Цикл: ХХ век. Дизайн
Часть 1. Мы начало
…кому силуэтики, а кому оформление самой жизни.
В. Маяковский
В президиум Московского союза советских художников
Работы авангардистов снова в моде
23 ноября (5 декабря) 1891 года в Петербурге в маленькой комнате с квадратными окнами у театрального бутафора Михаила Михайловича Родченко и прачки Ольги Евдокимовны Палтусовой родился второй сын. Над сценой, за сценой, на сцене прошло его детство. Он собирал коллекцию засохших красок в спичечных коробках из декораторской, наблюдал за тем, как отец в бутафорской делает из серого хлеба жареную курицу, и воображал, сидя на полу посреди сцены, когда в зале никого не было, как в ослепительно ярком костюме он летает по воздуху, то исчезая, то вновь появляясь. В 1909 году отец его умер и семья переехала в Казань. Юность его прошла в Казанской художественной школе, готовившей художников для провинциальных театров. Он поступил в нее вольнослушателем, поскольку не имел свидетельства о среднем образовании окончил всего 4 класса церковно-приходской школы. Рисовал виньетки для меню, читал Пушкина, Гюго, Бодлера, Уайльда, переписывал названия бабочек в тетрадь и мечтал об искусстве и о любви. И встретил ее, свою любовь, там же – в Казанской художественной школе. Варвара Степанова художница, единомышленница в будущем стала его женой.
После училища, уже в Москве, он снова рисовал, мечтал, оформлял кафе, служил в отделе ИЗО Наркомпроса и неизменно следовал за своей фантазией. Беспредметность, линейка, циркуль, трафарет, футуризм, абстракция. Живописец и график, он экспонировал свои работы на выставках. Однако его картины в выставочных павильонах оставались все той же невоплощенной мечтой его детства. Фантастические декорации блещут цветом и светом, он летает среди них, окруженный странными звуками и существами, и делает всякие невероятные вещи. Потом вскакивает с пола, пытается взлететь но фантазия не становится реальностью.
«Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев. Работать среди всех, для всех и со всеми»1 вот долгожданное воплощение его фантазии. Цвет, линия, конструкция. От отвлеченных поисков он приходит к проектированию полезных вещей. И становится одним из основоположников конструктивизма. В 1920-30 гг. преподает на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. С 1921-го по 1924-й работает в Институте художественной культуры. Вводит новую дисциплину «Конструкция», учит студентов проектировать вещи. «Мы начало. Наше дело сегодня кружка, половая щетка, сапоги, каталог».
Александр Родченко родоначальник нового вида искусства. Первый, кто указал жизнь надо организовывать. Первый, кто показал, что виньетка, цветочек и женская головка не являются константами на вывесках и коробках и мерилом их привлекательности, что вещи надо планировать и строить. А сделать упаковку, плакат или чашку не менее трудоемко и значительно, чем написать картину. И он был первым, кто занялся производственным искусством, которое мы сегодня называем дизайном.
Он проектировал газетные киоски, делал плакаты к фильмам, создавал чайники, одежду, интерьеры, мебель... Работал в полиграфии, рекламе, создавал образцы типографских шрифтов. Делал иллюстрации для различных издательств и журналов: «Кино-фото», «Огонек», «Смена», «Книга и Революция», «Пионер» и пр. С 1923 г. оформлял журнал «Леф» (литературно-художественное объединение Левый фронт искусства, одним из лидеров которого Родченко являлся), в 1927-28 гг. «Новый Леф». В 1925 году оформлял в Париже советский раздел Международной выставки Декоративного искусства и художественной промышленности, в которой также принимал участие.
С оформления Родченко поэмы «Про это» (1923 г.) началась его совместная работа с Маяковским. Плакаты, обложки, декорации и костюмы для пьесы «Клоп», упаковки, этикетки, вывески… «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко» полностью завоевал Москву. Моссельпром, Добролет, Резинотрест, ГУМ, Госиздат…
Маяковский о нем говорил: «Родченко в 1923 году на страницах того же Лефа впервые ушел, идя в ногу с техникой, от изображения пером и карандашом к фотомонтажу. Это было в 1923 году, а сейчас в фотопечати отдано распоряжение за подписью заведующего перевести всю печать на монтаж или иллюстрации по способу Родченко. За три года от первого штриха, от первого фотомонтажа он перевел советскую книгу и советскую обложку на этот стиль. Товарищ Родченко создал стиль новых советских обложек.… Посмотрите в Госиздат, и вы увидите, что стандарт типовой вывески и все оформление Госиздата – это черное, красное и золото, как типовое дано на весь Советский Союз тем же самым Родченко».
Фотомонтаж натолкнул его не идею заняться фотографией. И опять – возвращение к абстракции, беспредметности. Потом поиск фотографической выразительности. Задача – показать предмет с той стороны, с которой его никто не видел. Необычные ракурсы, динамичность, репортаж все это тоже Родченко. Снова он первый. Были фотографы: одни снимали девушек или пейзажи, другие инсценировали репортаж – их герои смотрели в камеру и позировали. Никто не снимал «сверху вниз да снизу вверх». Он не фиксировал камеру на штативе, она находилась в постоянном движении. Он превратил фотодело в фотоискусство.
1929-1932 гг. «Октябрь»2. «Левые» фоторепортеры. Критика. Обвинения в формализме и несоответствии задачам пролетариата. В рекламе – колхозы и демонстрации. Ему же —создавшему новый, советский, стиль работу дают неохотно, а главный в Союзе художник тот, кто когда-то писал «наддиванные пейзажи для буржуазии».
Родченко целиком отдается фоторепортажу. Снимает стройку Беломорско-Балтийского канала, оформляет журнал «СССР на стройке», альбомы «10 лет Узбекистана», «Первая конная» и пр., делает спортивные репортажи. Работает, не думая о формализме, просто ищет в обычной жизни и обычных предметах что-то совершенно новое и делает фотографии, не менее красивые, интересные и выразительные, чем картины. В 1935 г. «Советское фото» прекращает травлю и начинает печатать фотографии Родченко, он становится членом редколлегии журнала. Оформляет фотовыставки, входит в состав Президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников.
До конца своей жизни (3 декабря 1965 года) он продолжает делать фоторепортажы, оформлять выставки, альбомы… «Я прошел нелегкий творческий путь, но мне ясно, кем я был и чего хочу».