Звуки, положенные на бумагу*
Времена, когда ноты гравировали, практически прошли. А жаль, поскольку эстетика выгравированного вручную нотного листа для используемых сегодня компьютерных программ едва ли достижима. Заказ же на печать музыкальных произведений сегодня ничем не отличается от других заказов на листовую офсетную или даже цифровую печать. И все же: нотный набор по-прежнему требует особых специальных знаний.
Лишь немногие из нотных граверов работают в классической форме. Просто стала слишком жалкой ситуация с заказами. При этом нотная гравировка — чрезвычайно высокохудожественное и творческое занятие.
Производство нотного листа или же страницы музыкального произведения начинается с эстетически гармоничного и одновременно логичного разнесения звуков и тактов по строке и строк по листу. Сюда же относится отливка нотной печатной пластины толщиной всего лишь около одного миллиметра из сплава свинца, сурьмы и олова; используются также предварительно заготовленные медные печатные пластины.
В соответствии с эскизом разнесения по поверхности пластины мастер сначала при помощи специального инструмента с пятью шипами гравирует на пластине нотные линии; затем тщательно удаляются образовавшиеся заусенцы. Потом он точно вырисовывает на пластине ноты и, если нужно, тексты песен. Лишь после этого он выбивает на равную глубину нотные знаки при помощи пуансонов — специальных штампов с нотными знаками и буквами. Каждый удар должен быть рассчитан совершенно точно, иначе будет испорчена вся пластина, поскольку не всегда можно удалить ошибки с ее обратной стороны. Утолщения пуансонов необходимо выровнять специальным тонким молотком и затем отполировать. Недостающие знаки наносятся дополнительно при помощи штихеля.
Нотные пластины служат в качестве пополосных матриц для перепечатывания. С них либо изготавливают цинковые клише для высокой печати, либо они закрашиваются черной краской, с тем чтобы делать негативные оттиски на баритовой бумаге. Последние могут, в свою очередь, использоваться как оригиналы для вывода пленок для офсетной печати.
В качестве альтернативы гравированию нот развивался ручной нотный набор. Для работы по этой технологии существуют комплекты для высокой печати, содержащие примерно 370 различных знаков.
Нотные знаки — особый язык
Первые программы для компьютерного нотного набора возникли в конце 80-х годов ХХ века, хотя тогда они еще не соответствовали профессиональным требованиям. Впоследствии возникло колоссальное множество разнообразного нотного программного обеспечения для Windows и Macintosh. Самые известные программы-лидеры — Finale, Score и Sibelius. Им всем в той или иной степени присущи четыре основные рабочие функции: обработка текста для песен и комментариев, собственно нотный набор с большим запасом нотных знаков, так называемый модуль приближения или подтягивания (drawing) для адаптации дуг легато под длину нот и иных доработок и, наконец, разработка спуска. Графическая доработка необходима, чтобы максимально приблизиться к эстетике ручного гравирования нотного листа.
Базы данных нотного набора сначала существуют в своем родном рабочем формате. Музыкальные издательства большей частью архивируют данные в этом пользовательском формате, поскольку в этом случае всегда можно быстро внести коррективы.
Заказ на печать нот стал сейчас точно таким же, как и любой иной типографский заказ. Доминирует офсетная технология листовой печати, и при издании некоторых полных собраний сочинений композиторов даже имеет смысл печатать заказ на большеформатных машинах. Сегодня нотные полосы можно, в принципе, выводить на любой системе экспонирования и печатать в любой офсетной типографии. Однако можно также рекомендовать цифровую печать нот, так как тиражи часто бывают не такими уж большими. Иногда для премьеры какого-либо музыкального произведения бывает достаточно снабдить оркестр единственной партитурой и выборочными партиями для различных инструментов. При лазерной печати обычно используется разрешение от 600 точек на дюйм и больше.
Можно не разбираться в нотах
Намного больше программ нотного набора пишется для повседневного использования музыкальными группами, композиторами и аранжировщиками. Среди этих программ также можно найти такие, которые соответствуют высоким требованиям. Впрочем, в данном случае основное внимание уделяется совместимости с электронными музыкальными инструментами и цифровыми звуковыми носителями. Звуки и связки звуков можно выводить с инструмента или компакт-диска через интерфейс MIDI в виде нот, и наоборот — стандарт MIDI позволяет генерировать из считанных нот или баз данных комплектов нот компьютерную музыку. Самые известные программы — Finale Allegro и Voyetra Turtle Beach Music Write 2000.
Типографские особенности нот
Такие сложные нотные сборники, как партитуры для оркестра, предлагаются в первую очередь издательствами, традиционно занимающимися публикацией нот классической музыки. Как когда-то гравировщики нот, так и музыкальные нотные программы сегодня должны владеть типографскими правилами нотного набора.
Не только описанные выше программы-лидеры, но и такие специальные программы, как TablEdit или Power Tab Editor — дополнительно к классическим нотам или вместо них — выводят музыкальную нотацию (последовательность исполнения), например так называемую нотацию табулятора. Она особенно подходит для набора нот для игры на гитаре: в этом случае нотный стан состоит из шести линеек (по количеству струн гитары) и нанесенных на них аккордов. Однако партитуры для ударных и других инструментов музыкальных ансамблей — прежде всего тех, которые производят трудно описываемые звуки, — часто можно более наглядно изобразить с помощью табулятуры, чем в виде классической нотации.
КомпьюАрт 3'2002