КомпьюАрт

2 - 2003

Издательская революция. История Adobe

Александр Шмаков

Хронология Photoshop

Интервью с Джоном Уорноком

Все когда-то начинается, причем иногда — незаметно. Кто бы мог представить, что новый язык и несколько строк программного кода произведут настоящую революцию в издательской и полиграфической отрасли и приведут к рождению крупнейшей в мире корпорации в области графической обработки фотоизображений, о которой уже сегодня пишут книги. На этом языке говорит весь мир допечатной подготовки — PostScript распространяет свое влияние на самые различные сферы печати. Что вы скажете, если через двадцать лет цифровые печатные машины, пользуясь PostScript, будут производить большую часть тиражей, оставив традиционному «механическому» офсету роль самой массовой, но уходящей в прошлое технологии.

Книга «Издательская революция изнутри: история Adobe», написанная журналистом Памелой Пфайфер в стиле серии «Жизнь замечательных людей», конечно, не научно-историческое исследование, но представляет немалый интерес, так как рассказывает об истории становления и развития одной из самых влиятельных компаний в графической отрасли. Достаточно сказать, что годовые поступления компании составляют свыше 1 млрд. долл. А произошло все благодаря идее, интуиции и, конечно, деловой хватке руководителей Adobe.

В 1982 году Джон Уорнок со своим партнером из Xerox доктором Чарльзом Гешке основали Adobe Systems Incorporated для продолжения разработки языка описания страниц PostScript. По прошествии времени, после выпуска Acrobat и поглощения Aldus Corporation, Frame Technology и Ceneca Communications, корпорация стала крупнейшим производителем программного обеспечения для графического рынка. Интересные сведения о первых шагах компании, оказавшей значительное влияние на развитие полиграфической и издательской отрасли, можно почерпнуть из интервью Джона Уорнока, данного им в марте 1996 года сетевому журналу «Networker». Сокращенный вариант этого интервью приведен во врезке. К слову — в «Networker» можно также найти интервью Джилла (автора QuarkXPress и основателя компании Quark), содержащее ряд интересных фактов из истории развития современного электронного издательства и откровения из частной жизни основателя, которые порадовали поклонников среднего цвета российского флага и повергли в шок представителей верстального цеха традиционной ориентации на просторах постсоветского пространства. Часть даже перешла на верстку в PageMaker. Основная масса, правда, со свойственными профессионалам философским взглядом на жизнь и невозмутимостью восприятия куда более серьезных осложнений осталась верна своему выбору, рассудив, что пакет не стал хуже, что бы про него не говорили.

Сегодня полиграфический мир невозможно представить без PostScript, и, если рассматривать вклад Adobe в развитие технологий, то именно PostScript — самое крупное достижение компании. Затем последовала череда приобретений — Aldus, Frame Technology и др. Но массовую популярность Adobe снискали приложения. Свои и чужие. Дело в том, что многие приложения известные сегодня под маркой Adobe были приобретены Adobe у других разработчиков. Так, одно время была популярна шутка о том, что у Adobe только одно собственное приложение — Illustrator, все остальное куплено. И надо отдать руководству Adobe должное – компания совершала верные покупки. Заплатив немалую цену за технологии Aldus, руководство компании не прогадало — вместе с технологиями и долей рынка они купили легенду: Aldus считается родоначальником современного «настольного» издательства.

Для миллионов людей во всем мире Adobe — это не PageMaker, InDesign или Postscript, это прежде всего — Photoshop. Если бы у компании не было этого приложения № 1 на графическом рынке, неизвестно, насколько успешной была бы ее судьба. После азиатского кризиса, когда котировки акций Adobe упали, компания получила предложение продать бизнес от своего давнего конкурента — Quark, и не будь у компании миллионов горячих поклонников (читай — покупателей) Photoshop, кто знает — не красовался бы сейчас на продуктах Adobe логотип Quark? Тогда руководители Adobe, естественно, отвергли безумное и задиристое (если не наглое) предложение Quark, и весь издательский мир вздохнул с облегчением. Новый монополист, подобный империи Билла Гейтса, не образовался. Более подробно история соперничества Adobe и Quark и развитие издательских пакетов описаны в статьях «Война миров» и «Опыт сравнительного описания пакетов верстки» (см. архив КомпьюАрт на сайте http://www.compuart.ru/ или http://www.mediasource.narod.ru/).

Но вернемся к Photoshop. Рождение пакета относится к 1987 году — он появился как частный проект Томаса Кнолла (Thomas Knoll). История самой популярной графической программы началась в маленьком городке Энн Эрбор (штат Мичиган, США). У профессора-физика Гленна Кнолла было два сына: Томас и Джон. В старших классах школы к увлечению отца — любительской фотосъемке — пристрастился младший Томас. В интервью Michigan Engineer он вспоминает, как часами сидел в подвале их частного дома, оборудованном отцом под фотолабораторию, печатая черно-белые и цветные фотографии, балансируя цветом и контрастом. Джон же заинтересовался компьютерами. «Впервые я увидел персональный компьютер в 1978-м — мне было шестнадцать, когда отец принес домой Apple II Plus с 64 K оперативки», — вспоминал он в интервью для «AppleMasters».

После университета Томас тоже увлекся компьютерами, в частности возможностями обработки цифровых изображений. В конце 1987 года он приобрел свой первый персональный компьютер — Apple Macintosh Plus. Джон в это время уже работал в калифорнийской компании Industrial Light and Magic, трудясь над спецэффектами. Вот как он описывает то время в интервью для «CG 101: A Computer Graphics Industry Reference»:

«Начав работать в ILM, я посетил отдел машинной графики и получил демонстрационную версию Pixar. В работе над спецэффектами для фильмов возникало много технических проблем, и то, что я увидeл, оказало на меня большое впечатление. Это было очень гибкое средство — вы могли изменять размеры, вращать, смазывать, заострять, выполнять цветокоррекцию, совмещать два изображения. Тогда это казалось чудом. Вскоре после этого я навестил своего брата Томаса. В то время он был аспирантом в Мичиганском университете и работал над докторской диссертацией, связанной с компьютерной обработкой изображений. Томас показал мне программу Display, которую он написал. Это было очень похоже на инструментальные средства обработки изображений в Pixar. Меня поразило, насколько его программа была похожа на решения, применявшиеся в юниксоидных программах Pixar, управляемых из командной строки».

Отложив на время диссертацию, Томас по настоянию брата довел до ума приложение. Программа постепенно обрастала все новыми возможностями и в 1988 году получила имя ImagePro. По инициативе Джона Томас дополнил Display поддержкой различных форматов файлов и реализовал концепцию подключаемых дополнительных модулей (plug-ins), алгоритм создания областей выделения с мягкими краями (soft-edged) и механизмы тоновой коррекции, которые существуют в практически неизмененном виде и по сей день, — Color Balance, Hue and Saturation, Levels, а также инструменты рисования.

Джон вспоминает, что тестировал программу на ILM, используя ее, в частности, в работе над фильмом «Бездна» (“The Abyss”). На конференции SIGGRAPH, где демонстрировался PhotoMac, Джон был поражен скудностью возможностей пакета по сравнению с Display и укрепился в своем стремлении коммерческого продвижения программы. В это время на рынке уже были продукты для редактирования растровых изображений: SuperMac PixelPaint и Letraset ImageStudio (позже — ColorStudio). Сходные продукты готовили Aldus (Photostyler) и Quark (XPosure).

В течение следующих шести месяцев Томас работал над бета-версией, которую не стыдно было бы продемонстрировать, а Джон вел переговоры с издателями из Силиконовой долины. Нельзя сказать, что тут же нашлась масса желающих вложить в проект деньги: Aldus разрабатывала свой проект, Apple попросила оставить копию для ознакомления, SuperMac отвергла ImagePro, мотивируя это бесперспективностью проекта по сравнению с запущенной в продажу программой PixelPaint.

Согласился на поставки лишь небольшой производитель сканеров — компания BarneyScan, и около 200 копий программы было поставлено покупателям сканеров под названием BarneyScan ХР, как сообщает об этом Джефф Скув в своей статье «Photoshop: a Decade of Image-Editing Excellence». Это была 0.87-я версия пакета, ставшего впоследствии Photoshop.

Кстати, легенда возникновения названия Photoshop такова. На одной из публичных демонстраций программы неизвестный предложил его Томасу как один из вариантов, когда тот посетовал на свои сомнения относительно названия новой программы. И это имя прижилось.

Тем временем Джон продолжал поиски. Встретив на первой конференции Seybold в Сан-Франциско Фреда Митчелла (Fred Mitchell) из Adobe, он через него вышел на арт-директора этой корпорации Рассела Брауна. Последний в то время проявлял интерес к графическому пакету ColorStudio от Letraset, но после демонстрации Photoshop признал его неоспоримые преимущества. Дело было решено. Состоялась сделка, согласно которой Adobe лицензировала программное обеспечение у братьев Кнолл, которые должны были получить по условиям соглашения гонорар в 250 тыс. долл. за первые два года.

«Когда мы купили Photoshop, у Мас был 1 Мбайт оперативной памяти и 20-мегабайтный жесткий диск. Вы могли хранить примерно шесть изображений на своей машине, — вспоминает Уорнок. — Я видел большие машины Scitex и Hell для промышленной обработки цветных изображений, и теперь это стало возможно в маленькой, почти игрушечной программке. Я решил тогда, что мы будем продавать по 250 копий в месяц».

В феврале 1990 года состоялся официальный выход версии Photoshop 1.0. Джон, вернувшись в ILM, работал супервизором по визуальным эффектам над такими проектами, как «Mission Impossible» (1996), «Star Trek: First Contact» (1996) и «Star Wars: Episode I - The Phantom Menace» (1999). Глен Кнолл продолжил свою профессорскую деятельность в College of Engineering Мичиганского университета. Дома у него был Powerbook G3, а фотолабораторию в подвале заменил Photoshop на рабочем столе. Некоторые программисты сравнивают значение пакета для графической обработки фотоизображений, созданного Томасом, со значением, какое пьесы Шекспира оказали на литературу.

История на этом, естественно, не заканчивается. Продолжение следует.

Источники:

  1. Pfiffner Р. Inside the Publishing Revolution: The Adobe Story. — Peachpit Press, 2002.
  2. Masson Т., Weiss S. CG 101: A Computer Graphics Industry Reference. — Pearson Education, 1999.
  3. Интервью с Adobe CEO Джоном Уорноком//Networker. — March/April 1996. — V. 6. — № 4.
  4. http://www.engin.umich.edu/alumni/engineer/99SS/digest.html
  5. http:// www.storyphoto.com/multimedia/multimedia_photoshop.html
  6. http://www.kascope.com/cgibook/html/cg101html/photoshop.htm
  7. http://www.schewephoto.com/pei/pshistory.pdf
  8. http://www.rottentomatoes.com/p/JohnKnoll-1131728/
  9. http://www.starwars.com/bio/johnknoll.html
  10. http://www.starwars.com/episode-i/news/1998/06/news19980623_1.html
  11. http:// www.siggraph.org/chapters/san_francisco/newsletter/1999_01/knoll/knoll.html

КомпьюАрт 2'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства