КомпьюАрт

8 - 2000

Магический кристалл

Евгений Марголин

…И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

«Похвала глупости»

Похвальное слово понятиям

Толкования

Рынки полиграфических работ

Рынок производства книжной продукции

Перспективные рынки полиграфических работ

  Рынки продукции потребительского назначения

  Рынки продукции производственно-технического назначения

  Секторы рынка адресного распространения

Полиграфия для первого десятилетия

«Похвала глупости»

Боязнь выглядеть глупым в глазах других людей — довольно распространенный вид человеческой глупости. Из-за этого пропадает масса замечательных идей, которые на поверку могут оказаться не только не совсем нелепыми, но даже в некотором роде полезными. Однако, с другой стороны, если высказана какая-то мысль, которая вызывает дружную критику, разве это плохо? Те, кто ругают, получают удовольствие от того, что ругают, ничем не рискуя, а тот, кого ругают, светится радостью потому, что в поисках истины он участвует не один.

Поэтому с вашего разрешения, любезные читатели, я на время забуду про заповедь «железного канцлера» Отто фон Бисмарка: «глупость человеческая — дар Божий, но нельзя им злоупотреблять». Собственной глупостью я злоупотреблю. Потому что очень хочется найти более или менее достоверный ответ на вопрос: что будет с нашей полиграфией через пять-десять лет? Я скажу то, что сам по этому поводу думаю, а вы оцените сказанное по достоинству, как оно того и заслуживает. Единственное, чего не хочется, — так это чтобы вы просто повертели пальцем у виска и отмолчались, боясь показаться глупее меня. Не бойтесь этого! Бойтесь другого: неопознанный вовремя процесс может, как коварная река Янцзы, пойти по другому руслу и смести вас. Согласитесь, что стоит поразмыслить над тем, что с нами будет, и не только заранее подстелить соломки, но, может быть, попытаться ухватить за хвост жар-птицу.

В начало

В начало

Похвальное слово понятиям

Как известно из Ветхого Завета, Господь для разобщения людей наделил их разными языками, те перестали понимать друг друга, и Вавилонская башня так и осталась недостроенной. Такое положение сохранилось до сей поры и даже усугубилось. Теперь люди, говорящие вроде бы на одном языке и произносящие одинаковые слова, иногда понимают под этими словами совершенно разное. Самое трудное при совершении какого-нибудь дела (не то чтобы Вавилонскую башню сотворить, а что-то простенькое, незамысловатое сделать) — это договориться друг с другом о терминах. Правда, в российском общении можно обойтись небольшим словесным запасом, но это при живом общении — что называется, от сердца к сердцу или в сердцах. Бумага же требует деликатности.

Так вот, первая мишень для критики — нижеследующие толкования слов, которые потребуются нам для дальнейшего разговора. Сразу скажу, что для некоторых понятий уже существуют «освященные» Госстандартом и иными власть имущими ведомствами толкования. Они не опровергаются. Просто мы рассматриваем эти понятия с нужной нам точки зрения. Ищем же мы ответ на вопрос: что будет с нашей полиграфией через пять-десять лет?

В начало

В начало

Толкования

Конечный продукт — изделие, поступающее в непосредственное пользование конечного потребителя.

Промежуточный продукт — изделие, применяемое в качестве сырья, материалов, комплектующих элементов и т.п. в процессе производства или использования другого продукта.

Печатная продукция — текстовая, графическая или иллюстрационная информация, нанесенная на материальный носитель средствами полиграфии.

Печатная продукция потребительского назначения  — печатные изделия, являющиеся конечным продуктом, предназначенным для обеспечения информационных и хозяйственных потребностей населения.

Печатная продукция производственно-технического назначения — печатные изделия, являющиеся конечным продуктом, используемым в деловом и хозяйственном обороте, или являющиеся промежуточным продуктом, используемым в качестве компонента последующего производства.

Продукция массового спроса — печатная продукция потребительского назначения, предназначенная для потребления всеми группами населения.

Продукция избирательного спроса — печатная продукция потребительского назначения, предназначенная для потребления отдельными группами населения.

Печатная продукция массового распространения — печатная продукция производственно-технического назначения, распространяемая безадресно.

Печатная продукция избирательного распространения — печатная продукция производственно-технического назначения, адресованная отдельным группам потребителей.

Печатная продукция адресного распространения — печатная продукция производственно-технического назначения, адресованная конкретным потребителям.

Печатная продукция рядового качества — продукция, качество которой обеспечивается применением обычного технологического процесса и обычных материалов при соблюдении установленных норм и регламентов.

Печатная продукция повышенного качества — продукция, качество которой обеспечивается применением усложненного технологического процесса и улучшенных материалов при соблюдении установленных норм и регламентов.

Печатная продукция элитного качества — продукция, изготовленная с применением специальных технологий и материалов.

Книжная продукция — печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, состоящие из отдельных листов или тетрадей, заполненных отпечатанным текстом и (или) иллюстрациями, скрепленные в единый блок тем или иным способом и оформленные в переплет или обложку.

Газетная продукция — печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, выпускаемые периодически, состоящие из отдельных листов, как правило, не скрепленных друг с другом и заполненных текстом и иллюстрациями, не имеющие обложки.

Журнальная продукция — печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, выпускаемые периодически, состоящие из отдельных листов, как правило, скрепленных друг с другом тем или иным способом и заполненных текстом и иллюстрациями, оформленные в обложку.

Изобразительная продукция — печатные издания потребительского назначения, как правило, на бумажном носителе, содержащие главным образом иллюстрационный материал с сопровождающим текстом или без него, выпускаемые в листах или скомплектованные из отдельных листов без оформления в обложку или переплет.

Беловая продукция — печатные издания потребительского назначения, как правило, на бумажном носителе для занесения в них последующих записей от руки, содержащие небольшое количество текста, линеек, графического материала, скрепленные в блок тем или иным способом, оформленные преимущественно в обложку, реже в переплет.

Календарная продукция — печатные издания потребительского назначения, как правило, на бумажном или картонном носителе, содержащие перечень месяцев, чисел, дней недели, выпускаемые в листах, комплектах, скрепленных тем или иным способом, преимущественно без оформления в обложку.

Рекламно-коммерческая продукция — печатные издания производственно-технического назначения как правило, на бумажном или картонном носителе, носящие информационный характер, содержащие текст и (или) иллюстрационный материал, выпускаемые в листах, несфальцованных или сфальцованных, а также скомплектованных в блок, скрепленный тем или иным способом.

Бланочная продукция — печатные издания производственно-технического назначения на бумажном носителе, носящие официальный характер, для занесения последующих записей от руки или посредством печатающих устройств, содержащие небольшое количество текста, линеек, графических изображений, выпускаемые в виде бесконечных лент, в листах или комплектах, скрепленных тем или иным способом, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

Этикеточная продукция — печатные издания производственно-технического назначения на бумажном и иных видах носителей, носящие информационный характер, содержащие иллюстрационный и графический материал, выпускаемые отдельными экземплярами, имеющими прямоугольную или фигурную форму, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

Печатная упаковка — печатные изделия производственно-технического назначения, выполняющие информационные и защитные функции, выпускаемые поэкземплярно, изготавливаемые из различных материалов, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

Ценные бумаги — печатные издания производственно-технического назначения, носящие официальный характер, содержащие графический и иллюстрационный материал, выпускаемые в листах, печатаемые, как правило, на специальных материалах, снабженные средствами защиты от подделки.

Билетная продукция — печатные издания производственно-технического назначения, носящие официальный характер, содержащие текстовой, графический, реже — иллюстрационный материал, выпускаемые в рулонах, отдельных листах или скомплектованных и скрепленных тем или иным способом, на обычных или специальных материалах, снабженные средствами защиты от подделки.

Представительская продукция — печатные изделия производственно-технического назначения, изготовленные из бумаги, картона, иных материалов, носящие информационный характер, содержащие текстовой, графический и иллюстрационный материал в разном соотношении, выпускаемые в листах, несфальцованных или сфальцованных, нескомплектованных или скомплектованных, не скрепленных между собой или скрепленных тем или иным способом, не оформленных или оформленных в обложку или переплет. К представительской продукции относятся также изделия иного назначения, на которые средствами полиграфии нанесена информация о представляемом объекте.

В начало

В начало

Рынки полиграфических работ

Должно быть, мы уже приходим к пониманию того, что большинство окружающих нас вещей и большинство совершаемых действий — это товар, предлагаемый на продажу. Первобытный коммунизм закончился давно, современный завершился на первой своей стадии недавно. Все остальные общественные устройства связаны с рынком, с куплей-продажей. Большой всемирный рынок делится на более мелкие рынки, например по видам товаров, которые на них продаются. Для нас привычен рынок бумаги, рынок печатных красок, рынок программных средств для верстки, и т. п. Знакомы мы и с таким понятием, как рынок полиграфических услуг (правильнее сказать — рынок полиграфических работ). Типографии говорят, что они могут отпечатать и то, и это, и еще что-то. Именно «то», «это» и «еще что-то» составляют рынок полиграфических работ в целом, а по отдельности тоже составляют рынки, только меньшего размера. И для того чтобы решить главную для нас сейчас задачу — какой будет наша полиграфия в 2005-2010 годах, нам нужно выяснить, а какие же рынки полиграфических работ будут существовать в то время.

Предлагаю вторую мишень для критики. Это строение рынка полиграфических работ. Не Вавилонская башня, конечно, но что-то на нее смахивающее (рис. 1). Если рассмотреть поближе, то можно увидеть, что эта «башня» слагается из отдельных «кирпичиков» (рис. 2), которые представляют собой отдельные секторы рынков полиграфических работ. И это тоже предмет для обсуждения. Более того, на рис. 2 курсивом выделены те секторы, которые, как я думаю, будут развиваться в ближайшем будущем быстрее, нежели другие. Совершенно неизбежно, что у каждого читателя на сей счет есть свое мнение. Вот их бы, эти мнения, собрать воедино — тогда сообща можно было бы соорудить башню самой что ни на есть добротной конструкции.

Чуть позже я поделюсь своими размышлениями по поводу того, что именно следует из предложенной структуры рынков, а сейчас хочу представить еще одну мишень — собственную оценку емкости рынков полиграфических работ по данным 1999 года. Официальной статистики нет. Хороший хозяин знает, где, чего и сколько у него в хозяйстве имеется, а родное наше государство о сем не ведает и не печалится. Просьбы звучали неоднократно: раз Госкомстат не хочет или не может все считать, дайте нам, отраслевому ведомству, собирать дань в виде статистических сведений от тех, кто, невзирая на форму собственности, занимается полиграфией. Но — и права нет, и данных нет. Итак, вот емкость рынков (табл. 1).

Что следует из представленных цифр?

Если предположить, что валовой внутренний продукт 1999 года счетные ведомства подведут к 6 трлн. руб., то доля печатных работ в этом продукте составит чуть более 0,2%. По международным меркам — совсем немного, даже при добавлении стоимости материалов.

Есть рынки, которые напрямую связаны с кошельками населения. Есть и рынки, связанные напрямую с кошельками субъектов деловой жизни. Сейчас полиграфия работает примерно поровну на тех и других. А как пойдет дальше, зависит от того, чьи кошельки будут пополняться быстрее, произойдет ли это вообще, а если произойдет, то какой будет скорость пополнения. Об этом — позже, а пока несколько слов о «бумажной» стороне повествования.

Как видно из табл. 1, на душу российского жителя печатных сортов бумаги в 1999 году пришлось 4,15 кг, что очень немного в сравнении с «акулами капиталистического мира». Но даже из этого немногого больше всего приходится на газетную бумагу, на которой печатают, как положено, газеты, а также (что, в общем-то, не положено) книги, журналы избирательного спроса рядового качества (читай: научно-техническую и тому подобную периодику), бланки простейших разновидностей, отрывные календари. Для журналов повышенного качества, не говоря уже об элитных, для изопродукции, настенных календарей, рекламы, этикеток, представительских изделий нужна такая бумага, которую сейчас у нас не делают и которую приходится везти сюда и платить за нее не только установленную продавцом цену, но еще и пошлину. А если отпечатать то же самое (скажем, этикетку) за рубежом, то обойдется это дешевле. Потому как за чистую этикеточную бумагу нужно платить 15% таможенной пошлины, а за то же количество бумаги, но уже с напечатанной на ней этикеткой — всего 5%. Вот и радуешься мудрости государства, которое не ведает, что творит. Ну, это так, к слову.

В начало

В начало

Рынок производства книжной продукции

Книжный рынок интересен тем, что он, во-первых, представляет собой один из секторов общего рынка продукции потребительского назначения, и по нему в какой-то степени можно судить о поведении покупателя на рынке печатных изданий, а во-вторых, он обозрим. (Рынок газет, например, обозреть никак нельзя. В стране их нынче 25 тысяч, получивших свидетельство о рождении. Но, живет ли газета, радует ли глаз и сердце читателя, знать не дано. По меньшей мере, половина из них призраки: разок-другой появятся и исчезнут, то ли навсегда, то ли до очередного нежданного пришествия.)

Обозревать книжный рынок можно на выставках и ярмарках, а также по статистическим данным, которые из-за российской необязательности получаются не совсем полными, не совсем достоверными, но все-таки существуют, что уже является большим достижением при всеобщей скрытности и подозрительности. Так вот, согласно статистике, количество листов-оттисков книжной продукции в последнее десятилетие менялось так (считаем в миллионах шт.): 1990 г. — 20 856, 1991 г. — 21 071, 1992 г. — 19 658. 1993 г. — 17 467, 1994 г. — 10 357, 1995 г. — 7164, 1996 г. — 6221, 1997 г. — 6822, 1998 г. — 6276, 1999 г. — 6240. Листы-оттиски хороши тем, что представляют собой массу бумаги, которую получают люди в виде книг. Если отдельные книги могут быть толще, тоньше и от этого может изменяться количество экземпляров, то масса бумаги — это масса бумаги. Это не экономика, а физика, которую не обманешь.

То, что за это время рынок производства книг «съежился» более чем втрое, уже стало достоянием российской истории. Но что интересно, так это то, что начиная с 1996 года количество бумаги, купленной населением в виде книг, особо не меняется. В 1997 году стали жить немножко получше, — и книг появилось побольше. Щелкнули нас с вами по носу в 1998-м — мы отошли на ранее занятые позиции. Ясно, что при нынешнем состоянии кошельков ожидать взлета выпуска печатной продукции потребительского назначения не приходится. Таков вывод из книжной статистики. Иной вывод следует, если рассмотреть последнюю российскую книжную ярмарку «Книги России», которая прошла в марте этого года.

Табл. 2 и 3 — плод почти «поголовного» просмотра книг, находившихся на ярмарочных полках. Интересовал нас вопрос: в каком виде какие книги выходят и где их печатают. В поле нашего зрения попали восемь с лишним тысяч изданий: этого достаточно, чтобы выстроить некоторые умозаключения.

Первое умозаключение возникает само собой, если поделить общий тираж просмотренных книг на общее количество названий: 10-11 тыс. экз. — средний тираж. По разделам литературы, конечно, тиражи разные. Но те из них, что занимают главенствующее положение на книжном рынке (художественная, учебно-методическая, детская литература), не сильно отличаются от средних показателей, потому как они их и определяют. Средний тираж в художественной литературе — 12 тыс. экз., в учебно-методической — 12,3 тыс. экз. И только для нежно любимых детишек тиражи делают побольше — аж 14, 5 тыс. экз. Все, больше не нужно, иначе деньги быстро не обернуть. Если книга разойдется споро, тираж допечатают, только статистика об этом не дознается. На самом же деле такое явление означает еще большее сокращение средних тиражей, а это уже имеет огромное значение для книгоиздания, и вот почему.

Всмотритесь внимательно в табл. 2 и особенно в табл. 3.

Зарубежная полиграфическая база играет заметную роль только там, где нужно получить продукцию самого высокого качества (то, что мы раньше назвали элитной книгой). В первую голову это книги по искусству. Здесь доля наших заграничных друзей-соперников достигает 73-74%. Потом, как ни странно, идут научно-популярные издания — 34,5% по названиям и 69,5% по тиражу. Дальше уж вовсе занятно: книги по домоводству — 28% по названиям и 14,5% по тиражу. Правда, не следует забывать, что речь все-таки идет о ярмарке, куда свозят все самое красивое и до сих пор не проданное. По 10-11% от общего тиража детских и художественных изданий тоже печатают за рубежами нашей необъятной. Это немного и потому не страшно.

Настораживает другое. На внутреннем нашем рынке полиграфических работ почти две трети названий и три четверти общего тиража книжной продукции печатаются на государственных предприятиях. Да и негосударственный сектор — все те же старые знакомцы, смытые первой волной приватизации. Нет в этом секторе «новых полиграфистов». Значит, книги изготавливают на старых предприятиях, приспособленных под условия «дорыночного материализма»: под другие тиражи, под другую систему обновления машинного парка и технологий. Стало быть, каких-то больших подвижек в этом секторе полиграфических работ ожидать трудно. Что в сочетании с небогатым потребительским кошельком делает светлое будущее книжного производства несколько затуманенным.

Поэтому при взгляде «сквозь магический кристалл» в этом секторе видится только небольшое движение, полагающееся на обычный российский авось: авось, жить станет лучше, жить станет веселее, тогда и до книжек дело дойдет.

В начало

В начало

Перспективные рынки полиграфических работ

Прогулка по рынку производства книжной продукции, помимо познавательной цели, преследовала еще и другую цель — показать на частном примере подход к решению уже известной нам задачи: попробовать представить себе, какой будет наша полиграфия через 5-10 лет. Полиграфия же — служанка рынка. Каков рынок, такова и полиграфия. Поэтому вернемся к кирпичам нашей «Вавилонской башни» (рис. 2), а именно к тем секторам, что выделены на рисунке курсивом, обозначающим перспективность этих секторов.

Среди рынков продукции потребительского назначения и притом массового спроса перспективных только два — газетная многокрасочная продукция и журналы повышенного качества. В первом случае речь идет главным образом о коммерческих изданиях, целиком или в значительной мере заполненных рекламой. А во втором случае — об изданиях, которые часто называют глянцевыми журналами, подразумевая под этим, очевидно, нечто вроде стеклянных бус для аборигенов Микронезии. Те самые журналы, что печатаются за пределами отчизны и ввозятся в страну беспошлинно как высокий продукт научного, образовательного и культурного творчества, способствующий взаимопониманию между народами.

Так или иначе — это продукция тиражная. Также тиражными следует считать и такие печатные изделия производственно-технического назначения, как картонная и гибкая упаковка рядового качества, и массовые коммерческие каталоги, время расцвета которых еще впереди. Условно к разряду тиражной продукции можно отнести и многокрасочную этикетку — все зависит от величины прогонного тиража.

Все остальные секторы рынка полиграфических работ высокой тиражностью не отличаются. И это означает, что под такие секторы будут создаваться (и уже создаются и работают) относительно небольшие полиграфические предприятия. Ведь, как правило, путь такой: небольшая группа друзей тем или иным способом обзаводятся небольшой печатной машиной и делает на ней все, что эта машина в принципе может делать: бланки, простенькие этикетки, визитки, листовки и все такое прочее. Потом, по накоплении некоторой суммы, приобретается еще одна машина, качеством получше, и все повторяется. Таких друзей-товарищей по городам и весям набралось уже немало, и все они, за небольшим исключением, трудятся на рынках малотиражной продукции.

Если посмотреть на перспективные рынки с точки зрения оформления печатных изданий, то мы увидим, что это в первую очередь цветная печать, затем специальная отделка тиснением, лакированием, фигурной высечкой и прочими приемами, потом защита фирменных изделий от подделки. Словом, требуются достаточно сложные технологии. Значит, кроме того что предприятия будут небольшими, они будут еще и специализированными.

Очередную мишень для критики представляет технологическая характеристика перспективных рынков, следующая немедленно за двоеточием:

В начало

В начало

Рынки продукции потребительского назначения

Секторы рынка массового спроса:

  • Газетная многокрасочная продукция — многотиражная (50-100 тыс. экз.) продукция, периодичность — раз в неделю, объем 16-32 полосы А3, красочность 4+4, офсетный способ печати.

  • Журнальная продукция массового спроса повышенного качества — тиражная (25-50 тыс. экз.) продукция, периодичность 1-2 раза в месяц, объем 96-120 полос А4, красочность 4+4, легкомелованные глянцевые бумаги, офсетная (возможна глубокая) печать.

  • Секторы рынка избирательного спроса:

  • Журнальная продукция избирательного спроса повышенного качества — средние тиражи (10-15 тыс. экз.), периодичность 1-3 раза в квартал, объем 120-160 полос А4, красочность 4+4, бумага легкого или среднего мелования, офсетная печать.

  • Элитные журналы — тиражи до 5 тыс. экз., периодичность 1-2 раза в квартал, объем 120-160 полос А4, красочность 4+4, бумага мелованная плотная, офсетная печать.

  • Элитная изобразительная продукция — тиражи 3-5 тыс. экз. Красочность 4 и более красок. Бумага мелованная матовая плотная, офсетная печать, возожно блинтовое тиснение или тиснение фольгой.

  • Элитные настенные комплектные календари — тиражи 3-5 тыс. экз., красочность 4 и более красок, бумага среднего мелования, возможны лакирование, блинтовое тиснение или тиснение фольгой, печать офсетная.

В начало

В начало

Рынки продукции производственно-технического назначения

Секторы рынка массового распространения:

  • Картонная упаковка рядового качества со средствами защиты — тиражи 25-50 тыс. экз., печать в 1-4 краски, вырубка, биговка, склеивание, печать офсетная или флексографская. Защита — печать специальными красками, нанесение специальных маркировок, использование голографических изображений.

  • Гибкая упаковка рядового качества без средств защиты — тиражи 100 и более тыс. экз., печать в 1-6 красок, печать флексографская или глубокая (на бумажном носителе возможна офсетная).

  • Гибкая упаковка рядового качества со средствами защиты — тиражи 100 и более тыс. экз., печать в 1-6 красок, печать флексографская или глубокая (на бумажном носителе возможна офсетная). Защита — печать специальными красками, нанесение специальных маркировок.

  • Каталоги рядового качества для массового распространения — тиражи 50-100 тыс. экз., объем 80-320 стр., печать в 1-4 краски, бумага газетная, типографская, офсетная натуральная, для глубокой печати, печать офсетная, флексографская или глубокая.

Секторы рынка избирательного распространения:

  • Каталоги повышенного качества для избирательного распространения — тиражи 10-15 тыс. экз., объем 80-320 стр., печать в 1-4 краски, бумага типографская, офсетная, в том числе легкого мелования, для глубокой печати, печать офсетная, флексографская или глубокая.

  • Этикетка многокрасочная повышенного качества без средств защиты — тиражи 300-1000 тыс. экз., форма прямоугольная и фигурная, печать в 4-6 красок, бумага этикеточная, возможно тиснение фольгой, печать флексографская или офсетная.

  • Этикетка многокрасочная повышенного качества со средствами защиты — тиражи 300-1000 тыс. экз., форма прямоугольная и фигурная, печать в 4-6 красок, бумага этикеточная, в том числе металлизированная, возможно тиснение фольгой, печать флексографская или офсетная. Защита — микротекст, специальная маркировка, голографические изображения.

  • Картонная упаковка повышенного качества без средств защиты — тиражи 25-50 тыс. экз., печать в 4 и более красок, вырубка, биговка, склеивание, возможны тиснение фольгой, лакирование, печать офсетная или флексографская.

  • Картонная упаковка повышенного качества со средствами защиты — тиражи 25-50 тыс. экз., печать в 4 и более красок, вырубка, биговка, склеивание, возможны тиснение фольгой, лакирование, печать офсетная или флексографская. Защита — печать специальными красками, нанесение специальных маркировок, использование голографических изображений.

  • Гибкая упаковка повышенного качества без средств защиты — тиражи 10-20 тыс. экз., печать в 4-6 красок, печать флексографская (на бумажном носителе — возможна офсетная).

  • Гибкая упаковка повышенного качества со средствами защиты — тиражи 10-20 тыс. экз., печать в 4-6 красок, печать флексографская (на бумажном носителе — возможна офсетная). Защита — печать специальными красками, нанесение специальных маркировок.

  • Листовая представительская продукция повышенного качества — тиражи 500-1000 экз. Красочность 2-4 краски, возможны тиснение фольгой, ламинирование, лакирование, в том числе избирательное

  • Комплектная представительская продукция повышенного качества — тиражи 500-1000 экз. Красочность 2-4 краски, возможны тиснение фольгой, ламинирование, лакирование, в том числе избирательное, перфорация, навивка, иные способы скрепления.

В начало

В начало

Секторы рынка адресного распространения

  • Листовая реклама повышенного качества для адресного распространения — тиражи 100-1000 экз. Красочность 4-8 красок, возможны тиснение фольгой, в том числе конгревное, лакирование, в том числе избирательное. Печать офсетная или цифровая.

  • Листовая реклама элитного качества для адресного распространения — тиражи 100-300 экз. Красочность 4-8 красок, возможны печать металлизированными красками, тиснение фольгой, в том числе конгревное, лакирование, в том числе избирательное, высечка. Печать офсетная или цифровая.

  • Элитные каталоги для адресного распространения — тиражи 1-1,5 тыс. экз., объем 80-320 стр., печать в 4-6 краски, бумага офсетная мелованная, печать офсетная, возможны лакирование, в том числе избирательное, тиснение фольгой, в том числе конгревное.

  • Элитная этикетка со средствами защиты — тиражи 100-300 тыс. экз., форма прямоугольная и фигурная, печать в 4-8 красок, бумага этикеточная, в том числе металлизированная, возможно тиснение фольгой, в том числе конгревное, печать флексографская или офсетная. Защита — микротекст, специальная маркировка, голографические изображения.

  • Элитная листовая представительская продукция — тиражи 500-1000 экз. Красочность 4-6 красок, возможны печать металлизированными красками, тиснение фольгой, в том числе конгревное, ламинирование, лакирование, в том числе избирательное, фигурная высечка. Печать офсетная, трафаретная, цифровая.

  • Элитная комплектная представительская продукция — Тиражи 300-500 экз. Красочность 4-6 красок, возможны тиснение фольгой, в том числе конгревное, лакирование, в том числе избирательное, перфорация, навивка, иные способы скрепления. Печать офсетная, трафаретная, тампонная, цифровая.

В начало

В начало

Полиграфия для первого десятилетия

Экономика земли российской как будто оживает. Потихоньку мы отползаем от ямы августа 1998 года. Конечно, сперва будут пополняться кошельки деловых людей и их предприятий, потом уже работающего на этих людей населения, а потом и бюджетников. Из этого следует, что более динамично станут развиваться рынки печатной продукции производственно-технического назначения и связанные с ними полиграфические производства. Рынки печатной продукции потребительского назначения тоже двинутся вперед, но с меньшей скоростью и с некоторым запозданием. Давайте попробуем оперировать цифрами: расставим дополнительные мишени для критики и предложим собственные соображения по поводу емкости рынков полиграфических работ на два последующих пятилетия (табл. 4).

Прогноз на первое пятилетие достаточно осторожен. Оснований для большого скачка нет. Машинный парк большинства действующих типографий устарел, а обновление требует больших денег. Новые типографии продолжают возникать, но пока еще в виде мелких производств с небольшими объемами выпуска печатной продукции. Потребность же в самой печатной продукции только-только проявляется, следовательно, ее производителям заработать на новую технику быстро не удастся. Поэтому предполагаемый рост продаж полиграфических работ к 2005 году на уровне 12,6%, мне кажется, вполне правдоподобным.

Из тех видов изданий, которые наполняют рынок продукции потребительского назначения, наибольшими возможностями роста в первом пятилетии располагают журналы. Здесь главенствующую роль играют три обстоятельства. Первое  — на “глянцевую” периодику есть и будет неутихающий спрос — такова природа человечества (особенно его прекрасной половины). Второе — дело это выгодное. Третье — чувство оскорбленного достоинства, поскольку именно в журнальном секторе нам откровенно дают понять, например, наши соратники из Гильдии издателей периодической печати, что не вышли мы, извините, рылом такое тонкое искусство производить. Пять лет — срок немалый. Тот же «Алмаз-пресс» не прочь укрепиться, да и «Пресса-1» возвестила о своих намерениях возродить былую славу. Возможно, и другие охотники найдутся. Может, и правительство, наконец, опомнится и поймет, что лучше занимать свое население работой и тут же собирать налоги для пополнения бюджета, чем создавать благоприятные условия для мирового и без того не бедствующего пролетариата. Возьмет и установит таможенные правила на пользу своим производителям, а не чужим, как это делается сейчас.

На рынке печатной продукции производственно-технического назначения самые быстроразвивающиеся — секторы этикеток и упаковки, затем рекламно-коммерческих изданий. Здесь две основные причины. Первая — рост экономики страны. Ежегодное увеличение валового внутреннего продукта на 5-6% должно вызвать соответствующий рост печатного сопровождения: если производится больше банок-бутылок и всевозможных коробок-пакетов, то ведь что-то на них полагается изобразить, не так ли? Вторая причина кроется в том, что по мере освоения российскими печатными умельцами указанных секторов начнется перемещение заказов на эту продукцию из-за рубежа, где они сейчас размещаются под предлогом слабого развития российской полиграфии. Сумма этих заказов немалая, она измеряется десятками миллионов долларов США.

Последующее пятилетие в основном сохранит черты предыдущей с той лишь разницей, что возрастет производство многокрасочных рекламных и «остросюжетных» газет, более резко пойдет вверх выпуск рекламно-коммерческой продукции и увеличится спрос (а следовательно, и предложение) на печатные представительские изделия. Период 2006-2010 годов — время выхода экономики на стадию устойчивого развития. (Если, конечно, ничего чрезвычайного не произойдет.) По отношению к 1999 году в сопоставимых ценах стоимостный объем выпуска печатной продукции возрастет почти в 1,7 раза, если считать средним темпом роста во втором пятилетии третьего тысячелетия 6% в год. За десять предстоящих лет производство печатных изданий потребительского назначения увеличится в 1,5 раза, а производственно-технического назначения — в 1,85 раза. Соответственно поменяется и соотношение между этими двумя секторами в пользу второго — 53% против 47%.

Все это повлечет за собой перемены в технологическом и техническом облике отечественной полиграфии. Безусловно, офсетная печать продолжит свое царствование, но пределы ее владений несколько сократятся.

Значительную часть перспективных рынков в секторах выпуска продукции производственно-технического назначения, а именно этикетки и упаковки, возьмет на себя флексографская печать.

Начнется возрождение глубокой печати. Сейчас несколько машин этой технологии еще сохранилось от прежних времен и даже находится в работоспособном состоянии, но этого мало. Пятая часть мощностей немецкой полиграфии приходится на глубокую печать — журналы, коммерческие каталоги, упаковка, обои. Дешевая при больших тиражах, вне конкуренции при передаче тоновых градаций — что еще нужно для массового производства? Придет, придет время глубокой печати, и оно уже не за горами.

Начнется промышленное освоение цифровой печати. Масштабы этой технологии определятся ее стоимостными характеристиками. Чем дешевле станет каждый оттиск, тем шире пойдет ее распространение. Пока область действия цифровой печати — элитная адресная продукция. (В скобках следует заметить, что само понятие цифровой печати нуждается в уточнении, поскольку сегодня под ним подразумевают самые разные вещи).

По мере того как будет увеличиваться предложение товаров на российском рынке (а вдруг и западные рынки откроются для нас, почему бы и нет?) и усиливаться «внутривидовая» конкуренция, станет расти и потребность в заманчивого вида рекламных изданиях и броской упаковке. Глянец, глянец — вот, что нужно для этого дела: чтобы вещь блестела, чтобы свет бил в глаза! А для этого необходим лак — хороший, прочный, прозрачный, ультрафиолетовый. Поэтому следующее десятилетие можно назвать ультрафиолетовым (в полиграфии, конечно).

А еще потребуется усиление защиты товаров от подделок. Подделывают нынче все. Впору, просыпаясь утром, ощупывать самого себя — уж не подделка ли. Один из достаточно простых и относительно надежных методов защиты печатных изделий, в том числе этикетки и упаковки, — голографическая защита. Предполагается, что эта технология займет в полиграфическом производстве подобающее место.

И, естественно, увеличится потребность в мелованных бумагах, преимущественно легкого двустороннего мелования, — под те самые глянцевые журналы. Предположительный объем потребления этих бумаг к 2010 году достигнет 70-80 тыс. т. Цифра достаточно убедительная для того, чтобы всерьез задуматься об отечественном производстве этого материала.

Продолжая выстраивать мишени для критики, смею предположить, что для развития газетного многокрасочного производства нам потребуется не один десяток рулонных офсетных ротационных машин одинарного формата, способных собирать запечатанные полотна бумаги с нескольких ролей в один фальцаппарат. Будь рыбинские машиностроители порасторопнее и не столь падки на высокие цены, этот рынок принадлежал бы им. В деловом мире подчас важно не то, сколько прибыли ты имеешь с рубля, а то, сколько места ты оставляешь на рынке своим соперникам. Мы же до сих пор в отпускную цену закладываем все свои огрехи, потому и резвятся на наших просторах иноземцы с товаром ничуть не лучшим, зато дешевым.

А вот куда совершенно не стоит соваться отечественному производителю — так это в создание многокрасочных журнальных ротаций. Их и нужно-то на всю страну пять-шесть штук... Конструировать и изготавливать самим обойдется дороже, чем купить за рубежом. Бразилия ведь их покупает — и ничего, а мы от той Бразилии недалеко ушли, да еще и неизвестно, в какую сторону.

Что обидно и горько — рынок офсетных листовых многокрасочных машин половинного формата, потребность в которых измеряется сотнями, тот же Рыбинск отдал совершенно безропотно. Немцы и японцы захватили эту часть российского рынка печатного оборудования. Еще немножко от рынка «откусили» чехи и индийцы. А нам нужна хорошая рабочая лошадка, каковой был да и остается еще, пожалуй, старый добрый «Доминант», правда, тоже чешский. Нам бы такой же, но свой, российский, да еще с сушкой, с лакировкой.

И что еще необходимо свое — узкорулонные ротационные машины флексографской печати, тоже с сушкой и с высечкой. Таких машин нужны десятки. По самым скромным подсчетам, емкость этого рынка оборудования составляет 10 млн долларов США — есть где разгуляться.

Упаковка, этикетка, представительская продукция — то, что дает сейчас и будет давать в ближайшем будущем деньги, — все это требует вырубного, высекального, позолотного оборудования. Зарайский завод фирмы «Полиграфические ресурсы» делает штанцевальные полнолистные и высекальные под этикетки установки. Но место на рынке уходит, потому что станки нужны разные и, главное, обеспечивающие высокую точность в изготовлении кроя картона и самой этикетки, а мы утешаем себя невиданным ростом производства за последнее время. А где наш Шадринский завод, умевший некогда делать позолотные прессы отнюдь не хуже нынешних китайских?

И опять противоречие наших дней: чью сторону держать государству? Если поддерживать отечественных машиностроителей, то следует ставить таможенную плотину, чтобы заграничные соперники не губили на корню российское производство техники. Если заботиться о конечном потребителе, который платит за покупаемое изделие, в цену которого заложена таможенная пошлина, то вроде бы эту пошлину надо уменьшать до полного уничтожения. Потребитель радуется, сбыт растет, налоги в казну идут. Вопрос сложный, но требующий решения.

К разряду государственных забот относится и доля самого государства на рынке полиграфических работ. Государство является собственником целого ряда полиграфических предприятий и в обозримой перспективе от этой роли отказываться не собирается. Прогулка по книжному рынку убедила нас в том, что «новые русские полиграфисты» совершенно не рвутся туда, где выгода невелика. Однако государство не может себе позволить оставить целый народ малограмотными дураками. Поэтому книжное производство государство вынуждено держать под своим крылом. Политика — дело серьезное, мы в этом убедились. Упускать «вожжи», тем более информационные, — значит терять управление державой. Поэтому материальную базу для производства газет коллективных организаторов в пользу государственной власти — надо иметь под рукой. А кроме того, такие вещи, как печать ценных бумаг, билетной продукции и всего прочего, что требуется для учета и отчетности, тоже надо бы производить в стенах государственных заведений.

Поэтому в табл. 5, выставляемой для критики, проиллюстрированы авторские рассуждения насчет того, как поделят между собой рынки полиграфических работ государство и частники в 2010 году. Государство будет иметь больший удельный вес (51,6%) в объемах производства продукции потребительского назначения и удовольствуется четвертью рынка продукции производственно-технического назначения, которую подведомственные предприятия должны будут производить, чтобы хоть как-то жить и развиваться. В объемах продаж государственных предприятий будет по-прежнему преобладать продукция потребительского назначения (59,1%), тогда как частник станет уделяет этому сектору только треть своего внимания (оценивая в деньгах, конечно). В инвестиционном плане все это означает, что государственная поддержка в той или иной форме будет оказываться предприятиям, выпускающим книжную, газетную и иную, строгую с прокурорской точки зрения продукцию. Весь остальной рынок — поле деятельности негосударственных структур. Инвестиционная емкость российского рынка полиграфических работ чрезвычайно велика. Осознав это, отечественные владельцы капиталов могут с большой выгодой приумножить их, направив финансовые потоки по многообещающему руслу полиграфии. Господа капиталисты, рассматривайте это как призыв к действию!

Господа, коллеги, товарищи-полиграфисты и ближайшие наши друзья! Вас я призываю откликнуться на все вышесказанное и совместными усилиями рассмотреть через «магический кристалл», что нас ждет в надвигающемся десятилетии. Чем гадать на кофейной гуще, послушаем друг друга!

КомпьюАрт 8'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства