Когда подделка не является подделкой?
Аддитивная модель цвета и аддитивный синтез
Субтрактивная модель цвета и субтрактивный синтез
Как связаны между собой модели RGB и CMYK
Почему в полиграфии для синтеза цвета на оттисках не используют модель синтеза цвета RGB?
Цветные оригиналы, применяемые в полиграфии
Точность воспроизведения оригинала на печатном оттиске
Точность воспроизведения цвета на оттиске
Субъективные характеристики цвета
Хроматические и ахроматические цвета
Мощность системы репродуцирования изображения в полиграфии
Критерии достаточной мощности системы обработки и печать изображения
Технология растрирования и объемы цветоделения
Типичные размеры иллюстраций, в которые превращаются изображения в издании
Калибровки звеньев системы репродуцирования изображения в полиграфии
Как предугадать, как будет выглядеть цвет после печати?
Печатная бумага и увеличение размера растровых элементов на оттиске
Пороговая чувствительность глаза при восприятии цвета
Проблема цвета
В майском номере журнала КомпьюАрт за 2000 год опубликована статья А.Иваненко «Источники нормализованного освещения для полиграфии», обзор «Великолепный цвет» и прекрасная подборка «Инструменты для калибровки цвета». Все они посвящены воспроизведению цвета в полиграфии. Это всегда было актуально и важно. Сейчас — тем более. Изложенный в предлагаемой статье материал как бы продолжает и дополняет эту тему. В нем делается попытка ответить на вопрос о степени соответствия между цветами на оригинале и на полиграфическом оттиске.
Итак, вернемся к софистическому вопросу, вынесенному в заголовок статьи, и попытаемся ответить на него (собственно вся вся деятельность полиграфии может здесь служить ответом). Подделка не является подделкой, если это репродукция. Репродуцирование оригинала средствами полиграфии является не подделкой, а изготовлением полиграфической продукции. Полиграфия тиражирует оригинал, воспроизводя его многократно с минимальными искажениями. В полиграфии существует в связи с этим понятие WYSIWYG. Уточним, что это такое.
WYSIWYG — режим соответствия цвета, который мы видим на экране монитора компьютерной издательской системы, и на тиражном оттиске, полученном на печатной машине. Так ли это на самом деле, если работа идет в режиме WYSIWYG?
На практике идеального соответствия цветного изображения на оригинале оттиску, которого мне — и не только мне — хотелось бы достичь, не бывает. Есть желание, есть калибровки, есть программы управления цветом, есть цветопробы, а желанного соответствия нет.
Легкость получения и изменения цвета на экране монитора стимулирует такое желание и зарождает надежду, что до полного соответствия осталось немного. Надо только аккуратнее работать, лучше и чаще калибровать, стабилизировать все полиграфические процессы, совместить профили, — и все у нас получится. Однако получается как всегда: есть только приближение к желаемому, но полного соответствия нет.
Нет и быть не может! Потому что, когда мы наблюдаем разницу между изображениями на экране монитора издательской системы и на печатном оттиске, то имеем дело в конечном итоге с фундаментальными проблемами.
Цвета, наблюдаемые на экране, создаются путем комбинирования яркости красного, зеленого и синего излучения, испускаемого монитором при помощи электронных пушек.
Цвета на оттиске, создаваемые в печатной машине, базируются на печатных красках триады — пурпурной, желтой и голубой, которые поглощают отдельные зоны спектра видимого света, отраженного от бумаги. Краски на бумаге не создают, а управляют цветом, поглощая отдельные зоны спектра света (видимого глазом излучения).
Цвета, создаваемые компьютером, базируются на принципах непосредственного восприятия глазом и мозгом спектра видимого света в природе, который можно понимать как сочетание трех зон — зеленой, красной и синей. Максимальное и одинаковое излучение в трех зонах спектра глазом видится как белый, а все одинаковые, но менее интенсивные излучения в этих зонах воспринимаются глазом как градации серого. Полное отсутствие излучения воспринимается как черное.
Цвета, создаваемые на оттиске, базируются на принципах поглощения одной из трех зон (зеленая, красная и синяя) спектра видимого света, который отражается от бумаги (подложки оттиска). Если поглощается зеленая зона, мы воспринимаем на оттиске пурпурный цвет, если синяя — желтый, а если красная — голубой. Если поглощение неполное, но одинаковое в трех зонах спектра, то на оттиске мы воспринимаем серый цвет, если полное (все три краски присутствуют в этой части оттиска в максимальном количестве) — черный. Если нет красок и бумага белая, то — белый цвет.
Однако есть еще одна особенность реальных печатных красок триады (пурпурной, желтой и голубой), которая делает проблему соответствия оригинала и оттиска реально неразрешимой на практике. Печатные триадные краски не только неполно поглощают одну зону спектра, но и частично поглощают излучения соседних зон. Это проявляется в получении не черного, а коричневатого оттенка на оттиске в той его части, где количество трех красок триады одинаковое и максимальное. Вот почему при печатании цветных изображений на бумаге с использованием триадных красок приходится использовать и четвертую краску — черную.
Необходимо отметить, что в предыдущих нескольких абзацах были обозначены основные причины фундаментальных проблем, из-за которых полное соответствие цвета на экране монитора и на оттиске становится недостижимым.
Коротко сформулируем эти причины: разная природа возникновения цвета в живом мире (растения, птицы, насекомые) и в искусственных системах (на печатном оттиске, на мониторе, на фотографии); субъективность самого восприятия цвета, который существует для человека только благодаря существованию глаза и мозга и их способности воспринимать часть спектра излучения в природе как видимый свет; особенности реальных пигментов, красителей и люминофоров, используемых человеком для создания цвета в искусственно созданных системах.
Цвет привлекает внимание, создает настроение и усиливает воздействие любого сообщения. Неудивительно, что с распространением доступных и простых в обращении настольных средств сканирования, управления и печати цветных изображений использование полноцветной печати становится все более популярным. Однако качество воспроизведения цвета в полиграфии, как уже сказано, зачастую вызывает серьезное недовольство, одна из причин которого заключается в том, что многие пользователи не стараются обучиться основам воспроизведения цвета, и ждут неоправданно высоких результатов или делают ошибки, которые легко можно было бы избежать.
Вторая причина связана с фундаментальными различиями между характером восприятия цвета человеческим глазом и способом его воспроизведения сканерами, мониторами, аналоговыми и цифровыми камерами, а также красками, используемыми для печати. Важно понимать и учитывать эти различия.
Далее обсудим некоторые проблемы, встречающиеся в процессе воспроизведения цвета на оттиске при печати, а также рассмотрим некоторые наиболее полезные инструменты, разработанные для управления различными «языками» цвета. Наша цель будет достигнута, если в результате можно будет с удовлетворением взглянуть на окончательный напечатанный вариант изображений в своем проекте.
Цветовые пространства
Яблоки красные, небо голубое, а трава зеленая.
Однако существует огромное количество сортов яблок. Цвет неба меняется в зависимости от времени дня, а цвет травы может приближаться к коричневому или желтому в зависимости от времени года, разновидности травы или от того, сухая или дождливая стоит погода. Даже в объектах природы наблюдаются огромные цветовые различия.
Как же в таком случае можно точно передать цвет?
Эти примеры показывают, насколько сложной может быть задача описания цвета в точных универсальных терминах. Ее решением занимаются ученые, посвятившие себя проблеме цвета.
Сканирование, редактирование, вывод изображений на фотопленку, формную пластину и печать на бумаге были бы невозможны без универсальных «языков» цвета, без способа точного описания цвета в стандартизованных цифровых выражениях.
Цветовые пространства (модели описания цвета) являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета.
Независимо от того, что лежит в основе, любая цветовая модель должна удовлетворять трем требованиям:
- цвет в модели должен быть определен стандартным способом, не зависящим от возможностей какого-то конкретного устройства;
- модель должна точно и однозначно определять гамму (диапазон, цветовой охват) задаваемых цветов;
- в модели должно учитываться, что эта гамма определяется особенностями восприятия, пропускания или отражения света.
Существует много различных цветовых моделей, но все они принадлежат к одному из трех типов: психологические (по восприятию), аддитивные (основанные на сложении) и субтрактивные (основанные на вычитании).
При обработке изображений в процессе подготовки к печати имеют дело с тремя цветовыми моделями: CIE Lab — психологическое цветовое пространство, RGB — аддитивное цветовое пространство и CMYK — субтрактивное цветовое пространство. Любое преобразование цвета из одного пространства в другое влечет за собой потерю данных о цвете в изображении.
Аддитивная модель цвета и аддитивный синтез
Цветовая модель RGB является естественным «языком» цвета для электронных устройств ввода изображения, таких как мониторы компьютеров, сканеры и цифровые камеры, в которых воспроизведение цвета основано на излучении или пропускании света, а не на его отражении от подложки при создании изображения.
Цветовая модель RGB называется аддитивной моделью цвета, потому что цвета в ней генерируются суммированием световых потоков. Таким образом, вторичные цвета всегда имеют большую яркость, чем использованные для их получения основные цвета — красный, зеленый и синий, так как энергия отдельных зон спектра суммируется. В модели RGB (как было отмечено) сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной одинаковой интенсивности дает белый цвет. Сумма одинаковых значений красного, зеленого и синего дает нейтральные оттенки серого цвета, причем малые яркости основных цветов дают более темные серые тона, а большие — более светлые.
Однако следует заметить, что цвета, генерированные одним устройством, могут существенно отличаться от цветов, которые воспроизведет другое устройство.
Субтрактивная модель цвета и субтрактивный синтез
Если вычесть один из основных цветов RGB из белого, то получится цвет, дополнительный к красному, зеленому или синему. Если вычесть красный, то зеленый и синий дадут голубой цвет C (cyan); если вычесть зеленый, то красный и синий дадут пурпур — M (magenta), а если вычесть синий, то красный и зеленый дадут желтый цвет Y (yellow). Мы получили модель СМY, три из четырех компонентов модели СМYК, которая является основой полиграфии.
В субтрактивной модели цвета, или, как ее чаще называют, модели СМYК, при смешивании двух или более основных красок дополнительные цвета получаются посредством поглощения одних световых волн спектра белого света и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий; пурпурная краска поглощает зеленый цвет и отражает красный и синий; желтая краска поглощает синий цвет и отражает красный и зеленый.
В аддитивной модели цвета RGB световые потоки суммируются, производя более яркие цвета (в максимуме — белый), а в субтрактивной модели СМYК световые потоки вычитаются, генерируя более темные цвета (в максимуме — черный). Если учесть светонепроницаемость бумаги, которая скорее отражает свет, чем пропускает его, то становится понятно, почему такие яркие цвета в изображении на мониторе становятся темными и унылыми в отпечатанной иллюстрации на оттиске.
Работая при подготовке цветного изображения к печати в модели RGB, следует просмотреть изображения в цветовой модели СМYК, чтобы точно спрогнозировать и откорректировать цвета СМYК (конечно, если это возможно в используемом пакете редактирования изображений).
Однако необходимо учитывать, что среда воспроизведения цвета влияет на воспринимаемый цвет так же, как и модель синтеза цвета. Так, для фотографических диапозитивов и фотоотпечатков, а также для печатания оттисков используются краски с пигментами из СМY, но диапозитивы имеют более широкий динамический диапазон (интервал оптической плотности), потому что свет идет через слой краски (красителя) непосредственно к глазам наблюдающего. При восприятии фотоотпечатков (фотографий) и печатных оттисков свет сначала проходит через слой краски, а затем отражается от бумаги, что существенно уменьшает его интенсивность.
Как связаны между собой модели RGB и CMYK
Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, — по крайней мере в первом приближении. Смесь равных количеств голубого, пурпурного и желтого цветов красок должна давать нейтральные серые тона; при максимальном и одинаковом количестве основных красок в одном участке изображения должен получаться на этом участке изображения черный цвет (дополнительный к белому в цветовой модели RGB).
Однако смесь максимально интенсивных основных цветов СМY дает не черный цвет, а грязно-коричневый, и связано это с наличием примесей в красящих пигментах и печатных красках.
Голубая краска обычно имеет избыток синего, а пурпурная и желтая — избыток красного цвета. В результате серое полутоновое изображение, непосредственно преобразованное из RGB в СМY, после печати на оттиске приобретает красный или пурпурный оттенок.
Для решения этой проблемы при синтезе серого (черного) цвета на оттиске к трем цветным краскам триады добавляют четвертый — черный цвет.
Черный цвет является ключевым цветом (К), который добавляют к голубому, пурпурному и желтому для получения более четких, глубоких черных тонов и оттенков. Отсюда и буква «К» в аббревиатуре СМYК от английского слова «key» — ключ.
Конечно, добавление четвертого, черного, цвета искажает уравнение преобразования RGB в СМYК, усложняя процесс достижения цветового соответствия между RGB и СМYК.
В любом случае, на какие бы ухищрения и уточнения мы ни шли, как бы ни старались и как бы страстно этого ни желали, простого взаимно-однозначного соответствия между этими цветовыми пространствами не существует.
Многие приятные для глаза цвета, которые видны на мониторе, не могут быть воспроизведены красками на оттиске.
Поэтому в ходе преобразования производится автоматический пересчет, позволяющий учесть то обстоятельство, что (опять-таки из-за примесей в красках) для получения нейтрального серого цвета голубая краска должна наноситься на оттиск в большем количестве, чем пурпурная и желтая. Это и есть знаменитый параметр «баланс по серому» в полиграфических технологиях.
Поэтому при преобразовании цифрового изображения из модели RGB в CMYK отмечается сдвиг цвета к голубому. Точное значение сдвига зависит от используемых при печатании триад красок и типа бумаги, а также от технологии печати (листовая, рулонная, по сухому или по сырому, если речь идет об офсетной печати).
Наконец, последняя проблема, которую следует учитывать при преобразовании реального цвета из модели RGB в модель CMYK. Она связана с тем, что цветовое пространство является зависимым от устройства, в котором оно воспроизведено и в котором синтезируется цвет.
Как каждый монитор и сканер воспроизводит цвет RGB немного по-своему, точно так каждый тип цветного принтера, станка для печати пробных оттисков или печатной машины, печатающей тираж издания, воспроизводит цвет, немного отличающийся от других аналогичных устройств, работающих в модели CMYK. Аппаратная зависимость для устройств, работающих на основе моделей RGB и CMYK, отчасти объясняет, почему калибровка и управление цветом столь важны для профессионалов в области полиграфических технологий, работающих с цветными изображениями.
Как мы уже показали, модели RGB и CMYK связаны друг с другом. Однако при каждом переходе из одной модели в другую конвертирование данных сопровождается потерями, так как цветовой охват у двух моделей разный. Снижение этих потерь требует выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем перед работой с цветными изображениями. Калибровать необходимо сканеры (они осуществляют ввод изображения), мониторы (по ним судят о цвете и корректируют его) и выводное устройство (оно создает фотоформы или печатные формы при подготовке издания к печати). Необходима также наладка (калибровка) полиграфического оборудования для процесса печатания — рамы экспонирования, процессора обработки формных пластин и самой печатной машины, выполняющей печатание.
Автотипный синтез цвета
В полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов способами офсетной и высокой печати ввиду растрового построения цветного изображения на оттиске (цветной репродукции) имеет место синтез цветов, содержащий признаки как аддитивного, так и субтрактивного синтезов, и описание цвета на оттиске только одной из моделей (RGB или CMYK) всегда будет неполным.
Автотипный синтез цвета — это такое воспроизведение цвета, при котором цветное полутоновое изображение формируется на оттиске разноцветными растровыми элементами (точками или микро-штрихами) с одинаковой светлотой (насыщенностью) отдельных печатных красок, но различных размеров и форм. При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые — более мелкими.
Рассмотрим более подробно, из каких цветных микроэлементов составлено цветное изображение на оттиске.
На печатном оттиске в создании цветовых оттенков изображения при триадной печати участвуют 17 разноокрашенных растровых элементов: незапечатанная бумага, четыре одинарных (основные цветные печатные краски — желтая Ж, пурпурная П, голубая Г и черная Ч), три бинарных (парных) наложения трехцветных печатных красок (Ж+П, Ж+Г, П+Г), двойные наложения цветная плюс черная (Ж+Ч, П+Ч, Г+Ч), тройные наложения основных печатных красок (цветные и черная (Ж+П+Ч, Ж+Г+Ч, П+Г+Ч, Ж+П+Ч), тройное наложение трех цветных красок триады (Ж+П+Г) и наложение всех четырех красок триады (Ж+П+Г+Ч).
Пуантилизм
Французские художники изобрели в живописи подобный автотипному синтезу художественный прием, назвав его пуантилизмом. Он был изобретен для создания ярких и чистых цветов на полотне. Суть приема состоит в нанесении на холст четких раздельных мазков (в виде точек или мелких прямоугольников) чистых красок в расчете на их оптическое смешение на сетчатке глаза зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сёра на основе теории дополнительных цветов.
Было замечено, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь красок.
Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П.Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж.Сёра, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
Почему в полиграфии для синтеза цвета на оттисках не используют модель синтеза цвета RGB?
Один из наиболее каверзных вопросов для студентов-полиграфистов: почему для синтеза цвета на оттиске не используют RGB, несмотря на явное превосходство охвата и на то, что человеческий глаз воспринимает красный, зеленый и синий как первичные цвета?
Прежде всего, если на оттиске имеются только красная, зеленая и синяя краски, то как получить желтый цвет? А оранжевый?
Наши глаза реагируют на красный, зеленый и синий свет. Краска на бумаге используется только для того, чтобы управлять светом. Пурпурная краска на оттиске, например, используется для управления количеством зеленого света, отражающегося от белой бумаги. Чем больше пурпурной краски на оттиске, тем меньше зеленого света. В то же время пурпурная краска на оттиске мало влияет (или вообще не влияет) на красный или синий свет, пропуская их почти полностью.
Таким образом, каждая краска печатного процесса используется для управления одной из первичных составляющих света. Проблема использования, например, красной краски в печати в том, что она управляет двумя составляющими. Красная краска поглощает как синий, так и зеленый свет. Ее использование сделало бы невозможным воспроизведение цветов, образующихся при отсутствии одной составляющей. Мы видим, например, желтый цвет, когда от бумаги оттиска отражается красный и зеленый свет.
Короче говоря, ответ таков: для синтеза цвета на оттиске используют голубую, пурпурную и желтую краски, поскольку с их помощью можно получить красный, зеленый и синий цвета, тогда как с помощью красной, зеленой и синей красок нельзя получить голубой, пурпурный или желтый цвет.
Цветные оригиналы, применяемые в полиграфии
Качество любого издания во многом зависит от используемых оригиналов. Цветные оригиналы — это плоские цветные изображения (фотографии, рисунки, слайды, графика, в том числе и компьютерная). Цветные изображения играют особую роль в структуре любого издания, особенно в изданиях, несущих, кроме информационной и эстетической, также и эмоциональную нагрузку, например в рекламных и политических изданиях.
Процесс цветного репродуцирования в полиграфии состоит из трех стадий:
- считывание с оригинала информации о цвете каждого микроэлемента изображения и ее представление в виде трех величин, соответствующих пропускаемым (отражаемым) световым потокам в трех зонах видимого спектра — красной, зеленой и синей. Эта стадия называется аналитической (на сегодняшнем этапе развития технологии — оцифровывание изображения);
- преобразование изображения в форму, пригодную для последующего воспроизведения на оттиске. Эта стадия включает в себя преобразование цветовых пространств (из RGB в CMYK или иную модель цветового пространства), отображение цветового пространства оригинала в пространство оттиска с градационным и цветовым преобразованием, обеспечивающим психологически точное воспроизведение цвета. Эта стадия носит название градационной и цветовой коррекции и преобразования изображения. К ней относят и регистрацию (запись) выделенных составляющих (цветоделенных изображений). Запись производится на фотографическом материале, на магнитных носителях, на формных пластинах или на формных цилиндрах (в глубокой печати, при цифровой печати, в DI-технологии). Сюда же относятся необходимые технологические преобразования: растрирование, коррекция нелинейности устройства записи и т.д. Эта стадия носит название переходной, или стадии изготовления печатных форм;
- собственно воспроизведение изображения на материальном носителе (бумаге, пластике и пр.) и получение оттиска (репродукции). На этой стадии производится наложение и совмещение цветоделенных изображений, окрашенных в соответствующие цвета, и формирование цветного изображения на оттиске. Эта стадия — синтез цветного изображения на оттиске — и есть собственно печать.
Принципы синтеза цвета
Цветовоспроизведение в полиграфии основано на общих принципах синтеза цвета.
Если на человеческий глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Смешение окрашенных световых потоков дает поток нового цвета. Смесь красок также имеет иной цвет. Такой эффект получения нового цвета получил название «синтез цвета».
Законы синтеза цвета, которые сформулировал Г.Грассман в 1853 году, являются базой научной теории о синтезе цвета. Эти три закона определены как:
- закон трехмерности: любой цвет однозначно выражается тремя цветами, если они линейно независимы (линейная независимость заключается в том, что нельзя получить никакой из указанных трех цветов сложением двух остальных);
- закон непрерывности: при непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно (не существует такого цвета, к которому невозможно было бы подобрать бесконечно близкий);
- закон аддитивности: цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава. Все три закона наглядно проявляются в процессе синтеза цветных полутоновых изображений на оттиске.
Как было отмечено, трехкомпонентная теория зрения является теоретической базой цветного синтеза при многокрасочном репродуцировании цветных оригиналов средствами полиграфической технологии, где используют триаду цветных красок — желтая, пурпурная и голубая. Применение четвертой краски не противоречит принципу трехкрасочного воспроизведения цветов, так как черную краску теоретически и практически можно рассматривать как смесь трех цветных красок. Черная краска одновременно заменяет три цветные и вместе с тем увеличивает общее количество красок, наносимое за один прогон в печатной машине.
Точность воспроизведения оригинала на печатном оттиске
Цель полиграфического репродуцирования состоит в возможно более точном воспроизведении изображения оригинала на оттиске.
К сожалению, как мы вынуждены снова отметить, полностью идентичное воспроизведение полутоновых, в особенности цветных, изображений оригинала на оттиске практически недостижимо. В наиболее распространенном случае, когда оригинал представляет собой фотографическое полутоновое изображение на фотопленке (слайд), идентичное его воспроизведение на оттиске невозможно по следующим причинам, имеющим фундаментальный характер:
- оттиск изготавливается на иной подложке, нежели оригинал. Оттиск печатают, как правило, на бумаге, а оригинал может быть изготовлен на фотобумаге, фотопленке или на бумаге для рисования. Вследствие этого на свободных от красящего вещества участках изображения появляются различия в белизне, глянцевости и гладкости (шероховатости) поверхности подложки;
- оттиск изготавливается с использованием различных видов печатных красок. Изготовление оригинала имеет свои технологические и технические особенности с применением различных материалов. Например, изготовление фотоизображения и рисованного оригинала — это разные технологии, а следовательно, и разные материалы. Спектральные характеристики печатных красок, фотоматериалов и художественных красок разные. Следовательно, и цветовой охват разный, и визуально они будут восприниматься по-разному при смене освещения;
- оттиск всегда имеет растровую структуру, в то время как оригинал имеет, как правило, непрерывную структуру полутона и контура. Следует, однако, заметить, что растровая структура не всегда сказывается отрицательно на точности воспроизведения тона и цвета, но существенно влияет на передачу тонких линий контуров и мелких деталей полутонового изображения;
- оттиск обычно имеет другой масштаб, нежели оригинал. Изменение масштаба влечет за собой соответствующие изменения в восприятии светлоты и насыщенности цвета. Это можно компенсировать только опытным путем, меняя градационную кривую репродуцирования. Однако точные закономерности такой компенсации при полиграфическом воспроизведении изображения неизвестны;
- оттиск, как правило, изготавливается на бумаге и картоне. Слайды изготавливают на прозрачной пленке. Восприятие изображения оригинала проводится в проходящем свете, а оттиска — в отраженном свете. Разные виды освещения, понятно, оказывают влияние на точность оценки оттиска при сравнении с оригиналом;
- интервал оптической плотности оттиска меньше по сравнению с интервалом оптической плотности оригинала. Интервал оптической плотности (dmax – dmin) слайда редко бывает ниже 2,50 d. Фотографии характеризуются интервалом, в большинстве случаев, не менее 2,00 d. Интервал оттиска не превышает 1,85 d.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать следующий очень существенный вывод: расхождения между изображениями на оригинале и оттиске практически неизбежны.
Точность воспроизведения цвета на оттиске
Для цветных изображений советский ученый Н.Д.Нюберг (в работе «Цветная фотомеханическая репродукция», ГИДП, Москва — Ленинград, 1941 г.) предложил использовать три уровня точности воспроизведения цвета на оттиске: физический, физиологический и психологический.
Физическая точность воспроизведения цвета на оттиске не может быть реализована в полиграфии, так как спектральные характеристики печатных красок существенно отличаются от спектральных характеристик красителей оригиналов.
Физиологическая точность воспроизведения цвета на оттиске, или, согласно позже принятой терминологии, колориметрическая точность — это когда цвета, созданные красителями с разными спектральными характеристиками, визуально воспринимаются одинаково при постоянной спектральной характеристике освещения. При изменении спектральной характеристики освещения цвета становятся визуально различимыми. Здесь следует обратить внимание на то, что физиологическая точность возможна только при условии, что цветовой охват изображения оригинала не выходит за пределы цветового охвата применяемых при печатании оттиска красок и бумаги. Так как изображение оригинала и оттиска оценивают в одинаковых условиях освещения, то соответствие возможно при условии полного перекрывания цветового охвата оригинала охватом оттиска. В случае когда цветовой охват оригинала выходит за пределы цветового охвата бумаги и печатных красок (частичное перекрывание), физиологическая точность невозможна. И тогда воспроизведение цвета на оттиске можно оценивать только в рамках психологической точности.
Рассмотрим понятие психологической точности воспроизведения цвета на оттиске на примерах. Возьмем цветное изображение, напечатанное на белой бумаге офсетным способом. На изображении есть большие незапечатанные участки бумаги и участки, запечатанные насыщенными красками, например, красные помидоры, зеленая трава, голубое небо. Это изображение можно рассматривать в самых различных условиях: при солнечном дневном освещении, вечером при освещении лампы накаливания, керосиновой лампы, свечей или луны. Общеизвестно, что солнечный свет — белый, лампы накаливания — желтый, свечей — оранжевый. При всех видах освещения белые поля бумаги остаются для глаза белыми, помидоры — красными, трава — зеленой, небо — голубым. Хотя все понимают, что на самом деле по спектру это не так. Мозг вносит свои коррективы в соответствии с жизненным опытом. Только при лунном свете изображение будет намного контрастнее и иметь металлический оттенок. Человек — дневное существо, и особенности нашего ночного зрения не может скорректировать даже мозг. Общеизвестно, что ночью все кошки черные и все помидоры спелые.
Вот таковы рамки психологической точности воспроизведения цвета на оттиске.
Спектральные характеристики цвета изображения оригинала и оттиска могут быть разные. Даже если некоторые оттенки цвета на оттиске отсутствуют, мозг все равно внесет соответствующие изменения в восприятии при условии, что сохранены соотношения (цветовой контраст) между отдельными оттенками цвета.
Среди нас живут около 6% дальтоников, но многие из них даже не подозревают, что не различают цветовой контраст между некоторыми оттенками цвета. Для них цветные изображения — такие же цветные, как и для всех остальных. И если снова вернуться к оценке изображения на оттиске, то следует заметить, что психологической точности воспроизведения вполне достаточно.
Необходимо также учесть, что очень редко оттиск и оригинал рассматривают вместе и сравнивают между собой. Сравнение оттиска с оригиналом, как правило, происходит на бессознательном уровне. Поэтому самые большие сложности возникают с памятными цветами, например такими, как цвет лимона, апельсина, сирени, неба, травы, особенно же с телесными цветами. Для них любой посторонний оттенок резко заметен и психологически неприемлем. Поэтому очень неприятно, когда лицо на оттиске имеет синий или явно выраженный розовый оттенок.
Итак, подведем черту
В полиграфии психологическая точность воспроизведения цвета на оттиске является определяющей и решающей при визуальной оценке качества цветного изображения оттиска как при наличии, так и при отсутствии оригинала.
Следовательно, психологически точное воспроизведение цветного изображения оригинала на оттиске можно считать необходимым и достаточным условием, предъявляемым к печатной продукции.
И, как завершение наших рассуждений, выделим основную задачу, которую решают полиграфические технологии: высококачественная печать цветных изображений, максимально приближенных по воспроизведению цвета к оригиналу. Совершенству нет предела, особенно когда речь идет о предмете, связанном с восприятием цвета.