Ремесло ± наука = цветоделение
Тема сложных взаимоотношений издательства и типографии, затронутая в КомпьюАрт № 3’2001 в статье со схожим названием, не оставила равнодушным, кажется, никого из читателей. Большое количество самых разных отзывов привело меня к мысли о необходимости продолжить «Записки печатника-дизайнера». В одном из писем, пришедших в редакцию, прозвучал справедливый упрек: несмотря на огромное удовольствие, полученное от прочтения предыдущей статьи, там было поставлено больше вопросов, чем дано полезных советов. Стало быть, попробую обстоятельно, с практической точки зрения, развить одну из поднятых три месяца назад тем — редактирование параметров цветоделения.
Одним из последних аргументов, побудивших меня продолжить «Записки», послужила длинная статья кандидата технических наук Н.Аватковой из ВНИИ Полиграфии и инженера Е.Фишмана из «Элита Паблишер» в КомпьюАрт № 5’2001 «На деревню дедушке.., или Для цветоделения нужен адрес поточнее». Обогатив свою память знаниями тех богатств, которые выработала полиграфическая наука, я не нашел самого главного. Вместо заключения или вывода в виде конкретных указаний по созданию или корректированию файла-профиля для цветоделения было напечатано, извините за прямоту, рекламное объявление: «Если кому-то требуется технологическая помощь для редактирования показателей печати и/или ее контроля, то контакт с авторами можно установить через редакцию журнала». Мало того, что одиннадцать полос отдано под главу технической диссертации со стилистикой, вполне уместной в малотиражной брошюре технического вуза, а не в крупном художественном журнале, но и по прочтении ее ни новичок, ни профессионал в полиграфии не получили ясного ответа на вопрос, каким образом нужно практически контролировать печать и редактировать ее показатели. Вот уж, поистине, «На деревню дедушке»! «Хотелось бы, — пишут авторы статьи, — чтобы типографии отпечатали оттиски с тест-форм для построения профиля печатного процесса, оформили эти данные в виде таблиц или файла и передавали тем своим партнерам, которые выполняют для них цветоделение». А о том, что за тесты надо напечатать, как их измерить, в виде какого файла оформить, читатели могут узнать, позвонив на деревню дедушке, — в издательство КомпьюАрт. Не дело это. Я, как один из сотрудников КомпьюАрт, не имея никакого желания добавлять к своим основным обязанностям еще и общественную нагрузку в пресс-службе Н.Аватковой и Е.Фишмана, постараюсь доступным языком объяснить, что, собственно, следует сделать издательству и типографии для корректировки профиля цветоделения, тем более, что здесь нет ничего архисложного. Торжественно обещаю, что не буду вдаваться в научные рассуждения о тиксотропных и адгезионно-коггезионных свойствах печатных красок и прочих высоких материях, по которым когда-то защищал диплом и мучил студентов 144-го полиграфического училища. Печатник и без того знает, когда и сколько принтагеля бросить в кипсейку, а дэтэпэшникам оно и подавно не нужно.
Работа с настоящими тест-формами требует больших финансовых и временных затрат и доступна только крупным типографиям. Таблицы наложения красок (как-нибудь обязательно надо будет напечатать их и вложить вкладкой в КомпьюАрт) печатают определенной триадой на основных типах бумаг. Такие таблицы состоят из нескольких тысяч полей и отражают полный спектр оттенков, воспроизводимых в триаде. Мне не приходилось слышать, чтобы какая-нибудь типография в России построила по тест-формам настоящий электронный профиль красок Торжокского завода. Некоторые зарубежные производители поставляют вместе с партией красок дискету с профилем, но обычно при цветоделении все мы пользуемся описанием так называемой «Европейской триады» (Eurostandart) и «Американской триады» (SWOP). Однако художникам, более привыкшим к словосочетаниям «холодная триада» и «теплая триада», и техническим специалистам, ответственным за качество цветоделения и печати, не стоит отчаиваться. Для оперативного внесения простых корректив применительно к определенным условиям печати существует немало упрощенных способов.
Подавляющее большинство специалистов препресс используют в качестве инструмента для цветоделения программу Adobe Photoshop, ставшую де-факто отраслевым стандартом. Стало быть, и профиль будем редактировать в Photoshop. О том, как сгенерить или отредактировать более сложный ICC-профиль, можно прочитать во врезке Алексея Грибунина.
ICC-профиль — очень мощный инструмент. С его помощью можно не только скорректировать результаты офсетной печати, но и добиться, скажем, чтобы фотореалистичный струйный принтер имитировал офсетную или флексо-печать.
Существующие в Photoshop стандартные профили учитывают лишь общие особенности печати, а именно: тип бумаги, тип триады и процент растискивания по одной средней точке в 50 %. Уже для определения типа печатной машины (листовая или ротационная, где скорости печати различаются в несколько раз и где используются разные краски) профиль желательно сменить. Собственно, обычно и этих сведений более чем достаточно, поскольку в большинстве случаев точно не известно, на какой конкретной машине, в какой типографии будет печататься тот или иной заказ, какую плотность черного заложат при выводе пленок в репроцентре, какую копировальную раму и формные офсетные пластины будет использовать типография и прочее и прочее. А ведь на всех этапах, вовсе не только при печати, вносится определенная погрешность. До полутора процентов искажения размера точки можно получить на выводе пленок, копировальные рамы — вообще отдельный разговор, да и износ тиражных форм в процессе печати вносит свою лепту в искажение исходных значений. То есть, создавая профиль цветоделения, нужно отдавать себе отчет, что это будет не только профиль конкретной печатной машины, но и, как минимум, профиль фотовывода с копировкой, а также, признаемся себе раз и навсегда, людей, которые будут управлять этими процессами. Человеческий фактор, разумеется, ни в коей мере не поддается описанию в файле профиля, но хотя бы в нескольких вещах надо быть твердо уверенным: печатная машина будет именно та, где напечатаны шкалы, а не какая-то другая, пусть даже абсолютно такая же, должен быть один и тот же фотовывод в одном репроцентре, одна и та же будет линиатура растра и копировальная рама. При печати тиража на офсетные цилиндры обязательно должны быть натянуты декили того же типа, что и при печати тестовых шкал, а краска должна быть той же серии и фирмы. Мало того, от бумаги зависит, возможно, даже больше, чем от всего вышеперечисленного. Не только марка бумаги, но и условия хранения, состояние влажности (бумаги и воздуха) перед печатью и прочее и прочее. Если упустить из вида хотя бы одну из этих «мелочей», то работу по созданию своего профиля печати можно считать бессмысленной, а возможно, — даже вредной.
Какое давление будет установлено при печати на фактурной бумаге типа «лен», «мороз», «скорлупа», «слоновая кожа» и т.п., а следовательно, какое растискивание получится на оттиске и каждом из его мельчайших участков — вообще никто не поручится. И главный фактор — кто из печатников будет работать над тиражом (настоящий технолог знает всех печатников по имени и отчеству), кто бы что ни возражал, — играет решающую роль.
Очевидно, что в лучших условиях находятся периодические издания и те препресс-центры, у которых типография является одним из подразделений и находится в том же здании. Для разовых заказов в типографиях, найденных по объявлению, построение печатного профиля невозможно, не нужно и крайне трудоемко, разве что типография сама предложит записать дискету (настоящая статья поможет в этом) с корректирующими профилями для своих машин и бумаг. Если в каком-то ежемесячном издании есть возможность раз в четыре недели отправлять технолога в Финляндию или Чехию контролировать процесс «от и до» — можно приступать к корректированию профиля. Если же нет, то из той же Финляндии и Чехии, проверено на собственном опыте, ежемесячный тираж журнала будет приходить каждый раз разный по цветопередаче, хоть разбейся в лепешку об монитор!
Нередки случаи, когда особенности печати учесть вообще невозможно. Готовит, к примеру, крупное агентство полосу рекламы знаменитой фирмы. А печататься макет будет разом в двадцати изданиях. И самое большее, что можно сделать, — это учесть обрезной формат каждого из изданий и поделить цвета с наиболее усредненным стандартным профилем Photoshop — Eurostandart Coated со значением растискивания 14-16 или принятым в данном агентстве. Потому, что будучи сверстанными в одной комнате, КомпьюАрт печатается целиком на листовой машине, тогда как КомпьютерПресс (кроме обложки) — на ролевой, но при этом рекламные макеты частенько дублируются из одного издания в другое.
Если после столь устрашающего предисловия охота поэкспериментировать со своим профилем не пропала — приступим. Только не забудьте сказать каждому дизайнеру и верстальщику, что новый профиль построен для конкретной задачи и каждый раз, нажимая кнопку CMYK, он должен не забыть залезть в настройки Color Settings / CMYK Setup. А именно этого, как я заметил, большинство художников боятся как черт ладана и предпочитают «от греха» всегда использовать только те установки, что несколько лет назад были подсказаны каким-нибудь авторитетным специалистом или утверждены приказом по фирме.
Мое отношение к предполагаемой работе, думаю, известно: ничто так не улучшает процесс печати, как общение и работа с печатником напрямую (имеется ввиду профессиональное общение, а не с невежей-заказчиком), тем более если речь идет о редактировании профиля. Но поскольку авторы статьи «На деревню дедушке», считают иначе и добрая половина специалистов препресс с ними согласна, загрузим, наконец, Photoshop.
Во вкладке Color Settings / CMYK Setup в поле Dot Gain выберем Curves. Как можно заметить, кривая растискивания по умолчанию аппроксимируется всего одной точкой: значение растискивания в цифрах введено только в поле 50%. При этом, к примеру, для красок SWOP и Eurostandart при установленном в поле Dot Gain растискивании 14%, в кривых для трех красок (Magenta, Yellow, Black) значение 50 прирастает именно на эту величину, а в Cyan — на большую, если быть более точным — еще на 4 единицы. А для профиля от Dainippon Screen прирастает значение желтого.
Задача редактирования ICC-профиля состоит в том, чтобы указать точные значения для всех тринадцати предлагаемых Photoshop полей всех четырех красок. Согласитесь, ничего сверхъестественного, и связываться по дорогому межгороду с дедушкой в деревне вроде как ни к чему. Попробуем всего-навсего разместить за обрезным полем издания плашки четырех цветов со значениями 2, 4, 6, 8, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 % насыщенности и, не дожидаясь прихода тиража из типографии, то есть до фальцовки и обрезки, подъехать к печатнику и вытащить несколько оттисков из стопы, желательно из разных мест. Как правило, там же, в типографии, найдется и спектрофотометр. Хорошие печатники при жадном начальстве порой даже скидываются из своей зарплаты на его покупку, чтобы отмахиваться от назойливых клиентов (в творческой работе по выравниванию цвета вовсе не спектрофотометр играет решающую роль). Остается замерить процент растискивания (измеряется, собственно, плотность цвета, но многие современные спектрофотометры умеют пересчитывать ее в проценты растискивания) и дотошно записать показания. Каждая краска имеет определенную паспортную плотность стопроцентной плашки, типа: С=1,35 D, M=1,3 D, Y=1,0 D, K=1,8 D, но при этом каждый печатник подачу краски сознательно корректирует применительно к конкретной работе и исходя из собственного опыта. Чем больше оттисков будет промерено, тем лучше. Усредненное значение в данном случае будет наиболее верным (вспомним и об износе форм, и о человеческом факторе, и т.д.). Если спектрофотометр не умеет выдавать процент растискивания, можно измерить плотность стопроцентной плашки для каждого из цветов и именно с ней сравнивать плотность оттенков. Думаю, даже десятилетний ребенок справится с научной задачей: как перевести в проценты растискивания плотность поля с известной насыщенностью цвета исходя из плотности стопроцентной плашки. Здесь следует иметь в виду, что плотность цвета регулируется в процессе печати отнюдь не изменением давления (растискивания), а подачей краски. Помню, как чуть было не потерял дар речи, когда один из посетителей последней выставки «Полиграф-Интер» на полном серьезе доказывал, что в новых машинах Heidelberg давление (растискивание) автоматически (зачем-то?) регулируется для каждого оттиска в тираже! Растискивание — как раз одна из тех немногих величин, которая в процессе печати может и должна оставаться постоянной. Случайных и изменяющихся факторов там и так с лихвой хватает, что и не позволяет приравнять типографию к химчистке в службе быта, как бы того многим ни хотелось.
Авторы статьи «На деревню дедушке» уверяют, что после применения профиля, или, как сказано, уточнения «адресата печатного процесса», задача печатника «сведется к тому, чтобы контролировать и повторять показатели печати (оптические плотности плашек, dot gain и переход красок в бинарах)». И все! Если это не частная точка зрения, не отвлеченный вымысел теоретиков, не сознательный обман рекламодателей, а новый научный подход — я как практик, печатник офсетной печати и дизайнер-верстальщик на компьютере, с этим категорически не соглашусь. Если бы для правильной цветопередачи печатнику приходилось только «контролировать и повторять», не было бы и этой статьи. Научное и практическое решение проблемы отнюдь не столь однозначное и скоропалительное, как это хотелось бы представить авторам рекламного модуля «На деревню дедушке». Ну где, скажите, можно увидеть, чтобы печатник в здравом уме и твердой памяти работал по шкалам? В павильоне «Heidelberg» на выставке «ПолиграфИнтер»? Но ведь то феерическое действо, что там ежегодно происходит, столь же страшно далеко от реальной печати, как декабристы от народа. Потому, что в жизни все обстоит несколько иначе, и печатник достает из ящика денситометр раз в два месяца. Потому что дорогие сканеры для оперативного контроля по шкалам приходится отключать, чтобы не гнать макулатуру. Потому что температура в цеху зимой не должна быть близка к уличной, а летом — не зашкаливать около машины за 40°. Потому, наконец, что обычно тиражи печатаются не для того, чтобы бабушки, собирающие бутылки, расталкивая друг друга локтями, до кучи расхватывали пачками халявные календари и наклейки с целью продажи их у станции метро «Сокольники». «Адресат печатного процесса» обычно иной.
Но вернемся к нашему профилю. Для усреднения промеренных значений шкалы (примерно такой, как на рисунке внизу) прекрасно подойдет программа Microsoft Exell. Собственно, xls-файл уже можно назвать промежуточным профилем между типографией и издательством. Еще лучше усредненные значения таблицы Exell руками ввести во все поля вкладки Photoshop — Color Settings / CMYK Setup / Curves и сохранить в файле *.api. Я не знаю структуру api-файла, но думаю, что мало-мальски обученный программист сможет решить и задачу по автоматической конвертации файла электронной таблицы в файл *.api, если таковая возникнет. Разумеется, api-профиль не учитывает ни порядка наложения красок, ни провалов в оттенках близких к нулю (отрицательное значение в нем, к сожалению, не предусмотренно), но служит для оперативной коррекции ICM-профиля без его изменения.
Самое сложное, что осталось, — это дождаться результатов следующего тиража, картинки для которого поделятся с новыми установками. Боязно? Признайтесь?! Да ничего, печатники и не такое вытягивали! Ведь по большому счету разница для печатника между вашим новым профилем и стандартным профилем Photoshop с кривой растискивания по одной точке — не больше, чем между адресом «на деревню дедушке» и «на деревню бабушке».
КомпьюАрт 6'2001