КомпьюАрт

2 - 2003

Системы печати переменных данных. Технологии и программные решения

Андрей Онищук

Классификация цифровой печати

Ближайшие перспективы

Плюсы и минусы цифровой печати

Стандарты печати переменных данных

Классификация и структура документов с переменными данными

Программное обеспечение

Примеры оборудования для оперативной экспресс-печати и печати переменных данных

Решения для печати переменных данных

Одни владельцы типографий еще присматриваются к цветной цифровой печати, другие – уже работают на рынке, а третьи свое вхождение в полиграфию начинают именно с цифровой печати. И все они делают рынок цифровой печати.

С появлением первых цветных цифровых систем печати рынку была представлена революционная технология печати переменных данных. Эта технология позволяла изменять печатаемое изображение непосредственно в процессе печати перед переносом изображения на носитель таким образом, что каждая копия могла отличаться от других любой своей частью — текстовой или изобразительной. С тех пор прошло десять лет, и цифровая печать остается единственной технологией, предоставляющей такую возможность в промышленных масштабах. Наряду с недостижимой для других видов печати оперативностью запуска нового заказа, она служит причиной, дающей владельцам цифровых печатных машин возможность устанавливать в несколько раз более высокую цену за свои услуги по сравнению с традиционными видами печати. picture

По оценке консалтинговой исследовательской компании I.T.Strategies, возможности мирового рынка печати достигнут к 2004 году 1 трлн.долл. Сегодня люди во всем мире тратят на печать до 800 млрд.долл. ежегодно. И тенденции развития технологий позволяют говорить, что цифровая печать помимо традиционных своих применений, например печати переменных данных и персонализированной продукции, будет проникать на новые рынки, такие как печать книг, упаковки, этикетки, каталогов и другой продукции. В России коммерческая цифровая печать в отдельных сферах тоже уже начинает вступать в конкуренцию с традиционной полиграфией. Масштабы, конечно, не сравнимы, но темпы роста многообещающие в смысле и спроса и предложения.

Классификация цифровой печати

Практически все ведущие производители печатных машин имеют сегодня в своем арсенале модели, которые относят к категории цифровых. Система, которую можно назвать одним из концептуальных прототипов цифровой печати, была разработана и запущена в серийное производство фирмой Siemens в 1977 году. Указанная система лазерной черно-белой печати была сконструирована для вывода данных ЭВМ и носила имя ND2 (http://www.oce.co.uk/About/History/Default.htm), а производительность более 200 страниц в час казалась тогда просто фантастической. Правда, среди полиграфистов ND2 осталась практически неизвестной. Сегодня понятие «цифровая печать» связывают c термосублимационными и струйными технологиями или же с технологиями, использующими для непосредственного вывода информации на материальные носители временные печатные формы, такими как электрография, ионография, магнитография. picture

Что же принято называть цифровой печатью и почему данное направление становится все более актуальным? Прежде всего это обусловлено глобальными изменениями полиграфического рынка. Реклама становится все более узконаправленной, что является одной из главных причин явно выраженной тенденции снижения тиражей. Однако и традиционная печатная техника становится все более изощренной, отвечая современным потребностям получения более качественной продукции — с большим количеством красок, лакированием, вырубкой и т.п. В ответ на частую смену малотиражных заказов конструкторы разрабатывают специальные модули, автоматизирующие управление подачей краски, смену печатных форм и встроенное экспонирование печатных форм, что, несомненно, сокращает время переналадки машин при переходе к новому тиражу, но все же не может удовлетворить потребности, определяемые развивающейся тенденцией производства индивидуализированной печатной продукции. Индивидуализация предполагает производство печатной продукции, несущей информацию, которая ориентирована на целевые группы и предполагает наличие внутри одного заказа переменных элементов. Примером могут служить прайс-листы или рекламные проспекты, в которых указываются разные товары и цены для различных групп получателей. Традиционной печатной технике такая задача не по силам, если только она не оборудована специальной секцией для впечатывания переменной информации. Простейшим примером может служить нумератор, а более эффективный вариант может включать систему оперативной струйной печати. Но подобное впечатывание имени, адреса и обращения к адресату уже не удовлетворяет требовательного рекламодателей, желающих получить полностью персонифицированную печать, когда ни один из экземпляров заказа не будет идентичен другому. Таким образом, оптимизировать направленность информации в соответствии с индивидуальным профилем интересов потребителя может только цифровая печать. picture

Технологии цифровой печати часто характеризуют термином «бесконтактная печать». У всех подобных машин есть одна общая черта: в них генерируется новая печатная форма для каждого печатаемого экземпляра (Image One, Print one, IOPO) и таким образом указанные системы печатают переменные данные. Эти технологии часто называют также «динамической» цифровой печатью, поскольку они конкурентоспособны только при печати относительно небольших тиражей, в отличие от «статичной» цифровой печати или традиционных печатных машин. Создание новой печатной формы, естественно, занимает некоторое время, даже в том случае, когда страницы готовятся к выводу во время печати, например заранее растрируются (RIP while Print) и располагаются согласно спуску полос.

Термосублимационные технологии также относят к цифровой печати, но из-за малых мощностей сфера их использования ограничивается изготовлением твердых копий в цифровой фотографии и цифровой цветопробой. picture

Когда говорят о «статичной» цифровой печати (Image One, Print Many, IOРМ), имеют в виду технологию изготовления печатных форм в печатной машине. В отличие от «динамической» цифровой печати печатная форма от оттиска к оттиску не обновляется.

Существуют две концепции построения цифровых печатных машин категории IOРМ. Первая реализована в машинах типа DICOweb фирмы MAN Roland, которые оснащены цилиндрами со перезаписываемой поверхностью, экспонируемой посредством технологии SQUAREspot от CreoScitex. Нанесенное лазером на термосублимационную ленту изображение переносится на цилиндр, подвергается термозакреплению, а после печати удаляется при помощи полотна и специальной жидкости. Быстрая цифровая смена заказа (Digital Change Over, DICO) занимает всего несколько минут. В машину также интегрирован комплекс послепечатной обработки. Другая концепция первоначально воплотилась в широкой группе машин, оснащенных блоками экспонирования пластин и ведущих свое начало от традиционного офсета. К первопроходцам этого сегмента рынка следует отнести Heidelberg с машинами DI. Позже на этот рынок вышли другие поставщики аналогичных машин — Adast, Karat (KBA/Scitex), Komori, Ryobi, Sakurai, Screen, Xerox и др. picture

Общий термин «цифровая печать» часто дополняется понятиями Computer-to-Рарег, Сomputer-to-Press и Computer-to-Print, которые означают, что данные из компьютера сразу переносятся соответственно на бумагу, на печать или в печатную машину. В отношении термина «Computer-to-Press» мнения специалистов расходятся.

Наиболее активные сторонники цифровой печати настаивают на толковании «непосредственно в печатную машину», то есть без печатных форм, отказывая тем самым моделям типа DI (которые рассматриваются ими как традиционные машины с интегрированным блоком экспонирования печатных форм) в принадлежности к цифровым машинам.

В настоящее время различные определения цифровой печати не согласованы друг с другом, что свидетельствует об относительной новизне этой технологии. Тем не менее цифровую печать можно определить как совокупность технологий, где новые печатные формы (виртуальные или временные) для каждого выводимого оттиска генерируются цифровым способом.

Виртуальные печатные формы, которые существуют только в виде файловой записи, используются струйными и термосублимационными технологиями нанесения информации на материальный носитель. Временные печатные формы используются с такими технологиями цифровой печати как электрография, ионография, магнитография. При этом печатная форма существует в виде зарядовой записи на электромагнитном носителе. В данном случае возможны все виды прямого экспонирования информации из компьютера — на печатные формы всех видов или непосредственно на бумагу.

Второй вид классификации способов цифровой печати состоит в различении по двум принципам печати: IOPO – «одна экспозиция – один оттиск» и, IOPМ – «одна экспозиция – много оттисков». picture

Более конкретными являются термины, отражающие, на что именно переносятся данные из компьютера: Computer-to-Film (компьютер—пленка, CtF), Computer-to-Plate (компьютер—печатная форма, CtPl), Computer-to-Press (компьютер—печатная машина, CtP), Computer-to-Cylinder (компьютер—цилиндр, CtCy), Computer-to-Print (компьютер—оттиск, CtPr), Computer-to-Paper (компьютер—оттиск, CtPr).

В качестве примеров, демонстрирующих эту классификацию, можно привести следующие (отметим, что в узком смысле к устройствам цифровой печати относятся только первые три типа машин):

  • Ct-Print — электрофотография/электрография/магнитография: лазерные печатные системы DCP (Xeicon); цветные лазерные принтеры Xerox Docucolor, IBM InfoColor, Agfa ChromaPress; печатные системы Oce; устройство с жидким тонером HP Indigo;
  • Ct-Print — струйная печать: рулонная машина Versa Mark производства Scitex DPI;
  • Ct-Print — элкография: рулонная машина Elco 400 производства Elcorsy;
  • гибрид Ct-Press/Ct-Plate (офсет): Heidelberg Speedmaster 74 DI; Screen TruePress; KBA Karat 74;
  • гибрид Ct-Press/Ct-Cylinder (офсет): MAN Roland DICOweb.

Если вам необходима оперативная экспресс-печать или печать переменных данных, то решением будет цифровой принтер, цифровая печатная машина или печатная машина DI, поскольку только цифровое оборудование может обеспечить необходимую комбинацию персонифицированной печати и качественного цвета. Во врезке перечислены отдельные производители и решения для рынка печати переменных данных. Безусловно, это не всесторонний обзор, а простая выборка, но и она может дать общее представление о рынке оборудования для цифровой печати.

В начало В начало

Ближайшие перспективы

Цифровая печать переживает период подъема и по темпам опережают другие секторы печатной индустрии. Термины Print-on-Demand, Personalized printing, Variable-data printing, Digital print уже воспринимаются не как рекламные лозунги, а как реалии окружающего нас полиграфического мира. Войдя в состав прайс-листов печатных салонов и центров оперативной полиграфии, печать по требованию, персонализированная печать, печать переменных данных и цифровая печать стали услугами, хотя еще и дорогими, но уже вполне рядовыми. picture

Здесь необходимо отметить, что в классическом понимании цифровая печать означает «бесконтактная», но также этим же термином обозначают и такую ветвь технологии, как печатные машины DI. В Западной Европе, по оценкам ассоциации Pira, функционирует порядка полутысячи машин класса DI с прямым экспонированием форм и более полутора тысяч так называемых бесформных устройств, которые можно отнести к классу цифровых. Ожидаемое увеличение количества новых установок до 2005 года — от 14 до 19% в год, а общее количество установленных цифровых машин составит 2,5 тыс.

По прогнозам Pira, к 2005 году количество тиражей менее 5 тыс. экземпляров на рынке цветной печати в Западной Европе вырастет примерно наполовину. Если объем цифровой печати среди малотиражных работ в 2000 году составлял 3%, то к 2005 году ожидается увеличение до 9%. Заказчики во всем мире ежегодно тратят до 320 млрд. долл. для печати на упаковочном рынке, и, согласно прогнозам, I.T.Strategies, этот рынок принадлежит к числу наиболее перспективных для цифровой печати.

Флексографическая печать занимает приблизительно 65% упаковочного рынка; офсетным способом печатается 21% упаковки. При этом пять видов упаковочной продукции составляют приблизительно 80% всего объема рынка — это гофр, гибкая упаковка, коробки, упаковочные этикетки и бумажные мешки. Вследствие этого эксперты I.T.Strategies ожидают, что рынок упаковки США вырастет к 2004 году до 90 млрд. долл. picture

Не менее интересны оценки компании InfoTrends Research Group, Inc. входящей в группу CAP Ventures, в исследовании «The Next Generation Digital Color On Demand Printing Opportunity Print Buyers», опубликованном осенью прошлого года. Согласно результатам аналитического отчета CAP Ventures, с апреля 1999-го по апрель 2001 года количество традиционных офсетных машин в США уменьшилось на 12% (с 179 746 до 158 321), Причем большую часть сокращенного парка составили малоформатные машины. За два года число машин малого формата сократилось с 106 003 до 7828, то есть в среднем с рынка уходило в небытие по 350 машин в месяц.

Выводы из приведенных прогнозов и оценок можно делать разные, но бесспорно, что ниши для развития цифровой печати открыты.

В начало В начало

Плюсы и минусы цифровой печати

Печать переменных данных — это основное (критики могут съязвить — и единственное) преимущество. Максимум, что могут обеспечить традиционные технологии печати, — нумераторы.

Оперативность — здесь при малых тиражах цифровая печать явно впереди. К тому же не тратится время на фотовывод и подготовку форм, на приладку и сушку. Офсет отстает при переходе с тиража на тираж.

Простота эксплуатации — работать с «цифрой» проще, и человека за такой машиной вернее будет назвать не печатником, а оператором, поскольку практически все основные настройки автоматизированы. Впрочем, сложность оборудования влияет на его надежность и на срок службы, который у цифровых машин намного ниже, чем у механического офсета. picture

Гарантированный срок выполнения заказа — как правило, в течение рабочего дня, а часто – и через пару часов. Для офсета такое достижимо лишь в порядке исключения: для особого заказчика, с финансовыми потерями, из принципа и т.п. В постоянную практику такое ни один здравомыслящий директор вводить не станет, да это и невозможно.

Себестоимость печати — при цифровой печати себестоимость оттиска практически не зависит от тиража, разве что в смысле упущенной выгоды. Большой тираж директору цифровой типографии выгоднее отдать на офсет. При офсетной печати, как известно, себестоимость оттиска уменьшается с ростом тиража. Себестоимость цифровой и офсетной печати на качетсенном оборудовании сравнима при тираже 1 тыс. экземпляров.

Производительность — превосходство офсетного способа в скорости печати сказывается только при больших тиражах. В случае же малых тиражей перевеивает оперативность, свойственная цифровой печати.

Качество — в этом отношении офсет, безусловно, обеспечивает лучшее качество оттисков, но тиражи, отпечатанные на новых моделях цифровых печатных машин и копирах, многим заказчикам субъективно кажутся более яркими. Сказывается привычка к отпечаткам на струйных принтерах? Реальную же разницу в качестве оттисков могут обнаружить лишь профессионалы печати.

Известность технологии — если от офсета заказчик уже давно знает, чего ожидать, то возможности и особенности цифровой печати необходимо донести до потенциального клиента. picture

Стабильность результатов и перспективы технологии — когда все параметры печатных процессов будут учитываться в компьютерных программах обработки и вывода данных, станет возможно в одинаковых условиях обеспечить воспроизводимый результат. Это приведет к изменениям в профессии печатника, но понимание принципов взаимодействия печатной формы, воды, краски и бумаги не только не утратит своей значимости, но и приобретет иное качество — «экспертных» знаний. Более ценным станет и опыт обработки электронных данных. Печать будет включать подготовку данных (сегодняшняя допечатная обработка), управление потоками работ, контроль сетевых ресурсов и часть послепечатной обработки (CIP3/CIP4).

Согласно аналитическим прогнозам, объем продаж услуг печати переменных данных в США в 2004 году составит более 6 млрд. долл., что в 2,5 раза больше, чем в 2001 году. Однако, несмотря на рост предложения цветных цифровых печатающих устройств, спрос на цветную печать переменных данных сегодня не так велик. В частности, компания Xeikon сообщает, что лишь 20% продукции, производимой на оборудовании ее производства, включает переменную информацию.

В начало В начало

Стандарты печати переменных данных

В феврале 2000 года комитет по стандартам Print On Demand Initiative представил описание стандарта языка разметки для персонифицированной печати PPML (Personalised Print Mark-up Language) — открытого формата описания переменных данных на основе XML. Стандарт PPML позволяет описывать содержание любого заказа и процесс его выполнения, и предполагает возможность вывода файлов на различные цифровые печатающие устройства, в которых реализована поддержка данного стандарта.

Cреди важнейших событий, которые оказали влияние на развитие технологий печати переменных данных следует назвать также принятие стандарта ANSI CGATS.20, Graphic technology — Variable printing data exchange using PPML and PDF (PPML/VDX). Вводная информации по технологиям и стандартам печати переменных данных доступна в формате PDF на сайте компании NexPress Solutions LLC.

Стандарт языка разметки персонализированной печати и обмена переменными данными PPML/VDX (Personalized Print Markup Language/Variable Data eXchange) был впервые представлен в июне 2001 года. Используя открытый формат файлов PPML/VDX, дизайн-бюро и рекламные агентства могут решать задачи печати переменных данных, не вникая во все детали и особенности технологического процесса, применяемого исполнителем заказа на печать переменных данных. Ожидается, что широкое использование формата будет способствовать повышению спроса на создание и производство маркетинговых материалов, использующих потенциал динамической цифровой печати.

Подобно повсеместно используемому формату Adobe PDF, позволяющему распространять материалы печатного качества, насыщенные графикой и со сложным форматированием, стандарт PPML/VDX должен стать основой индустрии цифровой печати вследствие стандартного метода обмена сложными задачами с переменной информацией.

В начало В начало

Классификация и структура документов с переменными данными

В документах с переменной информацией выделяют три типа элементов. Первый — это фиксированное содержание, которое печатается на каждом экземпляре тиража. Второй тип — многократно используемая информация, которая печатается в тираже более чем один раз, но меняется не в каждом экземпляре (примером может служить серия или группа товаров). Третий тип — это непосредственно переменное содержание, которое используется один раз (например, имя человека или его фотография).

Выделяют также два основных типа печати переменных данных — зонирование и персонификацию. В качестве примера первого типа можно назвать различные версии рекламного проспекта на нескольких языках или для разных регионов. Обычно в таких случаях печатается практически одинаковые экземпляры, в которых изменяется лишь небольшая часть содержания, например, для различных целевых групп. Второй тип более сложен: каждый экземпляр такого тиража уникален и автоматически генерируется с учетом всех необходимых изменений для определенного пользователя.

В начало В начало

Программное обеспечение

Рассматривая технологии печати переменных данных, необходимо рассмотреть и программное обеспечение, которое обеспечивает обработку и печать информации, потому что именно компьютерная составляющая программно-аппаратного комплекса может стать узким местом в работе системы. Переменная часть многих заказов включает не только черно-белый текст, но и цветные изображения высокого разрешения и зачастую большого объема, что на порядок увеличивает сложность обработки данных. Для того чтобы решить задачу вывода переменных данных со скоростью печати цифровых машин, которая составляет тысячи страниц в минуту, требуются мощные аппаратные и программные решения.

На скорость потока переменных данных оказывают влияние две основные составляющие — генерация страниц и их растрирование. Скорость генерации страниц зависит от производительности решения, обеспечивающего выборку информации из базы данных и заполнение ею шаблонов страниц. Но основным параметром, определяющим скорость в понимании полиграфистов считается скорость растрирования. Поэтому комплексы печати переменных данных оснащаются мощными высокопроизводительными RIP, которые могут обеспечить необходимую скорость перевода сгенерированных документов в карту битов, поступающую на печать.

Для обеспечения печати переменных данных часто используется предварительная обработка макета, когда сгенерированные и отрастрированные данные размещаются в буфере, роль которого выполняет оперативная память компьютерного комплекса (при небольших объемах) или на дисковом массиве, если объемы обработанных данных значительны.

Программный комплекс печати переменных данных, включающий PostScript RIP, должен работать на высокопроизводительном аппаратном обеспечении, и здесь экономить не следует.

При выборе программного обеспечения необходимо уделить внимание таким характеристикам, как максимально допустимое число полей, возможный объем переменной информации на странице, поддержка различных типов баз данных и возможности работы с необходимой вам цифровой печатной машиной. Основные решения представленные на рынке программного обеспечения для производства печати переменных данных представлены во врезке.

КомпьюАрт 2'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства