КомпьюАрт

12 - 2003

Дизайн открыток: в ожидании праздника

Алексей Вендин

Термины, применяемые в современной филокартии (коллекционировании художественных открыток)

Они помогают нам объясниться в любви, выразить уважение, пожелать всех благ и удачи. В наш электронный век они несут в себе частичку человеческого тепла, поднимая нам настроение. И всё это — открытки.

До середины XIX века открытки изготавливались вручную, и на это затрачивалось немало усилий. Художники старались, чтобы все экземпляры той или иной открытки не имели различий, кропотливо повторяя орнамент или раскрашивая картинки. Это побудило издателей искать иные способы изготовления открыток, и на свет появились совершенно неожиданные вариации с использованием птичьих перьев, волос, засушенных цветов, кожи, бисера, резины, бархата, шелка и других материалов. Такие карточки воспринимались уже не просто как послания, а как настоящие произведения искусства. Часто в оформлении открыток того времени использовались шелк, высечка; при этом материалы диктовали условия доставки послания адресату. Естественно, такую открытку нельзя было пересылать по почте — она вручалась адресату непосредственно в руки.

Первые почтовые карточки, которые впоследствии стали называться открытками, были выпущены в Вене 1 октября 1869 года, а в 1898 году Община св. Евгении к Рождеству и Пасхе выпустила первые иллюстрированные открытки. Увлечение красочными карточками охватило всю Европу и продолжалось двадцать лет: с 1898-го по 1918 год. Это был пик популярности открыток.

За долгие годы существования предназначение и внешний вид открытки неоднократно менялись. Так что же такое открытка и от чего зависят многочисленные варианты ее исполнения?

Открытка — это почтовая карточка для открытого письма, и с ряда европейских языков это слово переводится именно как «почтовая карточка». Однако задолго до Всеобщей почтовой конвенции 1878 года в Европе существовал обычай поздравлять близких людей при помощи поздравительных карточек (greeting cards).

Впрессованный шелк, простенький сюжет с голубем и изящная высечка составляют необычайное очарование старых поздравительных карточек. Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками с высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предполагался. Красота карточки была заменой всем подобающим случаю словам.

Современная открытка — более причудливая, более активная по сравнению с ее предшественницами в прошлом и позапрошлом веках. Сегодня открытке в полиграфическом исполнении приходится конкурировать с виртуальным поздравлением, которое может быть и анимационным. Полиграфическая поздравительная карточка должна быть уникальной и нести заряд положительной энергии. Это зависит от идеи, текста, рисунка и обязательно от необычной послепечатной отделки.

Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяет создавать настоящие шедевры издательского искусства.

 

Сегодня в открыточном бизнесе можно выделить несколько крупных направлений: поздравительные карточки, приглашения, бизнес-открытки и некоторые другие. Но лидируют все же поздравительные открытки. В продукции российских открыточных компаний можно найти открытки, посвященные практически всем популярным в России праздникам. Кроме того, существует широкий спектр открыток, отражающих множество радостных событий в жизни человека, а также передающих разнообразные человеческие взаимоотношения.

Поздравительная открытка

Создатели поздравительных открыток учитывают традиции и эстетическое восприятие, в открытках присутствует чувство юмора, а также все, что можно выразить через композицию, сочетание цветов, образы, шрифты, текст.

В оформлении таких карточек применяются новейшие технологии и методы. Например, холдинг «Арт и Дизайн» выпустил на российский рынок поздравления, в отделке которых использовались цветная голографическая фольга и помпоны, а недавно представил новую линию поздравлений, где главным украшением стали выразительные «капельки» из стекла. Эти открытки изготавливаются по лицензии английской компании Paper Rose, широко известной благодаря ее креативным идеям и инновационным технологиям.

Многие российские компании используют в оформлении открыток привычные материалы, однако это не лишает их изделия оригинальности. Например, приглашения на свадьбу выполняются с применением золочения, серебрения, тиснения и др. Они печатаются на металлизированной бумаге, в их производстве используется пергамент и материалы, которые употребляли еще в XIX веке, — бусинки, ленточки, шнурочки, бархат, засушенные цветы и пр.

Для изготовления современной открытки — как поздравительной, так и корпоративной  — часто используется эксклюзивная дизайнерская бумага.

Большое внимание уделяется сейчас форме открыток. И если высечка современными издателями почти не используется, то вырубка присутствует в дизайне едва ли не каждой второй открытки. Это помогает выпускать карточки необычной формы, тем более что спрос на оригинальную продукцию с каждым годом растет.

 

 

Конечно, современная поздравительная карточка требует в первую очередь применения самых передовых технологий, но и здесь без ручного труда не обойтись. Сложные конструктивные открытки, выполненные с использованием полноцветной печати, УФ-лакирования, трафаретной печати, конгревного тиснения, фигурной высокоточной вырубки, тиснения фольгой, фальцовки, склейки и др., в итоге собираются человеческими руками.

В зависимости от категории, которых существует великое множество, издатели применяют те или иные формы, материалы, технологии. Имеет значение всё: возраст и пол адресата, тематика.

Наибольшей популярностью у заказчиков и покупателей пользуются открытки с фотографиями цветов. Но самыми модными, пожалуй, можно назвать карточки для молодежи, выпускаемые малыми тиражами. Они отличаются особым, дизайном, нестандартной графикой.

Здесь уместно будет заметить, что, хотя открытки сами по себе и служат приятным знаком внимания, поздравление придется по вкусу еще больше, если вы потрудитесь сделать маленькую приписку от руки. Отпечатанное стандартное послание, каким бы прелестным оно ни казалось, не может, тем не менее, заменить теплого слова, идущего от сердца.

Другое дело — виртуальные открытки, а также flash-открытки, которые являются оригинальным интерактивным подарком любимым, друзьям и просто виртуальным знакомым. В Интернете можно найти поздравления с 1 мая, 8 Марта, Днем св. Валентина, Татьяниным днем, с Новым годом и великое множество других.

И все же полиграфическая открытка занимает приоритетное место в современной жизни. Ведь как здорово получать цветные приветы со всего мира! Тем более что разнообразные сюжеты позволяют выбрать карточку на любой случай жизни. Рождественские, пасхальные открытки, карточки с детьми, с животными, с цветами, видовые открытки (города, мосты, водопады, стадионы, дворцы, храмы и т.д.), транспорт, спорт, военные сцены, карикатуры на открытках, изобразительное искусство — всего не перечислить!

Рекламная открытка

Еще в дореволюционной России производители вкладывали в коробки со своей продукцией открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, например «Вальс-монпансье» фаб­рики «Эйнем».

Особенно преуспело в подобном методе рекламы московское «Товарищество А.И.Абрикосова сыновей», ныне именующееся «Кондитерским концерном ”Бабаевский”».

Рекламные карточки «Товарищества» выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и с использованием небумажных материалов, в частности шелка. Покупатель хранил такие карточки даже после того, как продукт был давно съеден. Разве можно было выбросить такую красоту? А хранить оригинальную рекламу фабрики — значит всегда помнить об изделии и покупать новые продукты этого производителя.

Традиция отмечать свою продукцию своеобразной визитной карточкой вернулась, и сегодня на карточках-календарях «Бабаевского» — опять нарядно одетые детишки.

В самом деле, детские образы всегда были наиболее востребованными в рекламе. Ведь кто, как не дети, — традиционные потребители всяких сладостей, соков, игрушек?

Корпоративная открытка, бизнес-открытка

В наше время бизнес-открытки стали необходимым элементом деловой-культуры. Поздравительная открытка компании должна быть запоминающейся, нестандартной, с оригинальным дизайном, соответствующей стилю фирмы-отправителя. Такая открытка  — верный помощник в построении отношений с возможными деловыми партнерами, она может успешно заменить очередной рекламный буклет, а рассылка сотрудникам поздравительных открыток и приглашений на корпоративные мероприятия создаст дружественную обстановку в офисе.

Стиль может быть деловым или юмористическим, но неизменно это будет открытка высочайшего качества, неповторимого дизайна, эксклюзивного исполнения. По заказам компаний часто разрабатываются так называемые универсальные открытки, выполненные в корпоративном стиле, внутрь которых вкладываются вставки из кальки с поздравлениями по тому или иному случаю.

Бизнес-приглашения — легкий, но действенный способ создания новых или поддержания устоявшихся деловых отношений. Получение открытки с приглашением на выставку или презентацию — это не просто формальный жест. Такая карточка служит выражением искренней заинтересованности в сотрудничестве.

Для изготовления бизнес-приглашений издатели используют фактурный картон, фольгу, бронзу, конгрев, золочение и т.п.; при этом предпочитают работать только с высококачественными расходными материалами производства Германии, Швейцарии, Великобритании и других стран.

Открытка снова, как и полтора века назад, стала символом вежливости и открытости, позитивного взгляда на мир. Открытка сегодня — это современная форма общения, знак дружбы, выражение симпатии и вежливости в нашем обществе, где нет времени на визиты.

КомпьюАрт 12'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства