Системная интеграция в печати упаковок
Взгляды на роль системного интегратора различаются как рецепты мясного фарша — у каждой хозяйки есть свой, который она считает самым лучшим. Но сейчас все начинают сходиться в том, что системный интегратор подобен архитектору: он сначала проектирует объект, а затем отвечает за его «возведение».
В области печати упаковок имеется ряд характерных особенностей, которые существенно влияют на работу системного интегратора и требования, предъявляемые к нему.
Инженерные службы на предприятиях, выпускающих потребительскую продукцию, отсутствуют или имеют достаточные ресурсы лишь для текущего сопровождения имеющегося оборудования. Им не под силу ни проектировать новые производства, ни руководить монтажом и внедрением.
В отличие от книжной и газетно-журнальной полиграфии, изготовление упаковок характеризуется большим разнообразием технологий и материалов, частыми изменениями ассортимента продукции, необходимостью постоянно впитывать все новое для успеха в конкурентной борьбе — то есть повышенными требованиями к гибкости производства.
Ряд отраслей предъявляет специальные требования. Так, в пищевой и фармацевтической промышленности нужна специальная сертификация упаковок, которая осуществляется уполномоченными органами на основе строгой проверки материалов и технологии.
В этих условиях еще меньше, чем в полиграфии в целом, сулит успех подход, основанный на «удачной» покупке того или иного оборудования вне связи с оснащенностью других участков технологической линии и ожидаемой структурой заказов. Помимо спецификации на оборудование, проект должен содержать обоснованные решения по размещению оборудования, организации хранения и транспортировки незавершенной продукции, адаптации имеющихся или оборудованию новых помещений с учетом резервирования площадей на перспективу.
Расчетливый клиент ищет системного интегратора, способного спроектировать производство для печати упаковок на основе анализа конкретных условий, обеспечить поставку и монтаж оборудования, провести сдачу объекта «под ключ», рекомендовать каналы для приобретения расходных материалов, провести обучение производственного персонала, подготовить необходимые документы для сертификации, сопровождать новое производство в течение достаточно долгого времени. Это позволяет клиенту не отвлекаться от выполнения главной задачи — обеспечения текущего производства.
Системный интегратор должен обладать специальными знаниями, чтобы компетентно провести анализ, принять решения на его основе, увязать оборудование в единые технологические процессы, выбрать дополнительное оборудование, оснастку и программное обеспечение, обеспечить начало эксплуатации. При выборе системного интегратора клиент должен обратить внимание не только на то, какие машины предлагает интегратор, являющийся обычно дилером тех или иных компаний и имеющий в этом смысле особый интерес, но и на то, каков его предыдущий опыт внедрения систем: кто его заказчики, какова природа прежних объектов и насколько успешно там идет работа.
Важный этап работы, во многом определяющий ее успех — самое начало сотрудничества. На этом этапе следует подготовить концептуальный документ, содержащий постановку задачи. В нем необходимо сосредоточиться на требованиях к конечным продуктам и в то же время оставить интегратору возможность выбора, достаточную свободу для принятия наиболее эффективных решений. Системный интегратор обязан внимательно изучить правила и стандарты, сложившиеся у клиента в таких вопросах, как управление, связь, использование энергетических ресурсов, освещение, шум.
Один из ключевых вопросов — оценка общей производительности. Ошибки в оценке объемов продукции в дальнейшем обходятся очень дорого. В процессе создания системы клиент должен не жалеть времени, чтобы ответить на любые вопросы интегратора, постоянно обсуждать с ним все технологические тонкости, не забывая, что в конце концов работать на новом производстве придется ему и главная ответственность остается на нем.
Во многих случаях оправдывается привлечение, наряду с системным интегратором, независимого консультанта — специалиста, хорошо знающего предметную область и способного разговаривать со всеми участниками процесса на привычном для них языке. Это особенно полезно, когда клиент является «новым человеком» в этом расширяющемся и перспективном бизнесе, где инвестированные средства прекрасно окупаются, если они вложены с умом.