Cоветские художники-плакатисты
В последнее время дизайнеры все чаще используют в своих работах эстетику различных периодов истории Советского государства, черпая вдохновение в том числе из послереволюционных плакатов. Художников, которые в свое время создавали эти плакаты, сегодня можно назвать графическими дизайнерами, хотя тогда подобного термина еще не было.
Дмитрий Моор
Заслуженный деятель искусств РСФСР, художник Дмитрий Стахиевич Моор (настоящая фамилия Орлов) оставил след в истории советского искусства как один из самых ярких и плодовитых авторов агитационно-пропагандистских работ. Его кисти принадлежит более 150 картин и плакатов, в частности знаменитый плакат «Ты записался добровольцем».
Дмитрий Орлов родился в 1883 году в Новочеркасске. Художественного образования он не получил, но периодически посещал школу-студию П.И.Келина. Свою учебу Орлов совмещал с работой в типографии, где будущий художник-плакатист освоил основы полиграфического производства. Это помогло Моору уже в самом начале творческого пути очень точно сочетать свой художественный талант со спецификой полиграфического дела.
В журнале «Будильник» Орлов рисовал острые политические карикатуры. Его работы того периода можно смело отнести к одним из самых прогрессивных в сатирической графике. Благодаря Орлову это издание превосходило даже известный знаменитый альманах «Сатирикон» по яркости политической сатиры. Именно в это время художник взял себе псевдоним Моор по имени Карла Моора, главного героя драмы Фридриха Шиллера «Разбойники». Этот образ как нельзя лучше олицетворял творческий пыл художника. Помимо «Будильника» Моор также сотрудничал со многими другими периодическими изданиями, в том числе с газетой «Правда», журналами «Безбожник у станка», «Крокодил» и т.п.
Во время гражданской войны Моор сменил сферу деятельности отошел от жанра карикатуры и занялся политическими плакатами, став одним из первых художников, направивших свое творчество на службу Советской власти. Создаваемые Моором плакаты занимали в революционной пропаганде и агитации немаловажное место, являясь действенным инструментом влияния на настроения народа. В работах Моора типичная для того времени графика тяжелая, контрастная и намеренно лишенная всякого изящества приобрела новый динамизм и яркость, чтобы доносить до сознания всех и каждого четко сформулированные визуальные послания.
И хотя концепция построения плаката с изображением ключевой фигуры, обращающейся к зрителям с агитационным призывом, была придумана не Моором, он внес сюда свои коррективы. Так, художник исключил персонификацию главного персонажа, превратив его в абстрактного персонажа, олицетворяющего собой общие идеи и побуждения народа. Истолковать сюжетную линию плакатов Моора как-то иначе, чем это было изначально задумано, невозможно: визуальные послания сформулированы очень четко и ясно. Все его работы несут в себе заряд решимости, непоколебимой воли и уверенности в победе. Такого яркого образного эффекта художник достигал за счет невероятно точно сбалансированных элементов плаката. Четкие, хорошо выделенные контуры, придающие плакату ощущение стабильности; яркие, контрастные цвета; эмоционально слаженный фон; твердые, устойчивые шрифты вот главные составляющие всех работ художника, на которых и основывается смысловое наполнение плакатов. Как и в большинстве плакатов советского периода, в работах Моора ключевую роль играл ярко-красный цвет, придающий плакатам напряженность. А поскольку этот цвет является символом революции, его использование эффективно связывает само визуальное послание с идеями, стоящими за ним.
В отличие от карикатур, в плакатах Моора не было ни малейшего намека на сатиру или юмор. Герои всех его плакатов отличались суровыми, жесткими выражениями лиц, а постановка фигур была динамичной и словно призывала зрителя к немедленным действиям. Его работы буквально пропитаны героизмом, патриотическим пылом, ненавистью к врагам.
Одна из самых известных работ Моора плакат «Помоги», созданный художником в 1921 году. В отличие от ярких, напористых революционных плакатов Моора, эта работа впечатляет своей пронзительной скорбью. Плакат призывает оказать помощь голодающим Поволжья, и это не приказ, а мольба. Об этом свидетельствует и отсутствие восклицательного знака в слове «Помоги», и исполненная отчаяния и горя фигура крайне изможденного старика. В этой работе Моор отошел от столь любимого им насыщенного красного цвета и выполнил плакат в черно-белой гамме, что не только не убавило эффективности воздействия, но, наоборот, добавило выразительности и драматизма. Но больше всего плакат «Помоги» поражает своей символикой: видимая простота (черный фон и белая фигура старика с воздетыми к небу руками) подчеркивает все ужасы голода, а тонкий белый колосок пшеницы будто пронзает черноту фона как немая мольба о помощи. Выбранный художником шрифт также сильно отличается от тех, которые он использовал в революционных плакатах: здесь шрифт не устойчивый и четкий, а напротив шаткий, нервный, словно просящий о помощи.
Кроме занятий творчеством, Моор на протяжении десяти лет преподавал в Московском полиграфическом институте и в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), а после в Художественном институте им. В.И.Сурикова. Среди его учеников было немало известных иллюстраторов и художников-плакатистов, в том числе известные мастера плаката Кукрыниксы, речь о которых пойдет ниже.
В своей книге, изданной уже после смерти художника (автобиографический отчет «Я большевик!»), Моор писал, что художник-плакатист должен не только виртуозно владеть своим ремеслом, но и отчетливо представлять особенности ситуации, в которой будут восприниматься его работы. В этом заявлении суть плакатов Моора, которые не только были хороши сами по себе в качестве талантливых графических работ, но и оказывали сильнейшее психологическое воздействие на зрителей.
Кукрыниксы
Кукрыниксы псевдоним творческого коллектива художников, созданный по первым слогам их фамилий: Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова, Николая Александровича Соколова, которые прославились на весь мир своими работами в жанре политической сатиры. Четверть века Кукрыниксы проработали вместе, создавая карикатуры, плакаты и иллюстрации. Художественному мастерству Кукрыниксы обучались в московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, а как коллектив сформировались в 1924 году тогда они создали свою первую совместную карикатуру для студенческой стенгазеты. Впервые работы Кукрыниксов были опубликованы спустя два года в журнале «Комсомолия».
В начале своей творческой карьеры Кукрыниксы больше всего внимания уделяли карикатурным иллюстрациям на литературные темы. Позднее, создавая карикатуры для периодических изданий (газета «Правда», журнал «Крокодил» и т.д.), Кукрыниксы стремились к точной передаче мыслей тех журналистов, к чьим статьям они создавали иллюстрации. В тот период у коллектива выработался особый фирменный стиль: их карикатуры отличались необычайной саркастичностью, смелостью, язвительным характером, острым и иногда злым юмором. Создаваемые ими образы зачастую были неожиданными и всегда невероятно убедительными.
За свои политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР в 1942 году и Ленинской премии в 1965-м. Однако политическими карикатурами сфера творческой деятельности Кукрыниксов не ограничивается им принадлежит большое количество литературных иллюстраций, в том числе к произведениям Чехова, Салтыкова-Щедрина, Горького, Сервантеса, Ильфа и Петрова.
Владимир Лебедев
Творческий диапазон народного художника РСФСР Владимира Васильевича Лебедева весьма широк: кроме политических плакатов, он создавал иллюстрации к литературным произведениям, в частности к детским книжкам, а также занимался живописью и графикой.
Художественное образование Лебедев получил в Петербурге в Академии художеств, а также посещал школу рисования, живописи и скульптуры М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, совмещая учебу с работой в мастерской известного художника-баталиста Ф.А.Рубо.
Плакаты Лебедева отличает оригинальный стиль, и их невозможно спутать с работами других художников. Этот стиль имитирует цветной коллаж в манере кубизма. Минимальная детализация, яркие, контрастные цвета и четкие геометрические фигуры делали плакаты художника оригинальными и в то же время очень информативными. Лебедев был мастером сочетания типографики и изобразительных элементов плаката.
Одной из самых известных его работ стал плакат «Работать надо, винтовка рядом». В этом плакате доминирует не красный, свойственный работам того периода, а желтый цвет. На плакате изображен рабочий с пилой, а винтовка, словно молния, пересекает изображение, причем сама фигура рабочего похожа на ладно сбитый деревянный предмет. За счет диагонально ориентированного основного элемента изображения, контрастных черных линий и нестандартного подхода этот плакат выглядит очень эффективным пропагандистским инструментом и одновременно предстает перед нами как настоящее произведение искусства. В этой работе Лебедев использовал еще один интересный прием он совместил надпись с графическим элементом изображения, объединив таким образом композицию в единое целое.