КомпьюАрт

7 - 2000

Carrara*

Рационализация

Моделирование

  Carrara

  Создавать сцены в Carrara легко

Взяв лучшие элементы Ray Dream Studio и Infini-D, фирма MetaCreations обещает «очертить будущее трехмерной графики». Впрочем, может быть, это лишь старая песня на новый лад?

В результате происшедшего несколько лет назад приобретения компании Specular известная фирма MetaCreations обнаружила, что в ее распоряжении имеются два пограмных пакета трехмерной визуализации: Ray Dream Studio и Infini-D. Вместо того чтобы развивать оба пакета отдельно, MetaCreations решила слить их воедино, создав поистине убийственную программу. Результатом стало приложение с несколько странноватым названием Carrara1.

Carrara — это единое решение для анимации и визуализации, рассчитанное на пользователя начального и среднего уровня. Эта программа идеально подходит для создания логотипов, технической анимации, иллюстраций и трехмерной графики для Web. Создание анимационных персонажей возможно, но не рекомендуется.

Интерфейс программы выдержан в фирменном стиле MetaCreations, так что пользователи Bryce и Poser будут чувствовать себя как дома, однако те, кто привык к более традиционным 3D-программам, могут удивиться, что за чертовщина здесь творится. В Carrara используется метафора «комнат» из Photo Soap — задачи распределены между отдельными комнатами, в каждой из которых имеется свой собственный набор инструментов. Carrara предлагает пять таких комнат: Assemble (Сборка), Storyboard (Сценарий), Model (Модель), Texture (Текстура) и Render (Визуализация). Доступ к каждой из комнат осуществляется с помощью значков, расположенных в верхней части экрана.

Между комнатами можно переключаться по мере необходимости, создавая модели, добавляя текстуры, располагая объекты в сцене, внося изменения в физические характеристики, меняя параметры поверхностей и так далее, не будучи связанным рамками какой-либо линейной стратегии.

Основное место работы — комната Assemble, позволяющая создавать и анимировать модели, источники света и камеры. Изначально это окно единого документа, однако при желании его можно разделить на два, три или четыре окна.

Наиболее значительным нововведением в этой комнате является трехмерная рабочая область, в которой находятся три пересекающиеся плоскости (X, Y и Z). Все импортированные модели отображаются в цельном виде, с проекциями на «стенки» куба, образованного этими тремя плоскостями. Проекции позволяют определять положение объекта в трехмерном пространстве и могут также использоваться для выделения, позиционирования и изменения размера объекта.

Это необычный и запоминающийся способ представления трехмерных сцен, однако при этом для каждого объекта, камеры и источника света присутствуют три дополнительные проекции, в результате чего сцена слишком быстро может стать чрезмерно заполненной. К счастью, при желании эти плоскости можно отключать, вместе или по отдельности.

Рационализация

С целью рационализации процесса работы основные функции Carrara организованы в три блока: Browser (Просмотр), Sequencer (Последовательность) и Properties (Свойства). Как и меню в Poser, эти блоки «пристыковываются» к боковой или нижней части экрана и могут открываться и закрываться с помощью мыши или вызываться с помощью сочетаний клавиш. Кроме того, при желании их можно располагать в произвольном месте экрана.

Browser — это место для хранения файлов сцен и моделей, текстур, модификаторов, ограничителей, эффектов и различных заготовок. Добавлять их можно путем перетаскивания мышью, так что для того, например, чтобы добавить к какому-либо объекту процедурную текстуру, просто щелкните на нужной текстуре и перетащите ее на модель в окне документа.

Эта возможность действует для любого элемента окна Browser: таким способом можно быстро, легко и удобно перетаскивать модели в сцену, изменять способ движения объекта или применять готовые эффекты освещенности.

Согласно принципам Carrara любую часть сцены можно изменять без ввода чисел; например, такими элементами, как камеры и источники света, можно также управлять с помощью мыши, перетаскивая манипуляторы для изменения фокусного расстояния, яркости, углового спада и т.п.

Точно так же модель можно вращать непосредственно в окне документа с помощью одного лишь инструмента вращения, щелкая на модели и круговых манипуляторах, соответствующих повороту объекта по различным осям. Это кажется изящным решением, однако на практике все может оказаться не так-то просто, поскольку для управления трехмерным объектом приходится использовать двухмерный интерфейс. Возникает известный эффект «шарнирной подвески», когда круг наклоняется вперед и назад, отказываясь двигаться в нужном направлении, поэтому в конце концов приходится лезть в окно свойств, чтобы ввести несколько чисел. Отсутствие возможности постоянно видеть числовые значения при перемещении, масштабировании и вращении сильно действует на нервы; единственной альтернативой является постоянное открытие и закрытие панели свойств.

В начало

В начало

Моделирование

Carrara предлагает несколько систем моделирования, позволяющих создавать объекты на основе сплайнов, вершин, текста и меташаров. Редакторы сплайнов и вершин — это графически улучшенные версии аналогичных редакторов из Infini-D, а система моделирования на основе меташаров Blubble пришла из Ray Dream Studio.

Системы моделирования в Carrara полностью поддерживают логические операции. Кроме того, имеется функция для создания моделей на основе математических формул; эта возможность поддерживается всеми частями программы, что позволяет создавать таким способом примитивы, формы и даже светофильтры — если, конечно, вы сильны в математике.

Создание текстур осуществляется с помощью редактора Shader Tree Editor, который напоминает гибрид редактора текстур Infini-D и углубленной версии текстурного редактора Bryce. Этот редактор обеспечивает контроль над цветом, освещенностью, яркостью, шероховатостью, отражением, прозрачностью, преломлением и блеском. Каждый канал можно изменять, выбирая цвет, значение, текстуру, функцию узора, элементарную текстуру или существующую текстуру. Кроме того, компоненты можно смешивать и подбирать; можно также перетаскивать текстуры в каналы с помощью мыши, изменяя таким образом текущую текстуру.

Столь мощная система работы с текстурами позволяет легко создавать многослойные процедурные текстуры, с помощью которых можно добиться впечатляющих эффектов. Однако этот процесс не так уж прост и может оказаться не по зубам начинающим пользователям. К программе прилагается огромное количество готовых текстур, однако редактор Shader Tree Editor может ошеломить тех, кто сталкивается с трехмерной графикой впервые.

Carrara создавалась в расчете на новичков, однако ее рабочее пространство и структура могут запутать неопытных пользователей. Благодаря запихиванию всех функций в три основные панели меню (Browser, Sequencer и Properties) интерфейс упростился, но стал при этом менее понятным (хотя бы из-за того, например, что трехмерные модели и текстуры хранятся в той же папке, что и модификаторы движения).

Кроме того, поскольку панели используются для самых различных целей, они весьма велики и занимают на экране очень много места. Это особенно заметно в случае с панелью Sequencer, так как на этой панели должны отображаться характеристики всех моделей, источников света, камер, текстур и эффектов в сцене. При работе с 17-дюймовым монитором на экране становится очень тесно, так что для регулярного использования придется обзавестись монитором побольше.

Анимация является слабым местом программы, в основном из-за сложности панели Sequencer и неуклюжей концепции «сценария».

Впрочем, Carrara может искупить это наличием готовых «модификаторов», которые могут применяться к модели для изменения ее физической формы или параметров движения; кроме того, есть возможность создания траекторий движения и влияющих на объекты физических сил. Еще одна приятная черта — система определения столкновений: даже в некоторых программах высокого класса эту функцию приходится имитировать.

Есть и другие неприятности. Время от времени перетаскивание существующей сцены в окно документа приводит к зависанию. Имеются также и другие ошибки. При импорте объектов создается несколько объектов «Camera 1», видимые световые конусы не отбрасывают тени должным образом, в системе визуализации окружающей среды есть недоработки, а в работе интерфейса иногда наблюдаются некоторые странности.

Конечно, это лишь первое воплощение новой программы. Хотя многие из ее функций напрямую унаследованы от предшественников (в основном Ray Dream Studio), Carrara относится к совершенно другой породе, поэтому к ней придется привыкать.

У Carrara есть ряд впечатляющих черт; набор инструментальных средств весьма широк для программы этой ценовой категории, а качество окончательной визуализации просто превосходно.

Carrara будет великолепным апгрейдом для пользователей Ray Dream Studio, но захотят ли пользователи прочих пакетов переходить на Carrara — это еще вопрос.

КомпьюАрт 7'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства