КомпьюАрт

5 - 2000

Великолепный цвет

Мир идеального цвета

Как его получить?

Печать на бумаге

Оборотная сторона медали

Теория хаоса

  Photoshop для печати

  Управление цветом в QuarkXPress

  Illustrator

  Dreamweaver и иже с ним

  Photoshop для Web

  Internet — случай особый

Наша индустрия неуклонно движется в сторону универсальной системы управления цветом. Но чем может быть полезен для нас ICC? Сегодня мы разъясним вам теорию и дадим несколько практических советов, относящихся к основным дизайнерским пакетам…

Как объяснить слепому, что такое цвет? Эта головоломка наводит на весьма и весьма серьезные размышления. Задумаемся и над таким, не менее озадачивающим вопросом: когда мы представляем себе травяной зеленый, или ультрамарин, или лимонно-желтый, мы имеем в виду точно такой же цвет, что и любой другой человек, или нет? Даже если не учитывать разницу в индивидуальном восприятии, для всех, кто работает в индустрии графики, этот вопрос является критическим, и ответ на него образует самую сердцевину производственного процесса.

Здесь есть две проблемы: во-первых, достоверность цвета и, во-вторых, возможность его точного воспроизведения. Пока художник проектирует графику на своем компьютере, он заботится о том, чтобы используемые им цвета хорошо сочетались друг с другом и производили должное впечатление на зрителя. Но если не использовать систему управления цветом, то можно только догадываться, что увидят зрители, если будут смотреть на это произведение в каком-нибудь ином месте, отличном от рабочего места автора, или на другом устройстве или носителе, а не на мониторе. Увидит ли зритель именно то, что было изначально задумано?

Раньше дизайнер мог сам отнести свою работу в типографию, собственноручно проследить за правильностью цветового баланса и в случае необходимости внести необходимые поправки. Сегодня же работу можно отправить в типографию электронным способом, а то и вовсе опубликовать в Интернете, где цветовые параметры мониторов зрителей проконтролировать абсолютно невозможно. Единственный способ гарантировать, что все зрители увидят одно и то же, — это использовать управление цветом.

Мир идеального цвета

Управление цветом — это процесс, обеспечивающий строгий контроль за генерацией, воспроизведением и выводом цветов в изображениях и документах, позволяющий поддерживать постоянство цвета на всех этапах технологической цепочки и гарантирующий, что копия документа, отпечатанная сегодня на одном принтере, будет выглядеть точно так же, как и та, что будет отпечатана завтра на другом цветопробном устройстве на противоположном конце планеты; или та, что будет отпечатана на том же самом принтере, но через год.

Ядром любой эффективной системы управления цветом является цветовое профилирование, и с этой точки зрения всеобщее признание получила система ICC, которая в последнее время становится стандартом de facto. Аббревиатура ICC расшифровывается как International Color Consortium — Международный консорциум цвета. Это группа из почти 50 компаний с совершенно разной рыночной ориентацией, но каждая из них так или иначе заинтересована в управлении цветом. Консорциум ICC был организован в 1993 году и сначала носил название ColorSync Consortium. В то время в группу входило всего восемь компаний, возглавляемых фирмой Apple. Первоначальной целью данного сообщества была спецификация нового формата для цветовых профилей. Впоследствии группа трансформировалась в консорциум ICC и расширила свои цели и устремления.

Цветовое профилирование — это метод создания описаний, используемых для преобразования цветов из цветового пространства одного устройства в цветовое пространство другого таким образом, чтобы на обоих устройствах цвета оставались насколько возможно идентичными. Различные устройства обладают разными цветовыми гаммами (гамма — это количеством цветов, которые может воспроизвести данное устройство), поэтому профилирование — это не всегда точное отображение цветовых пространств. В дополнение к этому внешние условия, при которых просматриваются документы, редко поддаются стандартизации, что также служит причиной несовершенства системы.

Тем не менее в идеальном мире, чтобы поддержать постоянство цвета на всех этапах графической технологической цепочки, ко всем компонентам этой цепочки необходимо применить цветовое профилирование в стандарте ICC. То есть каждое устройство должно иметь цветовой ICC-профиль. И хотя для каждого устройства может существовать стандартный профиль общего назначения, построенный производителем данных устройств, в наиболее критичных к цвету ситуациях необходимо построить свой собственный профиль, соответствующий в точности тем условиям, в которых используется данный конкретный экземпляр устройства.

В начало

В начало

Как его получить?

В качестве примера можно привести издательство Future Publishing (издательство, выпускающее журнал Computer Arts). Там используется программа LinoColor фирмы LinoType. Для начала была сгенерирована тестовая цветовая таблица в стандарте IT8. Ее послали по электронной почте в типографию. Там эту таблицу отпечатали именно на той машине, на которой будет печататься собственно журнал. Полученная таблица была проанализировали с помощью фотоспектрофотометра — устройства для измерения отпечатанных цветов. Замеры цветов производились примерно по 200 точкам в таблице, а разница между отпечатанными и электронными версиями цветов была занесена в базу данных. Эта база данных и есть окончательный ICC-профиль конкретной печатной машины.

Чтобы обеспечить точность монитора, используемого для просмотра тестовой таблицы, этот монитор тоже необходимо измерить и профилировать, и, хотя методы такого профилирования слегка отличаются от рассмотренных нами выше, в конечном итоге получается тот же самый ICC-профиль, который представляет собой таблицу трансформаций цвета между монитором и тестовой таблицей. Этот профиль затем используется компьютером для модификации интенсивности и тона посылаемых на монитор цветов. Если вы предполагаете использовать сканированные изображения, сканер тоже необходимо профилировать, и этот процесс также не сложнее вышеупомянутых.

В конце концов, после всего этого профилирования ситуация сведется к тому, что можно будет взять фотографию, отсканировать ее и распечатать, и на любом этапе этого процесса — и на экране компьютера, и на бумаге — цвета изображения будут идентичны оригиналу (при условии, что интенсивность света и плотность красок, используемых в устройствах вывода, будет постоянной).

Однако эта радостная картинка омрачается несколькими проблемами. Наверное, самая большая из них — это проблема контроля за обстановкой, окружающей каждое из устройств вывода. Для начала отметим: для того чтобы монитор давал стабильный цвет, ему необходимо дать как минимум полчаса на разогрев. Кроме того, на монитор не должен падать прямой свет, причем окружающий свет должен иметь цветовую температуру примерно 5000K. Чтобы избежать воздействия отраженных цветов, стены рабочей комнаты должны быть
окрашены в голубовато-серый цвет, и дизайнер должен быть одет в нейтрально окрашенную одежду! Конечно же, это идеалистические пожелания, и даже в таком крупном издательстве, как Future Publishing, практически невозможно выделить для каждого дизайнера замкнутое пространство, в котором он мог бы работать в полной изоляции.

В начало

В начало

Печать на бумаге

Если работа предназначена для вывода на печать, то ее авторам необходимо осознавать, что в этом деле тоже есть немало самых разных, но одинаково вредоносных ограничений. Существенное значение здесь имеет выбор бумаги. Бумага без покрытия (немелованная — например газетная или бумага для лазерного принтера) гораздо более пориста, чем бумага с покрытием, что приводит к увеличению растискивания (размеров пятна, образующегося в результате впитывания краски) и, следовательно, к затемнению изображения.

Таким образом, чтобы получить действительно точные, аккуратные профили, необходимо строить отдельные профили не только для каждого типа принтеров, но и для каждого типа бумаги, который будет использоваться на данном принтере. Чем больше типов бумаги используется, тем менее практичным становится такой дифференцированный подход, и пользователь все более склоняется к использованию ICC-профилей общего назначения.

В издательстве Future Publishing были созданы профили, соответствующие двум крайним и одному среднему сорту бумаги, а затем построен профиль, который представляет собой средние арифметические значения для этих трех наборов данных. Конечно же, подобный профиль редко показывает абсолютную точность, но такое приближение оправданно с точки зрения технологичности и снижения издержек.

Вообще говоря, использовать профили необходимо только в тех ситуациях, когда бывает важно воспроизвести цвета очень точно. При печати документов на домашнем струйном принтере стоимостью менее 300 долларов не стоит ожидать очень точного попадания в цвет. Тем не менее производители издательских программных систем, таких как Corel и Adobe, выпускают все больше профилей не только для дорогих профессиональных, но и для дешевых бытовых устройств. Эти профили являются профилями общего назначения, поскольку их производители не могут точно знать, какими свойствами будет обладать бумага, которой вы будете пользоваться, однако и такие профили — это важный шаг вперед на пути к тому, чтобы все зрители увидели то же изображение, что и его авторы.

В начало

В начало

Оборотная сторона медали

Работа над стандартом ICC еще далека от завершения, и сам стандарт тоже, разумеется, еще не совершенен. К примеру, несмотря на то, что базовый формат данных уже определен, консорциум еще не специфицировал метод преобразования данных между цветовыми системами, цветовой охват которых не совпадает друг с другом. Чем это чревато? Представьте себе, что вы генерируете профиль, преобразующий изображение 24-битного RGB-монитора в цветовое пространство 16-битного CMYK-принтера. В такой ситуации неизбежна потеря четкости изображения.

Математические расчеты, лежащие в основе такой трансформации, выбираются по усмотрению авторов профиля, а различия между математическими методами очевидным образом ведут к различным результатам вывода. В прошлом номере нашего журнала был приведен обзор некоторых из программных решений для профилирования устройств. К тому же, хотя идеальные условия для просмотра документов, экраных изображений, отпечатков, слайдов и пленок, безусловно, существуют, четкого определения таких условий, в которых можно было бы увидеть истинный цвет этих объектов, нет. А это приводит к еще большей несогласованности в оценке качества цвета.

Единственный способ преодоления такой несогласованности — использование корпоративных ярлыков (или тэгов), то есть файлов с дополнительными описаниями, разъясняющими ситуацию для определенной группы пользователей. Например, специалисты издательства Future Publishing могут подготовить тэг, в котором принимались бы во внимание неадекватные условия освещения на рабочем месте дизайнера, влияющие на восприятие цветов.

Конечно же, должно пройти еще немало времени, прежде чем цветовое профилирование позволит нам создавать технологические цепочки с абсолютно стабильной цветопередачей, и в этом смысле нам еще есть куда двигаться (поскольку всегда будет существовать компромисс между удобством, доступностью и точностью этих процессов). Тем не менее ICC-профилирование уже сейчас существует на всех основных компьютерных платформах и, судя по всему, станет стандартом на ближайшее десятилетие.

Стандарт этот довольно-таки прост и пытается представлять собой легко масштабируемое решение, настолько полное и исчерпывающее или, наоборот, настолько мягкое и нестрогое, насколько это требуется пользователю. Возможно, это не идеальный вариант, но он служит стартовой площадкой для нового поколения высокоточных цифровых издательских систем.

В начало

В начало

Теория хаоса

Калибровка цвета — процесс трудоемкий и непрерывный. Это не та проблема, которую можно решить раз и навсегда и потом забыть о ее существовании. На этот процесс оказывают влияние десятки и десятки мелких факторов, каждый из которых в отдельности мало значим, но по мере накопления они могут порождать огромные волны погрешностей, способных захлестнуть и потопить под собой весь печатный процесс.

Это воплощенная теория хаоса! Например, монитор следует менять каждые полтора года, в сканере необходимо регулярно проверять лампы и по мере необходимости заменять их или заново калибровать само устройство. Плотность красок в принтере тоже непрерывно изменяется. В общем, на каждом этапе производственной цепочки постоянно возникает множество мелких вариаций, и только путем неустанного, кропотливого, я бы даже сказал, скрупулезного соблюдения строгого набора технологических процедур, включая регулярный контроль за рабочим режимом, можно гарантировать наиболее точное воспроизведение цветов. Возможно, это звучит нудно и утомительно, но так оно и есть на самом деле.

Следующим шагом развития должна, конечно же, стать автоматизация процесса диагностики, чтобы нам с вами не приходилось проводить часы и часы за этим занятием. Хотя инициатива в управлении цветом принадлежит платформе Mac, на которой уже давно применяется система ColorSync, платформа Windows 98 и 2000 сегодня тоже поддерживает профили мониторов и принтеров. В комплект Windows входит огромное количество профилей устройств на основе цветового пространства sRGB. Все это прямо ассоциируется с попытками стандартизовать потребительский рынок. Система Windows также поддерживает цветовые профили ICC, так что, если к вашему монитору или принтеру прилагается такой профиль, его можно легко вставить в операционную систему, а не использовать от случая к случаю в зависимости от того, с каким приложением вы работаете.

Дополнительную информацию об управлении цветом в стандарте ICC и о его значении для будущего можно получить на Web-сайте International Color Consortium по адресу www.color.org

КомпьюАрт 5'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства