов. В противовес традиционной белой бумаге в моду вошла бежевая бумага с вкраплениями. «Зеленые» становятся международным движением. Вслед за этим дизайнеры и колористы начинают использовать разные оттенки зеленого цвета — от травянистого до зелено-синего индиго. Наряду с этим в моду входят природные красные тона, теплые желтые, золотистые и насыщенные коричневые, спровоцированные страстью к кофе.

К середине 90-х намечается оживление мировой экономики и то же происходит с модой на цвет. Дизайнеры заворожены насыщенными искусственными цветами, рожденными в недрах компьютерных мониторов. Доступность самой разнообразной цветовой информации со всего света позволяет создавать экзотические цветовые сочетания. Конец столетия и предвкушение наступления нового века и тысячелетия вызывают у более консервативной публики стремление вернуться к знакомым и привычным цветам прежних лет. В моду входит стиль «ретро». Это касается и цвета, и формы. Появляется и завоевывает сердца миллионов людей обновленный классический фольксвагеновский «жук», а в коллекциях многих домов мод наблюдается возврат к когда-то до смерти надоевшим оливковым тонам.

Что можно сказать о человеке XXI века, потребителе товаров и услуг? Чем он коренным образом отличается от человека предыдущего столетия в плане цветовых пристрастий и устремлений? Прежде всего, с наступлением XXI века потребитель стремится к большему числу цветовых возможностей. Он более искушен в области выбора цветовой гаммы, чем его предшественники. Мягкий совет принимается с благодарностью, а диктат отвергается. Приходит понимание того, что цветовая гамма, соответствующая выбранному стилю жизни, позволяет достичь более высокого уровня комфорта. Начинают пользоваться спросом скоординированные и точно рассчитанные таблицы соответствия цветов, использующиеся для дизайна дома или оформления интерьеров офисов. Независимо от предмета (деталь интерьера, рекламный плакат или заставка Web-сайта) потребитель более открыто реагирует на цвет на эмоциональном уровне.

Как же появляются те или иные тенденции? Как угадать, как распознать их в быстро меняющемся мире? Ранее уже говорилось, что цветовые вкусы общества формируются под влиянием элиты и ее запросов. А под элитой мы понимаем наиболее «продвинутую» в плане образования и вкуса часть общества. Это художники, дизайнеры, модель­еры и другие люди с высокоразвитым чувством прекрасного. Как правило, они обладают тонкой психоэмоциональной организацией, чутко реагируют на изменения в настроениях публики. Однако не стоит думать, что мода, в том числе мода на цвет, всегда спускается к нам откуда-то сверху. Известны случаи, когда тот или иной модный аксессуар, форма или цветовое сочетание появлялись сначала в студенческих общежитиях или в среде хиппи, а затем перекочевывали на подиумы домов высокой моды и провозглашались мировыми тенденциями. Из этого можно сделать вывод, что тенденции возникают как результат жизнедеятельности «коллективного разума», сложного организма под названием «человеческое общество», и наша задача заключается в непременном постоянном поиске и распознавании витающих в воздухе потребностей общества и использовании их в нашей работе.

Как мы видим, мода на цвет — дама непостоянная, а закономерности человеческого воспрятия цвета, как и законы природы, — неизменны. Поэтому свои отношения с модой следует выстраивать, основываясь на объективных закономерностях. Какие же свойства цвета и особенности человеческого цветовосприятия должны быть учтены при составлении той или иной цветовой композиции?

Прежде всего надо сказать, что человеческий глаз может четко различать цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Любой хроматический цвет может быть оценен только в сравнении с ахроматическим: черным, серым или белым. Для иллюстрации сказанного рассмотрим следующий пример. Допустим, что мы читаем книгу, страницы которой пожелтели от времени. В тот момент, когда мы берем ее в руки, грязно-желтый цвет страниц для нас достаточно очевиден. Но по прочтении нескольких страниц или просто после рассматривания страницы в течение нескольких минут мы перестаем воспринимать цвет фона как таковой. Строго говоря, мы просто не задумываемся над этим. Срабатывает автоматический механизм в нашем восприятии, аналог которого хорошо известен пользователям программы Adobe Photo­shop, — происходит установка точки белого. А теперь представьте, что вслед за этой книгой вы берете в руки книгу, отпечатанную на превосходной белой бумаге с двойным мелованием. На одной из ее страниц рядом с текстом помещена иллюстрация, сходная по цвету фона с пожелтевшими страницами старинной книги, которую вы читали ранее. Сколько бы вы ни смотрели на эту страницу, впечатление от увиденного не изменится, поскольку «в кадре» одновременно находятся образцы двух различных цветов, которые можно постоянно сравнивать. Аналогично работает и механизм установки точки черного, окрашенность которого перестает нами восприниматься через определенное время. И даже если мы будем пытаться сконцентрировать свое внимание на этом процессе, нам не удастся заставить себя постоянно воспринимать цветовой тон условных точек белого или черного, поскольку в этот момент «в кадре» не существует образца для сравнения. Следующий по порядку, но не по важности, объективный аспект нашего восприятия цветовой информации сродни предыдущему, и, видимо, за ним стоит все тот же психофизический механизм — механизм цветовых контрастов. Не ставя перед собой задачу детального рассмотрения каждого из них5, просто перечислим их в классификации И.Иттена: контраст цветовых сопоставлений, контраст цветового насыщения, контраст цветового распространения, контраст темного и светлого, симультанный контраст, контраст дополнительных цветов, контраст теплого и холодного. Из названных семи типов контрастов в данный момент нас будут интересовать последние три, поскольку они, на взгляд автора, в наибольшей мере демонстрируют закономерности человеческого цветовосприятия.

О симультанном контрасте уже упоминалось выше. Напомним, что симультанным контрастом называется явление возникновения комплементарного цвета в ощущении при восприятии какого-либо хроматического цвета. Из азов физики нам известно, что любая физическая система в своем поведении стремится к состоянию покоя, то есть к состоянию с минимальной энтропией, будь то маятник или встревоженная дуновением ветра морская вода. Оказывается, что и в восприятии цвета проявляется та же закономерность. Явление симультанного контраста демонстрирует стремление такой сложной системы, как цветовосприятие человека, к покою, воплощением которого в данном случае являются ахроматические цвета, получающиеся, как известно, в результате смешения комплементарных цветов. Из этого следует и особенность восприятия комплементарных цветов, сочетание которых вызывает ощущение комфорта и законченности. Именно поэтому в современном нам мире, как уже говорилось выше, становятся популярными рассчитанные таблицы цветов, незаменимые для оформления интерьеров и создания любой потребительской продукции, начиная с одежды и заканчивая оформлением упаковки продуктов питания.

Последний из ранее названных семи цветовых контрастов — контраст теплого и холодного — интересен для нас тем, что уже в самом его названии содержится некое противоречие, основанное на использовании терминов, характеризующих осязательные ощущения для описания цвета. Само существование такого контраста свидетельствует о наличии значительной эмоциональной составляющей в нашем цветовоспри­ятии. Мы подсознательно наделяем цвет нехарактерными для него свойствами6.

Из опыта известно, что определенные цвета оказывают на нас вполне конкретное воздействие. Например, красный цвет возбуждает, а синий и зеленый успокаивают. Соответственно использование этих цветов влечет за собой вполне предсказуемую реакцию зрителя, особенно если какой-то цвет используется в таком сочетании с другими, при котором его свойства усиливаются — начинают работать цветовые контрасты.

Здесь вполне уместно привести пример из недавней практики автора. Рекламодатель, пожелавший опубликовать на страницах популярного издания свою рекламу, в целях максимальной экономии на изготовлении макета обращается к услугам, мягко скажем, неопытных дизайнеров. Из-за недостатка времени, а может, по незнанию, исполнители не утруждают себя разъяснением заказчику того, как будет выглядеть макет в печати. Они ограничиваются показом макета на компьютерном дисплее, да еще на таком, который совсем не предназначен для отображения так называемой soft proof (экранной цветопробы). Хорошо известно, что широко распространенные офисные LCD-мониторы сильно «уконтращивают» изображение, искажая цвета в сторону большей насыщенности. Так вот, насладившись просмотром только что изготовленного макета на своем мониторе, рекламодатель привозит CD с макетом в издательство и, к своему ужасу, видит на экране хорошо откалиброванного монитора жухлую картинку с невыразительным сюжетом, существенно отличающуюся от того, что он утвердил. Его возмущение понять можно, но исправить создавшуюся ситуацию — не всегда. В описываемом мною случае наибольшее недовольство вызвал вид желтого логотипа компании, совершенно потерявшегося на белом фоне объявления. И каково было коллегам дизайнерам, когда раздосадованный заказчик требовал сделать 100% желтый цвет ярче — «Как у меня на экране!». На этот раз выход из положения был найден: путем введения дополнительной массивной черной окантовки удалось обыграть желтый цвет и заставить его «зазвучать» в макете. Помогло использование контраста темного и светлого.

Ну и последний аспект цветовосприятия, на котором хотелось бы остановиться в завершение, — символический. Ранее, рассуждая о цветовой моде, мы уже говорили о том, что с помощью цвета люди всегда передавали закодированную информацию. Понять подобную информацию часто мог лишь посвященный — человек из той же культурной и исторической среды, к которой принадлежит и автор цветового послания. Речь идет о своеобразных, иногда прямо противоположных, традициях использования цвета, укоренившихся в разных странах и регионах. Самый простой пример — цвет траурных одежд. Если для Европы и Нового Света это черный цвет, то для Китая и некоторых других стран — белый. В одних странах цвет, обозначающий божество, — красный, в других — желтый. Хотя с развитием средств коммуникации и взаимным проникновением культур ­национальные рамки становятся все более размытыми, не стоит пренебрегать традициями, особенно в тех случаях, когда в той или иной работе используются национальные мотивы.

В завершение хотелось бы сказать, что прогресс науки и техники обогащает нас все новыми знаниями об окружающем мире, в том числе о природе цвета и механизмах его воздействия на человека. Чем лучше мы будем ориентироваться в вопросах, связанных с многогранной наукой о цвете, тем в большей мере результаты нашей работы будут соответствовать постоянно растущим потребностям общества в цветовой информации.

Петр Нуждин — зам. генерального директора ООО «Дизайн-центр Коммерсантъ», (pet@kommersant.ru).

КомпьюАрт 1'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства