КомпьюАрт

8 - 2000

Черный фон для цветной репродукции

Нина Аваткова

Художники часто применяют в качестве дизайнерского элемента черный фон или черное обрамление вокруг цветного изображения. Казалось бы чего проще, но при печати именно этого элемента в типографии возникают серьезные трудности, особенно при многокрасочной печати по-сырому, то есть на четырехкрасочных машинах в один прогон.

Очевидное следствие этих трудностей — перетискивание краски на оборотную сторону листа (отмарывание) или же недостаточная чернота фона по сравнению с самым темным участком («черным») на самом цветном изображении. Попробуем рассмотреть, как оптимально построить черный фон на растровых цветоделенных диапозитивах для триадной печати. В том числе в ситуациях, когда этот фон должен быть визуально нейтральным или иметь тепловатый — коричневатый или холодноватый — синеватый оттенок. Попробуем в этом разобраться.

На предприятии, которое имеет дело с выводом на фотопленку файлов, изготовленных совершенно разными исполнителями, особенно хорошо видно, какой малообъяснимый разнобой существует среди операторов НИС в этом вопросе. Последствия особенно наглядны, когда выполняющее фотовывод предприятие еще и выступает как печатник. На растровых диапозитивах можно встретиться со случаями, когда черный фон выполнен заливкой (размер растровой точки S = 100%) одной черной краской и когда в него «вложили все четыре триадные краски, каждая по S = 100%, то есть когда общая суммарная площадь запечатанного составляет SS = 400%. И в том и в другом случае врядли возможно рассчитывать на хороший результат, и это предсказуемо. В связи с этим смотрится вполне закономерно, что задача и идея четко разобраться, каким именно следует оптимально формировать черный фон, сложилась именно на такого рода предприятии — в репроцентре с печатной базой. Эта идея принадлежит Сергею Сироте из Московской фирмы «Делай вывод». Эта же фирма изготовила и отпечатала в рабочих условиях тест-форму. По результатам обработки этой тестовой печати силами ВНИИ полиграфии и приведены экспериментальные данные в предлагаемой статье.

Рассматриваем типичную ситуацию, когда и цветное изображение и черный фон вокруг него печатаются одновременно, заодно, в триадной четырехкрасочной печати. Условия изготовления фотоформ и печати следующие: фотоформы линиатурой 70 л/см (175 л/дюйм), максимальная сумма размеров растровых точек на черном фоне не свыше 285 % (total).

Размер растровых точек для черной краски представлен в трех вариантах: с относительной площадью 90, 95 и 100%. Бумага-мелованная плотностью 150 г/м2, триада печатных красок Европейской цветовой гаммы, порядок наложения красок ЧГПЖ (KCMY), подачи печатных красок и плотности плашек в соответствии с нормативами, показатель растискивания dot gain по 50%-ой точке порядка 13%; четырехкрасочная печатная машина типа Heidelberg Speedmaster 52-4. При анализе и обработке оттисков денситометрические измерения проведены на цветном денситометре Макбет TR-927 в статусе Т (т.е. с широкозональным синим светофильтром) установка нуля отсчета — по печатной бумаге; колориметрические измерения выполнены на Хроматометре Minolta CR200в в системе CIE-1976 Lab для источника света D65, установка нуля отсчета — по эталону белизны.

Состав теста для выбора комбинации для черного фона с указаниями размеров растровых точек для использованных красок на каждом поле теста приведен на рис. 1.

Рассматривая данную журнальную иллюстрацию, надо иметь в виду, что и бумага и другие условия печати здесь отличаются от тестовых. Приводимые численные значения показателей печати иные, но закономерности и выводы остаются неизменными. При желании читатели журнала КомпьюАрт сами могут для условий печати журнала провести анализ, подобный выполненному нами для условий работы предприятия «Делай Вывод». А уж сравнительная визуальная оценка величин оптической плотности и степени отклонения от нейтральности доступна каждому читателю.

Отбор элементов для теста выполнен по предварительному анализу шкал цветового охвата «Атласа МЦК». Ни в Атласе, ни в тесте нет поля, где все четыре краски присутствуют в виде плашек с S = 100% и общей суммой 400% — просто мы не хотели априорно портить продукцию, поскольку это увеличение суммарной площади запечатанного все равно не приведет к увеличению максимальной плотности на оттиске, но при печати по-сырому с очень высокой степенью вероятности приведет к отмарыванию. Тем, кто хочет в этом убедиться, можно рекомендовать посмотреть пример перетискивания черного фона на оборот следующего листа в альбоме-каталоге к выставке прекрасного художника А.Зверева Выставка проходила в Третьяковской галерее и к ней полиграфической фирмой, активно рекламирующей высокое качество своих работ, был подготовлен альбом-каталог, весьма дорогостоящий. Обидно было видеть, как испортили это красиво задуманное издание — вполне приличные по цветоделению и воспроизведению цвета живописных оригиналов репродукции и явная интенсивная безобразная черная грязь от отмарывания. Но вернемся к тому, какие соображения и задачи следовало бы иметь в виду, планируя построение черного фона для цветной картинки. Принимаем во внимание следующие соображения:

  • во-первых, фон должен быть достаточно черным и никак не светлее участка черного на живописном поле изображения. Желательно, чтобы фон был темнее черного на рисунке хотя бы на одну ступень светлоты. Здесь резерв состоит в том, что на рисунке чтобы не потерять различение деталей в глубоких тенях, мы при цветоделении нормально не применяем Sмакс. = 100%, а для сплошного фона это вполне допустимо. Кроме того, к черной краске на фоне можно добавить в некотором количестве и цветные краски: одну, две или все три;

  • во-вторых, по цветовому тону черный фон может быть задан как визуально нейтральный («истинно черный») или как имеющий цветной оттенок: например, теплый красновато-коричневатый или холодный, с голубоватым оттенком;

  • в-третьих, общая суммарная площадь запечатанного на растровых диапозитивах не должна грозить появлением отмарывания и желательно быть минимальной, но без потери величины максимальной плотности на оттиске;

  • и здесь же следует иметь в виду, что желтой краски в формирование фона следует вкладывать как можно меньше или совсем ее исключить. Это связано с недостаточной прозрачностью и печатно-техническими свойствами красок с желтым пигментом. Неприятностей можно ожидать практически при любом порядке наложения красок при печати по-сырому.

Это связано с тем, что на невысохшую желтую краску плохо переходят другие краски, в результате чего цветовой тон бинаров, например, красных цветов, на оттиске будет отличаться от того, что оператор видел на экране. Поэтому часто рекомендуют такой порядок наложения, когда желтая краска печатается сверху (KCMY). Это иногда выгодно еще и потому, что она обладает наиболее высоким глянцем из красок триады. Но у этой медали есть и оборотная сторона, что особенно важно иметь в виду, когда речь идет о черном фоне. Желтая краска (хотя в названии пигмента и есть слово «прозрачный») прозрачна недостаточно. И когда желтая печатается поверх остальных красок, особенно плашкой, на оттиске появляется светлый лоск, снижающий визуальную плотность запечатанного. В этом очень легко убедиться, если отпечатать желтую плашку поверх плашки черной краски Ч+Ж (KY) и сравнить этот бинар рядом с чистой черной плашкой. Вы увидите и без денситометрических измерений, что желтый лоск на бинаре заметно снизит плотность черного поля.

Все перечисленные выше соображения и были учтены при формировании состава теста для решения вопроса о структуре черного фона (см. рис. 1). Рассмотрим теперь результаты печати и сделаем выводы.

Если фон должен быть визуально нейтральным, то проще всего кажется отпечатать тремя красками сбалансированное трехкрасочное серое (эквивалентную нейтральную плотность — ЭНП) и добавить к ней черное. Нейтральность на уровне нейтральности черной краски при этом гарантирована. Остается только вопрос о величинах ЭНП и черной для достижения максимальной оптической плотности четырехкрасочного оттиска и о возможной минимальной растровой сумме, при которой эта величина не уменьшится. На рис. 2 представлен фрагмент номограммы, показывающей изменения величины оптической плотности ряда ЭНП при добавлении к нему черной краски в количествах 90, 95 и 100% (по S% на растровых диапозитивах). ЭНП — это эквивалентная нейтральная плотность, численно равная оптической плотности нейтрального серого поля, сформированного тремя цветными красками (Dсер. 3xкр). В данном примере состав баланса цветных красок в ЭНП соответствует тем соотношениям баланса для красок триад европейской цветовой гаммы, которые заложены в программах цветоделения типов Photoshop и Linocolor. На рис. 1 это крайний левый ряд. На рис. 2 он представлен по горизонтальной оси количествами голубой краски в ряду ЭНП (Sг в энп, %). Рассматривается участок до Sг = 70% (S Sг,п,ж = 186 %), величина ЭНП для Sг = 70% равна 0,82, всего оптические плотности в приведенном на рис. 2 ряду ЭНП изменяются от 0,10 до 0,82. Величина Sг в энп = 70% соответствует такой вполне употребительной структуре печатного синтеза при цветоделении, когда применяется средняя степень замены цветных красок черной в GCR и достаточно большое максимальное количество черной краски, например, S = 95%. Тогда при Sг в энп =70% и Sч =95% общая максимальная сумма размеров растровых точек (total) составит 186 + 95 = 281%.

На рис. 1 и номограмме рис. 2 представлены три уровня наложения черной краски на ряд ЭНП, соответственно S = 90, 95 и 100%. На рис. 1 — это три черных ряда рядом с полями ЭНП) денситометрические и колориметрические показатели этих полей черной краски приведены в таблице 1. Колориметрия здесь нам понадобится при рассмотрении вопроса об эталоне нейтральности и цветовых различиях для черного с добавлением одной и двух цветных красок .

В данном примере DЕab рассчитано по сравнению с эталоном нейтральности в координатах системы CIE–1976 Lab. Величина DЕ меньше 3,0 признается как пренебрежительно малое цветовое различие.

По таблице 1 следует, что если мы будем печатать черный фон одной черной краской, ее плашкой S = 100%, то плотность фона не превышает Dсер = 1,6 (1,59). В то же время из номограммы рис. 2 следует, что при S Sг,п,ж,ч  = 281% (Sг макс в энп = 70%, Sч макс = 95%) плотность черного участка на живописном поле рисунка составит 1,73 и превысит плотность черного фона. Если такой вариант не предусматривается, то, естественно, что черный фон надо печатать плашкой черного с добавлением цветных красок. Если увеличить для фона Sч макс до 100% (а общую сумму, соответственно до 285%), то при Sг в энп = 70% оптическая плотность фона немного превысит уровень участка черного на рисунке. Если просто требуется выровнять черное на рисунке и фоне, то можно еще снизить величину ЭНП и S Sг,п,ж,ч для черного фона. При Sч = 100% оптическая плотность 1,73 (принимаем ее в этом примере за своего рода «эталон» для оптической плотности черного как соответствующую черному участку на четырехкрасочном рисунке) будет получена уже при Sг в энп = 64% и, соответственно при общей сумме S Sг,п,ж,ч = 261%.

Итак, можно сделать первые выводы, а именно:

  • при формировании черного фона для цветной репродукции следует использовать черную краску с Sч = 100%, т.е. плашку;

  • черный фон, составленный только из одной плашки черной краски при черной краске средней интенсивности, будет иметь более низкую оптическую плотность, чем точка черного на цветном рисунке;

  • при увеличении плотности черного фона за счет добавления к плашке черной краски эквивалентного серого можно получить одинаковые значения оптической плотности на фоне и черного на рисунке при меньшей суммарной растровой плотности на фоне (в данном примере при Sч = 100% SSг,п,ж,ч = 260% взамен Sч = 95% и SSг,п,ж,ч = 280%).

Номограмма на рис. 2 наглядно показывает, что чем выше сумма размеров растровых точек, накладываемых при печати, тем выше фактор неаддитивности для складываемых плотностей. Например, арифметическая сумма плотностей (ведь плотности прозрачных слоев по определению складываются) для ЭНП = 0,82 для Sг = 70% и черной плашки с Dсер. ч.= 1,59 составляет 2,41, а реальная оптическая плотность четырехкрасочного оттиска для этой суммы составляет всего Dсер. 4хкр. = 1,75 (неаддитивность эквивалентна D D = 0,66).

Для того же печатного синтеза при Sг в энп = 50% (Dсер. = 0,47, S Sг,п,ж = 123 %) и черной плашке с Dсер. ч. = 1,60 неаддитивность при сложении плотностей эквивалентна D D = 2,07 — 1,67 = 0,40. Причина этой неаддитивности главным образом в наличии разбеливающего зеркального отражения непосредственно от поверхности суммарного красочного слоя. К тому же свою роль играет и ухудшение перехода красок при увеличении суммарной площади запечатанного. Отсюда следует, что при составлении черного фона важно, чтобы черная краска как наиболее темная составляющая в любой комбинации для фона была возможно более интенсивной, с высокой оптической плотностью. Роль других, более светлых, составляющих красочных слоев для фона и их вклад в увеличение суммарной плотности фона существенно менее значителен. Позволю себе в заключение данной статьи еще раз немного остановиться на этом вопросе — о роли зеркального отражения при сложении плотностей красочных слоев, поскольку суть явления важна не только для понимания его роли, но и для прямого планирования технологии печати.

Пока же это соображение позволяет нам ставить вопрос о том, что черный фон можно без потери его оптической плотности сформировать с подложкой не из трехкрасочного серого, а из одной или двух цветных красок. Сразу исключаем желтую по причинам, которые уже обсуждали выше и рассматриваем применение голубой краски, пурпурной и их бинара. Понятно, что здесь речь будет идти не только о степени черноты фона, но и о сохранении его визуальной нейтральности, если она требуется, и о получении фона с теплым или холодным оттенком, если он запланирован дизайном.

Поскольку в данной задаче два параметра — визуальную нейтральность или цветность фона и степень его черноты нельзя рассматривать раздельно, то для оценки результатов по тесту будем пользоваться колориметрией в той же системе CIE 1976 Lab. Будем иметь в виду и помнить, что, как уже указывалось выше, собственно черная краска при Sч = 100% (Dсер. ч. = 1,60) имеет светлоту L = 1,72 и отклонение цветности от нейтральности D Eab = 1,8. В нормальном печатном четырехкрасочном синтезе на рисунке в точке черного (по отношению к оригиналу) на оттиске Dсер. 4хкр.= 1,73, L = 14,6 при S S4х кр = 281% и Sч = 95%. Если для фона при том же трехкрасочном сером использовать плашку с Sч = 100%, то при S S4х кр = 286% плотность фона увеличится до Dсер. 4хкр.= 1,75 и L = 14,4, а Dсер. 4хкр.= 1,73 можно получить при S S4х кр = 260%.

Эти данные и будут отправными точками для сравнения. Учтем так же, что в данном эксперименте неравномерность оптической плотности черной краски составляет |0,06| — от 1,56 до 1,62, что можно считать нормальным и что это соответствует изменению L от 19,2 до 17,2. Конкретные значения Lч для рассматриваемых рядов с Г, П красками и фиолетовым бинаром приведены на соответствующих рисунках и далее в таблицах.

Рассмотрим, какой фон можно сформировать из черной и голубой красок (крайняя правая группа рядов на тесте). Методика оценки приемлемости фона как визуально нейтрального здесь и для двух следующих вариантов комбинирования черного и цветной «добавки» следующая: 1 — измеряем колориметрические координаты полей теста L, a, b; 2 — рассчитываем отклонения цветности от нейтральности D Eab; 3 — строим зависимость отклонения от нейтральности D Eab от величины субтрактивной координаты цветной «добавки» (S, %) — рисунки 3, 4 и 5; 4 — выбираем критические точки для D Eab, которые являются визуальной границей нейтральности D Eab = 3 и D Eab = 6 и для этих точек определяем субтрактивные координаты S% цветной «добавки» и светлоту L суммарного цвета. Сравниваем полученные величины L с приведенными выше показателями для сравнения.

На рис. 3 и в таблице 2 приведены данные, характеризующие фон, полученный из черной и голубой красок, по показателям отклонения цветности фона от нейтральности и показатели светлоты L. Отклонения от визуальной нейтральности D Eab рассчитаны по отношению к истинно нейтральному цвету, в системе Lab это соответствует а = 0 и в = 0, независимо от величины светлоты L. Рисунок 3 показывает, как меняется цветность черного фона из черной краски с S = 95% (первый вариант) и S = 100% (второй вариант) при добавлении к этим фонам ряда из голубой краски в диапазоне процентов растровых точек Sг % от 20% до 90%.

Другие краски не добавляются. На рис. 3 (и последующих подобных зависимостях) отмечены два уровня отклонения цветности от нейтральности D Eab = 3 и D Eab = 6. Первая величина (D Eab = 3) оценивается наблюдателями как ничтожное различие и может рассматриваться как вполне нейтральный цвет; второе значение (D Eab = 6) является границей отклонения по цветности для цветной репродукции с достаточно высокими требованиями к качеству. Графики рис. 3 показывают, что в случае, когда черная краска на фоне составляет не 100%, а 95%, заметное отклонение цвета фона от нейтральности наступает значительно быстрее. В таблице 2 и на рис. 3 показаны величины светлоты для граничных точек. Собственно плашка чистого черного в этом ряду составила Dсер. ч. = 1,57 и L = 19,0. С этой величиной и будем сравнивать черноту черно-голубого фона.

В таблице 2 для показателя степени черноты полей фона вместе с величиной светлоты L приведена соответствующая значениям L величина эквивалентной оптической плотности, обозначенная в таблице как Dсер. эквив.. Индекс «сер» введен чтобы обозначить, что степень почернения рассматриваемого цветного фона эквивалентна степени почернения нейтрально-серого поля соответствующей плотности. (Пример: для L = 17 степень черноты поля, имеющего голубоватый цветовой тон (D Eab = 11,7), соответствует черноте нейтрального по цвету поля с Dсер. ч. = 1,63) Индекс «эквивалентная» обозначает, что речь идет о хроматическом цвете.

Из рис. 3 и таблицы 2 очевидно, что как и следует ожидать, при использовании для черно-голубого фона черной краски в количестве Sч = 95% отклонения по цветности растут быстрее, а светлота уменьшается медленнее, чем при применении для такого фона черной краски в количестве Sч = 100% (плашка). Чернота фона, превышающая плотность черной плашки, достигается при Sч = 95% только при очень заметном отклонении от нейтральности (см. графу 2 в табл. 2). Практически использование Sч = 95% для черно-голубого фона вообще нецелесообразно. В таблице 2 приведены показатели степени почернения (L и Dсер. эквив.) и отклонения по цветности от нейтральности (D Eab) для ряда точек при Sч = 95% и Sч = 100%, которые характеризуют весь диапазон изменения цвета в рассматриваемом синтезе (графы 1-2 и 3-4). В таблицу введены и точки, соответствующие границам цветов, воспринимаемых как практически нейтральные (графы 5 и 7, D Eab = 3), а также цвета с допустимым отклонением от нейтральности (графы 6 и 8, D Eab = 6). При использовании для фона черной плашки Sч = 100% величина D Eab = 3 соответствует комбинациям Sч = 100% и Sг = 32% (L = 18,4 Dсер. эквив. = 1,59); при этом степень черноты фона на очень небольшую визуально незаметную величину превышает плотность одной черной плашки (L = 19,0 Dсер. эквив.= 1,57). Величина D Eab = 6 при Sч = 100% соответствует комбинации Sч = 100%, Sг = 58%, при этом чернота цвета является максимальной из вариантов, рассматриваемых как допустимые по нейтральности (L = 16,9 Dсер. эквив.= 1,63).

Значение плотности фона Dсер. эквив.= 1,63 выше, чем плотность одной черной плашки, но ниже, чем плотность черного участка на живописном поле четырехкрасочного рисунка (1,63 против 1,73).

