Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2000

От редакции

Валерий Мурахвери

Эта статья вызвала у нас целую гамму противоречивых чувств. С одной стороны, хотелось подвергнуть ее не косметическому, а основательному редактированию, с другой — эта операция лишила бы нас возможности поговорить о той самой технологической инструкции, идейное содержание которой было положено в основу статьи. Но инструкция существует, опубликована и будет в той или иной степени применяться на практике, а поэтому мы решили отталкиваться от нее. В конце концов наша обязанность (как мы ее понимаем) состоит в том, чтобы выразить свои сомнения по поводу ее отдельных положений, а в ряде случаев — и дать встречные рекомендации. Тем, кто уже давно работает с электронным набором, версткой и спуском полос, наши рекомендации могут показаться столь же наивными, как и соответствующие положения статьи, пусть даже и не такими ошибочными. Но следует учесть, что инструкция — дело серьезное. На целом ряде полиграфических предприятий, особенно относящихся к госсектору, подобные инструкции по мере возможности подлежат исполнению, а нарушение их может повлечь за собой наказание.

Нормы, стандарты и инструкции создаются не из любви к абстрактному теоретизированию; они призваны повысить качество продукции и облегчить взаимодействие служб, ответственных за разные стадии ее изготовления. Поэтому усилия, затраченные на подготовку и выпуск рассматриваемой инструкции, были посвящены благой цели. По ряду причин выход этой инструкции стал не просто своевременным — можно сказать, что ее заждались. Компьютеризация издательской деятельности, совпавшая по времени с социальными изменениями в стране, открыла доступ к подготовке полиграфической продукции широким массам пользователей и покорила их кажущейся легкостью достижения цели. Работа, которой раньше обучали годами в специальных учебных заведениях, стала выполняться дилетантами, которые зачастую не могут (а порой и не желают) получить хоть какое-то профессиональное наставление от более опытных коллег. Конечно, это не всегда в точности та же самая работа, что и раньше. В прошлое уходит одна профессия за другой — наборщик, верстальщик, технический редактор. Сегодня уже мало кто помнит, что делал в типографии метранпаж.…

Но изменились не столько смысл и цели, сколько условия и технологии. Сегодняшний редакционно-издательский работник за компьютером — сам себе верстальщик, техред и метранпаж, только он об этом редко задумывается. Правила изготовления полиграфической продукции вырабатывались веками и не могут исчезнуть в одночасье — хотя бы потому, что сама продукция не претерпевает существенных изменений вот уже несколько десятилетий. Ее потребитель не должен знать, какими техническими средствами пользовались в процессе изготовления, для него важен конечный результат — правильно сделанная книга, журнал, газета. Но доминанта технического прогресса в издательско-полиграфической деятельности выражается в том, что все больше и больше функций смещается ближе к начальным стадиям изготовления продукта. А это значит, что тем же путем должны «двигаться» необходимые правила, нормы, знания.

В статье, как и в инструкции, присутствует понятие оператора компьютерного набора — как эквивалент прежней профессии наборщика. В докомпьютерное время набор был функцией типографии, затем некоторое время им занимались преимущественно в издательстве, но сейчас, похоже, и это стало анахронизмом. В большинстве известных нам издательств рукописи (машинописные тексты) сегодня если и принимают, то только в виде исключения. Тексты и иллюстрации обычно поступают в электронном виде — на магнитных носителях, а все чаще — по электронной почте. Функция наборщика перешла к автору или по крайней мере стала его заботой — пусть выкручивается, как хочет. А значит, автор (или вовлеченное им в процесс лицо) должен знать о наборе все что положено. Не о том, как работает строкоотливная машина, а о том, как грамотно оформить знаки препинания, специальные символы, заголовки, подписи к рисункам, сноски и примечания, — короче говоря, о результате правильно выполненного набора. Поэтому многие правила компьютерного набора, приведенные в статье, сохраняют актуальность, и знать их необходимо. Но...

О некоторой неопределенности с оператором компьютерного набора уже было сказано. Как правило, это человек, находящийся вне пределов административной ответственности издательства, и, для того чтобы плодотворно с ним взаимодействовать, нужно с самого начала дать ему в руки технологическую инструкцию. Нельзя сказать, что сформулированные в статье правила компьютерного набора необходимы и достаточны для успеха. Начнем с первого же пункта, согласно которому наш оператор выбирает тип и кегль шрифта. Если только подумать, что этим правилом будут пользоваться...…

Первое ощущение от этих десяти правил было таким, что им уготована судьба «десяти негритят» из английского детского стишка, ставшего общеизвестным благодаря Агате Кристи. Легко оспорить те правила, где речь заходит о шпациях — похоже, сам этот термин пора похоронить вместе с металлическим набором, и о переносах — на стадии подготовки текста их надо вовсе запретить, чтобы не путать знак переноса с дефисом, а заодно запретить выравнивание с двух сторон и вообще все, что мешает будущей верстке. Однако, как уже сказано, есть среди сформулированных правил такие, которые остаются верными, и знать их необходимо.

Впрочем, пора упомянуть еще одну доминанту современного издательского дела — необычайную пестроту технологий. Если раньше весь процесс подготовки и изготовления издания был довольно устоявшимся и легко поддавался стандартизации (по крайней мере в рамках получения одного конкретного продукта), то теперь один и тот же продукт может быть изготовлен различными способами — в зависимости от конкретных условий. Причины разные. Более и менее прогрессивные технологии в условиях все ускоряющихся перемен теперь соседствуют друг с другом — это стало нормой, а не исключением. К тому же для одной и той же цели в мире изобретают и внедряют одновременно несколько технологий, вступающих в конкуренцию между собой. Это относится как к оборудованию, так и — в особенности — к программным средствам. Причем нередко бывает так, что некоторое средство оказывается удачным для конкретной задачи или ниши и занимает свое место, уступая другим продуктам по популярности в целом. Приведу пример из области набора: во многих издательствах, занимающихся выпуском технической литературы, имеет хождение текстовый процессор TeX, и вся внутренняя технология построена «под него». Коммерческая версия этого процессора функционирует на рабочих станциях под UNIX, что создает специфические проблемы при получении авторских материалов извне.

Отсюда следуют такие выводы. Во-первых, общая технологическая инструкция должна включать в себя только те правила и нормы, которые носят универсальный или почти универсальный характер. Во-вторых, издательство должно позаботиться о том, чтобы стандартизовать общение с авторами с учетом своей специфики, вводя собственные инструкции в дополнение к общей, если это необходимо (в Америке они называются home style). Сюда можно отнести форматы файлов, применение шрифтов (проблемы с версиями Word и шрифтами Unicode — яркий частный случай) и специальных символов. Жаль, если в наших условиях не будут в должной мере пользоваться форматами, специально задуманными как универсальные (раньше rtf, теперь pdf). В каких-то случаях издательству имело бы смысл предоставить авторам те или иные средства (надо отдавать себе отчет в том, что здесь возникает новая проблема — лицензионная чистота подобной передачи).

Что же останется от десяти правил компьютерного набора при ближайшем рассмотрении? На наш взгляд, оператор компьютерного набора (обычно автор) должен четко отразить внутреннюю структуру публикации (уровни заголовков) и выполнить выделения в тексте (полужирный шрифт, курсив) так, как он сам считает нужным. Он должен также грамотно оформить элементы текста — пробелы после знаков препинания и т.д. Это необходимо всегда. Регламентировать все остальное в рамках инструкции, равносильной чуть ли не ГОСТам, — это уже от лукавого.

Подобным же образом можно внимательно изучить сформулированные автором правила верстки и спуска полос. Самое ценное, что там есть, — те знания о внешнем виде продукта, которые выработаны десятилетиями и веками. В верстке это недопущение «висячих строк» (orphans), порядок включения иллюстраций, лимит на переносы и т.д. Сегодня не все операторы верстки четко знают, что хорошо и что плохо. Лично я включил бы в эти правила и требование избегать «коридоров» — симметрично расположенных пустот в последовательности строк, дающих очень неэстетичный внешний вид текста. Раньше с «коридорами» боролись после получения гранок, параллельно с корректурой, а делать два дела одновременно — плохо. Сейчас «коридоры» прекрасно видны в ходе верстки на экране и могут быть уничтожены в любой момент.

Что касается спуска полос, то здесь меньше всего речь можно вести об общих правилах и все должно определяться инструкцией репроцентра, до которой у нашего автора «руки доходят» лишь в самом конце, как бы случайно. На практике эта процедура полностью зависит от имеющегося оборудования и используемой технологии.

Возврат

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства