
Carrara*
Создавать сцены в Carrara легко
Взяв лучшие элементы Ray Dream Studio и Infini-D, фирма MetaCreations обещает «очертить будущее трехмерной графики». Впрочем, может быть, это лишь старая песня на новый лад?
В результате происшедшего несколько лет назад приобретения компании Specular известная фирма MetaCreations обнаружила, что в ее распоряжении имеются два пограмных пакета трехмерной визуализации: Ray Dream Studio и Infini-D. Вместо того чтобы развивать оба пакета отдельно, MetaCreations решила слить их воедино, создав поистине убийственную программу. Результатом стало приложение с несколько странноватым названием Carrara1.
Carrara — это единое решение для анимации и визуализации, рассчитанное на пользователя начального и среднего уровня. Эта программа идеально подходит для создания логотипов, технической анимации, иллюстраций и трехмерной графики для Web. Создание анимационных персонажей возможно, но не рекомендуется.
Интерфейс программы выдержан в фирменном стиле MetaCreations, так что пользователи
Bryce и Poser будут чувствовать себя как дома, однако те, кто привык к более
традиционным 3D-программам, могут удивиться, что за чертовщина здесь творится.
В Carrara используется метафора «комнат» из Photo Soap — задачи распределены
между отдельными комнатами, в каждой из которых имеется свой собственный набор
инструментов. Carrara предлагает пять таких комнат: Assemble (Сборка), Storyboard
(Сценарий), Model (Модель), Texture (Текстура) и Render (Визуализация). Доступ
к каждой из комнат осуществляется с помощью значков, расположенных в верхней
части экрана.
Между комнатами можно переключаться по мере необходимости, создавая модели, добавляя текстуры, располагая объекты в сцене, внося изменения в физические характеристики, меняя параметры поверхностей и так далее, не будучи связанным рамками какой-либо линейной стратегии.
Основное место работы — комната Assemble, позволяющая создавать и анимировать
модели, источники света и камеры. Изначально это окно единого документа, однако
при желании его можно разделить на два, три или четыре окна.
Наиболее значительным нововведением в этой комнате является трехмерная рабочая область, в которой находятся три пересекающиеся плоскости (X, Y и Z). Все импортированные модели отображаются в цельном виде, с проекциями на «стенки» куба, образованного этими тремя плоскостями. Проекции позволяют определять положение объекта в трехмерном пространстве и могут также использоваться для выделения, позиционирования и изменения размера объекта.
Это необычный и запоминающийся способ представления трехмерных сцен, однако
при этом для каждого объекта, камеры и источника света присутствуют три дополнительные
проекции, в результате чего сцена слишком быстро может стать чрезмерно заполненной.
К счастью, при желании эти плоскости можно отключать, вместе или по отдельности.
Рационализация
С целью рационализации процесса работы основные функции Carrara организованы в три блока: Browser (Просмотр), Sequencer (Последовательность) и Properties (Свойства). Как и меню в Poser, эти блоки «пристыковываются» к боковой или нижней части экрана и могут открываться и закрываться с помощью мыши или вызываться с помощью сочетаний клавиш. Кроме того, при желании их можно располагать в произвольном месте экрана.
Browser — это место для хранения файлов сцен и моделей, текстур, модификаторов, ограничителей, эффектов и различных заготовок. Добавлять их можно путем перетаскивания мышью, так что для того, например, чтобы добавить к какому-либо объекту процедурную текстуру, просто щелкните на нужной текстуре и перетащите ее на модель в окне документа.
Эта возможность действует для любого элемента окна Browser: таким способом можно быстро, легко и удобно перетаскивать модели в сцену, изменять способ движения объекта или применять готовые эффекты освещенности.
Согласно принципам Carrara любую часть сцены можно изменять без ввода чисел;
например, такими элементами, как камеры и источники света, можно также управлять
с помощью мыши, перетаскивая манипуляторы для изменения фокусного расстояния,
яркости, углового спада и т.п.
Точно так же модель можно вращать непосредственно в окне документа с помощью одного лишь инструмента вращения, щелкая на модели и круговых манипуляторах, соответствующих повороту объекта по различным осям. Это кажется изящным решением, однако на практике все может оказаться не так-то просто, поскольку для управления трехмерным объектом приходится использовать двухмерный интерфейс. Возникает известный эффект «шарнирной подвески», когда круг наклоняется вперед и назад, отказываясь двигаться в нужном направлении, поэтому в конце концов приходится лезть в окно свойств, чтобы ввести несколько чисел. Отсутствие возможности постоянно видеть числовые значения при перемещении, масштабировании и вращении сильно действует на нервы; единственной альтернативой является постоянное открытие и закрытие панели свойств.
![]() |
Моделирование
Carrara предлагает несколько систем моделирования, позволяющих создавать объекты
на основе сплайнов, вершин, текста и меташаров. Редакторы сплайнов и вершин
— это графически улучшенные версии аналогичных редакторов из Infini-D, а система
моделирования на основе меташаров Blubble пришла из Ray Dream Studio.
Системы моделирования в Carrara полностью поддерживают логические операции. Кроме того, имеется функция для создания моделей на основе математических формул; эта возможность поддерживается всеми частями программы, что позволяет создавать таким способом примитивы, формы и даже светофильтры — если, конечно, вы сильны в математике.
Создание текстур осуществляется с помощью редактора Shader Tree Editor, который напоминает гибрид редактора текстур Infini-D и углубленной версии текстурного редактора Bryce. Этот редактор обеспечивает контроль над цветом, освещенностью, яркостью, шероховатостью, отражением, прозрачностью, преломлением и блеском. Каждый канал можно изменять, выбирая цвет, значение, текстуру, функцию узора, элементарную текстуру или существующую текстуру. Кроме того, компоненты можно смешивать и подбирать; можно также перетаскивать текстуры в каналы с помощью мыши, изменяя таким образом текущую текстуру.
Столь мощная система работы с текстурами позволяет легко создавать многослойные процедурные текстуры, с помощью которых можно добиться впечатляющих эффектов. Однако этот процесс не так уж прост и может оказаться не по зубам начинающим пользователям. К программе прилагается огромное количество готовых текстур, однако редактор Shader Tree Editor может ошеломить тех, кто сталкивается с трехмерной графикой впервые.
Carrara создавалась в расчете на новичков, однако ее рабочее пространство и структура могут запутать неопытных пользователей. Благодаря запихиванию всех функций в три основные панели меню (Browser, Sequencer и Properties) интерфейс упростился, но стал при этом менее понятным (хотя бы из-за того, например, что трехмерные модели и текстуры хранятся в той же папке, что и модификаторы движения).
Кроме того, поскольку панели используются для самых различных целей, они весьма велики и занимают на экране очень много места. Это особенно заметно в случае с панелью Sequencer, так как на этой панели должны отображаться характеристики всех моделей, источников света, камер, текстур и эффектов в сцене. При работе с 17-дюймовым монитором на экране становится очень тесно, так что для регулярного использования придется обзавестись монитором побольше.
Анимация является слабым местом программы, в основном из-за сложности панели Sequencer и неуклюжей концепции «сценария».
Впрочем, Carrara может искупить это наличием готовых «модификаторов», которые могут применяться к модели для изменения ее физической формы или параметров движения; кроме того, есть возможность создания траекторий движения и влияющих на объекты физических сил. Еще одна приятная черта — система определения столкновений: даже в некоторых программах высокого класса эту функцию приходится имитировать.
Есть и другие неприятности. Время от времени перетаскивание существующей сцены в окно документа приводит к зависанию. Имеются также и другие ошибки. При импорте объектов создается несколько объектов «Camera 1», видимые световые конусы не отбрасывают тени должным образом, в системе визуализации окружающей среды есть недоработки, а в работе интерфейса иногда наблюдаются некоторые странности.
Конечно, это лишь первое воплощение новой программы. Хотя многие из ее функций напрямую унаследованы от предшественников (в основном Ray Dream Studio), Carrara относится к совершенно другой породе, поэтому к ней придется привыкать.
У Carrara есть ряд впечатляющих черт; набор инструментальных средств весьма широк для программы этой ценовой категории, а качество окончательной визуализации просто превосходно.
Carrara будет великолепным апгрейдом для пользователей Ray Dream Studio, но захотят ли пользователи прочих пакетов переходить на Carrara — это еще вопрос.
КомпьюАрт 7'2000