Итак, если использовать для построения черного фона пару красок — голубая и черная, то:

  • целесообразно применять черную краску в виде плашки (Sч = 100%);

  • достаточно строго нейтральный цвет получат при комбинации Sч — Sг в виде 100% и 30-35%; при этом почернение фона практически такое же, как и у одной черной плашки;

  • допустимый по нейтральности наиболее темный цвет соответствует Sч — Sг в количествах 100% и 58-60%. Цвет темнее, чем чистая черная плашка, по светлее, чем четырехкрасочное черное на рисунке;

  • если требуется получить черный фон с синим оттенком, то можно использовать соотношения Sч — Sг в количествах 100% и 90%, D Eab при этом равно 9,4. Приведенные выше выводы суммированы в таблицу 3.

На рис. 4 и в таблице 4 приведены показатели плотности и отклонения от нейтральности для фона, составленного из черной (Sч 95% и 100%) и пурпурной красок (ряд полей с Sп от 20% до 90%).

При той же методике анализа, что была применена для фона из черной краски с голубой, основные закономерности повторяются. Отличие для фона из черной и пурпурной красок состоит в том, что при добавлении пурпурной краски цветовые различия растут быстрее, чем в паре черная-голубая. В точке, определяющей границу максимального введения пурпурной краски при Sч = 100% (Sч = 100% и Sп = 90%) графа 4, почернение фона достигает в эквивалентном светлоте плотностном выражении Dсер. эквив. = 1,71, т.е. равно максимальный плотности черного поля на четырехкрасочном рисунке. Но цветность здесь значительно и заметно отличается от нейтральной (D Eab = 12,5). При введении еще совсем небольшого количества пурпурной краски (Sп = 20%) минимальное цветовое различие уже превышает значения D Eab = 3. Соответственно имеем D Eab = 3,7. На границе допустимого отклонения от нейтральности, при D Eab = 6,0 для Sч = 100% и Sп = 35% светлота соответствует Dсер. эквив.= 1,59 (графа 8 в табл. 4). Это значит, что для зрительно нейтрального поля по степени почернения фон с пурпурной краской не имеет преимуществ перед фоном с голубой краской. Если же мы хотим получить красновато-кориченевый фон (Sч = 100% и Sп = 90%, графа 4 табл. 4), то он будет иметь более высокую степень почернения, чем фон из черной и голубой красок (D Eab = 12,5; Dсер. эквив.= 1,71). Наиболее употребительные варианты фона из черной и пурпурной красок суммированы в таблице 5.

Приведенные выше данные показали, что добавление одной цветной триадной краски к черной плашке создают темный фон, в котором довольно быстро появляется хроматичность, но потемнение фона увеличивается немного, особенно если требуется сохранение визуальной нейтральности. Для того, чтобы увеличить уровень почернения фона, в состав теста был включен вариант, с цветной (фиолетовой) подложкой из голубой и пурпурной красок одновременно (в неравном количестве).

Показатели отклонения от нейтральности и величины почернения приведены на рис. 5 и в таблице 6. Отклонения цветности от нейтральности во всех приведенных в таблице вариантах структуры фона ниже, чем при применении одной пурпурной или одной голубой краски. При этом (см. рис. 5), начиная с определенных уровней добавки фиолетового, увеличение отклонения от нейтральности практически прекращается и для фона с плашкой черного остается на уровне допустимого значения, близкого к D Eab = 6 (6,2-6,4).

Величина почернения для структур фона из Sч = 100% и фиолетового добавления выше, чем в предыдущих вариантах аналогичного назначения. В том числе достигаются значения эквивалентной плотности Dсер. эквив. , равные оптической плотности точки четырехкрасочного черного на рисунке (1,73, см. графу 8 в таблице 6) и превышающие это значение (1,79, см. графу 4 в таблице 6). При этом S Sг,п,ч не превышает 270%. Рекомендуемые структуры фона из черной плашки с добавлением фиолетового приведены в таблице 7.

Эти варианты вошли и в итоговую таблицу 8, которая поможет выбрать нужную структуру фона в зависимости от назначения фона, учитывая черноту фона и заметность его цветового оттенка. Примеры четырех вариантов черного обрамления показаны на стр. 68.

В заключение остановимся еще на одном вопросе, имеющем существенное значение в формировании оптической плотности черного фона. Речь идет о роли зеркальной составляющей и ее влиянии на суммарную, визуальную оптическую плотность. Отражаясь непосредственно от поверхности, не проникая в слой краски, она, увеличивает коэффициент отражения от красочного слоя, разбеливает его. Если измерить прозрачный краской слой на просвет, то его оптическая плотность окажется значительно выше, чем в отраженном свете. Это связано именно с тем, что зеркальная составляющая в проходящем свете не измеряется. Каждому известно, что на глянцевых, гладких поверхностях, в том числе и на печатной бумаге, и измеряемая на денситометре и визуально воспринимаемая оптическая плотность, особенно в теневых участках, значительно выше, чем на шероховатых, матовых поверхностях. Здесь дело состоит в разной форме индикатрисы отражения для гладких и шероховатых поверхностей. На шероховатых поверхностях от ровного по цвету фона она будет иметь шарообразную форму, а на гладких часть зеркальной составляющей концентрируется в виде достаточно узкого пучка, образующего блик на окрашенной поверхности. И человеческий глаз и денситометр, благодаря его геометрии измерения, могут «увернуться» от этого блика и увидеть поверхность без этой разбеливающей шороховатую, матовую поверхность величины. Но этой же объективной причине существует и разница между величиной оптической плотности на только что отпечатком «сыром» оттиске и фоне высохшем. Влага создает более глянцевую поверхность. После высыхания и впитывания краски зеркальная составляющая распределяется уже равномерно по всей запечатанной поверхности, от нее нельзя «увернуться». Отсюда и снижение величины оптической плотности на сухом оттиске.

Из всего предыдущего анализа мы видим, что на четырехкрасочном оттиске черный фон не превысил величины 1,79, а на фоне, где складывалось ЭНП (трехкрасочное серое), равное Dсер. энп.  = 0,82 и черная плашка с Dсер. ч. = 1,59, суммарная плотность составила всего Dсер. 4хкр. = 1,75. Арифметическая сумма плотностей при этом составляет не 1,75, а 2,57. Разница в величину D D = 0,78 приходится на разбеливающую составляющую, которую можно вычислить. Даже если не вдаваться в подробности математики, а просто предположить, что зеркальная составляющая имеет среднюю величину в 1 %, то это прибавляет к коэффициенту отражения собственно красочного слоя D r = 0,01.

В рассматриваем примере:

Для D = 2,57 величина r составляет 0,00269, при добавлении D r она увеличивается до r = 0,01269, итоговая величина оптической плотности D составит 1,90. Это еще не реально полученная величина 1,75, но уже ближе к ней. Это значит, что или зеркальное отражение чуть выше 1 % или к нему еще добавляется влияние влияние переноса красок при S Sчгпж = 286%. Оба этих фактора и создают неаддитивность при сложении плотностей D D = 0,78.

Учитывая наличие зеркальной составляющей и роль гладкости запечатываемой поверхности, можно принять некоторые меры для увеличения оптической плотности черного фона. Во-первых это, конечно, применение достаточно интенсивной черной краски, с высокой оптической плотностью. И во-вторых принятие мер, увеличивающих гладкость запечатываемой поверхности, ее глянец. Это может быть и грунтовка и лакировка. Для фона, состоящего из черной плашки и других красок, эти краски (например Г + П в последнем примере) не только вносят свою небольшую долю плотности в суммарное почернение, но и служат своего рода грунтом. Белая грунтовка может наноситься под иллюстрацию на шероховатую поверхность, например, офсетную немелованную бумагу, и довести этой мерой иллюстрацию до такого образа, как она выглядела бы отпечатанной на мелованной бумаге. Но самая радикальная мера — это лакирование оттиска. В этом случае плотность фона может достигать величины D = 2,0 и даже выше. Ведь если с фона из одной черной плашки снять лакированием зеркальное отражение в 1%, то черная плашка с D = 1,59 уже превратиться в D = 1,80., а 1,79 фона из черного с фиолетовой добавкой из Dсер. эквив.  = 1,79 в величину 2,23.

Лакирование печатным лаком будет менее радикальным, но также вполне может увеличить итоговую оптическую плотность на D D = 0,2 и даже выше. Так что при формировании черного фона есть выбор, чтобы получить его в триадной печати достаточно темным и без отмарывания, а, если так задумано, то и с цветным оттенком.

КомпьюАрт 8'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства