КомпьюАрт

11 - 2002

Системы автоматизации и управления в издательстве и полиграфии

 

Системы организации коллективной работы

Программы решения частных задач

Пакеты публикации в Интернете

Системы постановки рекламы

Решения для публикации баз данных

Системы решения технических задач

Промышленные решения

Комплексные системы и отечественные разработки

Система управления качеством на современном полиграфическом производстве

Технологии workflow в издательстве и полиграфии

Развитие современных российских издательств, типографий, препрессбюро и рекламных агентств достигло того уровня, когда одним из решающих преимуществ в конкурентной борьбе становится внедрение комплексной системы управления. КомпьюАрт неоднократно рассказывал о лучших решениях для управления и автоматизации. Данный обзор представляет собой своего рода табель о рангах, включающую иностранные и немногочисленные, но перспективные российские разработки.

Системы управления издательскими и полиграфическими предприятиями призваны сократить издержки производства — временные и финансовые, облегчить управление бизнеспроцессами, включая взаимодействие с клиентами, препресс и типографией, автоматизировать деятельность отделов и управление потоком работ. Но различных систем существует великое множество. Их больше, чем профессиональных пакетов верстки и редактирования векторной и растровой графики вместе взятых. В данном обзоре предпринята попытка их классификации.

Подавляющее большинство систем управления издательством в качестве пакета верстки используют уже давно ставшую стандартом программу QuarkXPress. Отдельные системы, например Miramo (от 9875 долл.)работают с FrameMaker, а в последнее время — с InDesign. Экзотические пакеты верстки мы рассматривать не будем, хотя некоторые системы работают и с ними. Среди систем управления издательством можно выделить следующие типы решений.

Системы организации коллективной работы

Системы этого наиболее распространенного типа представляют собой средства, которые логично организуют работу больших редакций, как правило, ежедневных или еженедельных изданий, позволяя оптимизировать взаимодействие журналистов, редакторов и отдела верстки. В этом их основное предназначение – организация работы в коллективе с разграничением прав доступа к документам. Автоматизация в число приоритетов подобных систем не входит.

Наиболее известные представители этого типа – QPS, BaseView и, например, закрытый Adobe проект InScope на базе сервера WebDaV, идеологию которого продолжают развивать SoftCare – в своей системе K4; ManEd c дополнением TruEdit, обеспечивающим совместную работу InDesign и InCopy; Woodwing c практически аналогичным решением SmartConnection и ряд других компаний, например Jeberien Consulting GmbH с решением InCopyBridge.

Системы управления взаимоотношениями с клиентами

Это относительно недавно появившиеся CRMcистемы. Ориентированные на производственные и торговые компании, они, тем не менее, довольно агрессивно выходят на полиграфический рынок. Но специфические требования издательского и полиграфического рынков подчас ставят перед поставщиками подобных решений для бизнеса задачи, которые оказываются им не по силам. Многообещающими инициативами в этой области можно назвать Delano от Agfa и MetaDimenision от Heidelberg.

В начало В начало

Программы решения частных задач

Эти программы решают задачи организации приема рекламы, учета материалов или ведения бухучета и т.д. Основные их недостатки — невозможность или сложность интеграции в комплексную систему автоматизации издательства или типографии. Подобных программ существует множество, поэтому перечислять их сейчас не имеет смысла.

В начало В начало

Пакеты публикации в Интернете

Отдельную группу составляют неоправданно дорогие пакеты публикации в Интернете и системы управления порталом. Часто «интернетчики» не слишком вникают в специфику издателей и полиграфистов, предлагая аналоги распространенных решений сайтов.

Масса аналитиков подтверждает, что тема Интернета «перегрета». Да и любому здравомыслящему руководителю это понятно. И кризис доткомов это только подтвердил. Интернет – средство получения и предоставления информации, но не денег. Представительство в Интернете безусловно необходимо, но не ждите, что оно принесет вам деньги. Из серьезных решений для перевода публикаций в Сеть отмечу решения Easypress Technologies.

В начало В начало

Системы постановки рекламы

Следующий тип решений – планирование заполнения номера рекламой. Примером могут служить пакеты Copan, Proteus nth degree и системы от Managing Editor. Пакетом верстки является, как правило, QuarkXPress или InDesign (другие для производства периодики во всем мире применяются гораздо реже). Если ваше издательство до сих пор работает в PageMaker, стоит в ближайшее время подумать о переходе на другой пакет верстки, например, на QuarkXPress, в котором верстается 80% изданий во всем мире, или на перспективный InDesign, наполовину сделанный с QuarkXPress.

Слабое звено систем управления рекламой – связь с базами данных и настройка под требования заказчика. Так, русская редакция Vogue довольно низко оценивает эффективность Proteus, а решения Managing Editor рынком пока практически не востребованы. Самодельные системы с кривым интерфейсом, написанные только потому, что рекламная тема сейчас актуальна, упоминания не заслуживают. Интересным решением представляется Copan от немецкой компании CoDeSco, демонстрировавшийся на последней выставке Ifra в Барселоне, но стоимость, превышающая 100 тыс. долл., и отсутствие локализации — довольно серьезные препятствия для распространения этой системы. Как и многие другие поставщики подобных систем, CoDeSco также не готова провести демонстрацию пакета у вас в офисе и не предоставляет его демоверсию.

В начало В начало

Решения для публикации баз данных

Достаточно широко представленный тип решений, среди представителей которого– CatalogGenie, DataForm, Xactuell или, например, Genesis. Одни из этих программ требуют более существенной работы по установке связей с базой данных, другие – менее. Все подобные решения объединяет одна цель – публикация базы данных и последующее обновление публикации, что само по себе неплохо, но недостаточно. Комплексная автоматизация издательства предусматривает решение с более широким кругом задач.

В начало В начало

Системы решения технических задач

К таким системам относятся пакеты каталогизации и автоматической обработки изображений. В качестве примера можно упомянуть MediaGrid, MediaFactory и MediaServer от Software Construction Company или Adobe Grapics Server (ранее AlterCast).

Стоимость последнего 7500 долл. за CPU плюс 20% ежегодных отчислений или 15,000 долл. за лицензию на ограниченное количество пользователей.

К этому же классу можно отнести препресссистемы Agfa Apogee, Сreo Prinergy, Scitex Brisque, решения ScenicSoft, EskoGraphics, ArtworkSystems, EnFocus, а также решения для допечатной подготовки и управления потоком работ, например интересные решения MarkzWare, основанные на технологии MarkzOne – MarkzScout и MarkzNet.

В начало В начало

Промышленные решения

К этому классу решений относят комплекс систем производства Quark: QPS, DMS, DDS и eStage или, например, системы производства Pongrass, уже упоминавшейся BaseView. Последний продукт разработан только для Mac. Австралийский Pongrass интересен, но до демонстрации системы дело дойдет, вероятнее всего, только когда вы остановитесь именно на нем. Остается Atex. Неоправданно высокая стоимость решений этой американской компании и политика экспансии года два назад привели к некоторому застою. Сейчас, после вливания свежей крови австралийского разработчика CyberGraphics, можно рассчитывать на оживление деятельности. Переименованная в Atex Media Command, компания представляет ряд новых решений, все таких же дорогих, но более разнообразных.

Еще один любопытный пример – система PPI от Pape + Partner Media GmbH.

В начало В начало

Комплексные системы и отечественные разработки

Свои издательские системы есть во многих странах. Мы не можем перечислить их все — список получился бы слишком длинным, приведем лишь примеры: в Германии – это K4, в Англии Genesis, в Швеции – SCOOP, во Франции – PageMakeUp, в Италии TERA Digital Publishing, в Дании – SAXoPRESS, в Бразилии – SoftData, в Индии – NewsPro, в Китае – FIT. Каждая из систем стремится учитывать особенности национальных издательств.

В России до недавнего времени все ограничивалось поставками неприспособленных к отечественным условиям систем, решающих частные задачи, либо самостоятельными и заказными разработками, либо самописными решениями, которые, по меткому замечанию критиков, работают лишь в присутствии автора. Ситуация изменилась около полутора лет назад, когда, после ряда успешных внедрений, в Петербурге была выпушена первая в России коммерческая версия комплексной системы автоматизации издательства (см. www.compuart.ru/Article.asp?id=1140). Вторая генерация системы представлена на сайте www.tiff.ru. Система, разработанная специалистами по издательской деятельности, учитывает специфику российских СМИ и автоматизирует все ключевые процессы в издательстве: управление, взаимоотношения с клиентами, прием и постановку рекламы, финансовый контроль, верстку, создание Интернетверсии и многое другое. Необходимые модули дорабатываются под заказчика. Система работает на любой платформе, поддерживающей Java, – Windows, Mac OS, в качестве бесплатного варианта могут быть использованы UNIXплатформы. Автоматическая верстка осуществляется в профессиональных пакетах верстки – QuarkXPress, InDesign, PageMaker, FrameMaker и др.

Проблемы управления и автоматизации издательства не ограничиваются необходимостью внедрения той или иной системы и требуют оптимизации бизнеспроцессов, чему, без сомнения, внедрение системы способствует. Некоторые общие понятия организации бизнеспроцессов в издательстве рассмотрены во врезке «Технологии Workflow в издательстве и полиграфии».

Автор и редакция приглашают всех к дискуссии по вопросам оптимизации издательской деятельности — пишите по адресу as@ru.ru.

Продолжение следует.

КомпьюАрт 11'2002

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства